Виктор Викторович Тен в книге «Прощай обезьяна» подчеркивает, что так называемый «труд» человека был особого свойства. Он отмечает, что многие животные трудятся. Возьмем муравьев, которые культивируют тлей. Они занимаются «животноводством» не менее грамотно, чем люди.
Виктор Тен подчеркивает: труд у животных обязательно закрепляется в инстинкт. И Тен продолжает:
«Рабочий муравей без труда существовать не может. Он живет, чтобы трудиться. Человек, наоборот, трудится, чтобы жить. Если бы у людей был инстинкт труда, то все люди, живущие на нетрудовые доходы, давно вымерли бы. А они процветают. Живут лучше большинства трудяг. У людей есть другой инстинкт – творческий. Они гибнут и сходят с ума без новых впечатлений. Пожизненная камера-одиночка страшнее смерти. Творчество – это не обязательно сочинение стихов. Творческое отношение к жизни не всегда означает создание чего-то нового. Хитроумный вор – тоже творец. Гений общения, которому подражают, создает новые манеры и тем самым творит культуру. Человек, способный оценить новое в искусстве, – творец, ибо художники начинают ориентироваться на него. Скорее всего, стадии инстинктивного труда в прошлом человечества вообще не было, а иначе в нашей психике остались бы ментальные следы в виде “трудовой зависимости”».
1.6. Ранние HOMO
…Деревья исчезли и обезьяны очутились на земле независимо от их желания. Те же из них, которые не приспособились к изменившемуся образу жизни, вероятно должны были погибнуть. Это могло случиться со многими обезьянами, но одна ветвь обрела, благодаря счастливому стечению обстоятельств, иной путь в качестве новой формы.
Немецкий антрополог Ганс Вейнерт (1887–1967). «Происхождение человечества» (книга вышла в 1932)При всем разнообразии гипотез, объясняющих появление людей, во главу угла почти неизменно ставятся два события, которые, как считается, имели ключевое значение для начала процесса гоминизации. Эти события – переход части высших обезьян (гоминоидов) от преимущественно древесного образа жизни в лесах к преимущественно наземному существованию в открытых или мозаичных ландшафтах, и освоение ими прямохождения. …Если бы удалось объяснить, что именно привело к смене среды обитания, что обусловило изменение способа передвижения, и, главное, почему эти два события сделали невозможной (или недостаточной) адаптацию обычным биологическим путем, подтолкнув к реализации культурного (то есть, прежде всего, интеллектуального) потенциала, то главную проблему антропогенеза можно было бы считать в общих чертах решенной.
Леонид Борисович Вишняцкий. «История одной случайности, или Происхождение человека»А есть и такие вопросы, на которые мы, возможно, никогда не получим окончательного, бесспорного ответа. Прежде всего, это касается вопросов о причинах. Почему наши предки стали ходить на двух ногах? Почему у них стал увеличиваться мозг? Даже имея машину времени, получить строгие ответы на эти вопросы было бы крайне трудно. Но у нас нет и машины времени. Все, что у нас есть, – обезьяны, камни, кости и гены. Безусловно, из них можно извлечь море ценнейшей информации, но все-таки вряд ли мы когда-нибудь сможем сказать абсолютно точно, почему два с небольшим миллиона лет назад в некоторых популяциях гоминид особи с чуть более крупным мозгом начали оставлять в среднем больше потомков, чем особи с мозгом меньшего размера.
Александр Марков. «Эволюция человека. Кн. I. Обезьяны, кости и гены»Мы продолжаем вести расследование того, как возник на нашей планете человек. Идем по обезьяньему «следу». Эта научная экскурсия, предпринятая многими известными антропологами, длится уже полтора столетия. К великому сожалению, результаты розысков, так сказать, научные «уловы» пока еще не столь велики.
Рисуется такая картина. Обезьяны обитали-де в основном на ветвях деревьев, жили в роскоши тропиков, кормились плодами, размножались. Но тут стряслась беда. Климат 2,5–3 миллиона лет тому назад начал меняться. Наметилась тенденция к похолоданию и иссушению, возникли сезонность и нестабильность климата.
Тропические леса начали редеть, привычные источники пищи – прежде всего, растительной – оскудевали. Одновременно быстро росли участки саванны. Тут обезьяне тоже было чем поживиться. В саванне было немало пищи, разнообразной и питательной. Термиты, личинки, птичьи яйца, мелкие грызуны, костный мозг падших животных. Правда, здесь обитало еще и множество опасных хищников – гиен, львов…
Но, так или иначе, в этот критический момент плюсы перевесили минусы, и, как полагает большинство антропологов, древесные обезьяны в основной своей массе все же переселились на землю. Превратились в наземных животных.
А следующим этапом в жизни наших далеких предков стало прямохождение. Они стали существами двуногими, освободив передние конечности – руки, которым быстро нашли достойное применение. И все это вместе можно определить как первую культурную революцию в истории человечества.
Все вышесказанное кажется правдоподобным, стройным и ясным, не оставляющим места для каких-либо сомнений. Но они есть. Вот что в своей книге «История одной случайности, или Происхождение человека» пишет известный российский антрополог Леонид Борисович Вишняцкий:
«В самом деле, рассуждая об антропогенезе, мы часто представляем дело таким образом, будто обезьяна только и мечтала о том, чтобы очеловечиться и рада была использовать для этого всякую подвернувшуюся возможность. Это, однако, весьма сомнительная посылка. Если обезьяна о чем и мечтала, то лишь о том, чтобы быть сытой, не достаться на обед леопарду, иметь возможность почаще спариваться (самцы) и благополучно вырастить родившееся потомство (самки). Большинству сохранившихся до наших дней гоминидов удалось добиться всего этого, не становясь людьми, т. е. не используя – сверх некоторого необходимого минимума – культурные средства приспособления. Единственное исключение – гомо сапиенс. Почему же предкам этого вида не удалось «удержаться» в естественном состоянии? Почему им пришлось начать использовать свой интеллектуальный и культурный потенциал гораздо более активно, чем это делали другие, обладавшие примерно аналогичными способностями и задатками, виды гоминидов.
Задав эти вопросы, мы, как, видимо, заметил читатель, вновь вернулись к уже сформулированной выше проблеме “пускового механизма” антропогенеза».
Еще мысли о прямохождении. Поднявшись с четверенек, обозревая саванну, высматривая добычу или врага, ранний Homo имел в своем арсенале свободные руки. Он мог бросать камни, подавать сигналы сородичам. Наконец, способен был вооружиться простейшим средством защиты от хищников – палкой.
Чем больше функций привыкли выполнять руки, тем благоприятнее складывалась жизнь обладателя этих рук. Человек учился делать руками сложнейшие вещи, пользоваться ими. Именно производство и применение орудий считаются определяющим признаком, по которому археологи опознают древних людей.
И все же пару миллионов лет назад человек оставался слабым и забитым существом, изо всех сил боровшимся за свое существование. Вот каким его образ рисует в своей книге «Человек разума» Вячеслав Анатольевич Заболотных:
«Предлюди не были крупными животными. Рост самок составлял примерно 120 см, а рост самцов не превышал 150 см. Самки весили около 35 кг, а самцы примерно 50 кг. Их лица очень напоминали лица человекообразных обезьян. Широкий плоский нос почти сливался со щеками. Лоб был низким и покатым. Костный валик далеко выдавался над глазами. Макушка была очень низкой, а затылок маленьким, особенно в сравнении с большим выдвинутым вперед лицом. Объем мозга не превышал 500 кубических сантиметров. Биомеханические исследования скелета предчеловека показали, что он ходил, полностью выпрямившись».