Реклама и PR. Смена стратегий в новую эпоху - Карцева Екатерина Александровна страница 2.

Шрифт
Фон

Стратегия развития цивилизации XX века имела преимущественно экстенсивный характер. Принципиальное отличие стратегии XXI века акцент на интенсивное развитие, имеющее своей основой рациональный подход. Такую стратегию можно назвать ноосферной стратегией. Современными учеными введено в оборот понятие «ноосферного баланса»  т. е. разумного потребления и ускоренного воспроизводства ресурсов в глобальном природном балансе планеты [11].

Президент Российской Федерации В. В. Путин упомянул о концепции Вернадского на саммите стран АТЭС в 2010 году как об объединяющей человечество платформе, в которой сочетаются интересы стран, народов, природы, науки и подчеркнул, что на фундаменте учения о ноосфере строится сегодня концепция устойчивого развития.

В свою очередь, концепция устойчивого развития невозможна без экологического сознания человека. Становление экологического сознания характеризуется всеобщностью, пересмотром основных мировоззренческих вопросов, опорой на научные исследования, соединенные с гуманистическими ценностями, способностью жертвовать личными интересами ради общественных, стремлением действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете.

1.2. Экологическое сознание реальность XXI века

К концу второго десятилетия XXI века понятие «экология» приобрело глобальное значение и, можно сказать, оказывает на общество некое магическое действие. Переживаемый в наши дни «экологический бум» явился результатом не только крайне неблагоприятных для человека изменений в биосфере, но и реакцией на эти изменения в сознании социума. Общественное сознание вплотную приблизилось к пониманию важности сохранения окружающей среды и, как следствие этого понимания,  к новой оценке местоположения человека в природе.

В соответствии с концепцией «ноосферного баланса» люди должны научиться включать отходы своей деятельности в природные биогеохимические циклы или создавать подобные циклы искусственно. Основными способами такого включения служат:

 возвращение продуктов жизнедеятельности в биогеохимические природные циклы;

 создание «техногенных месторождений» вместо «техногенных свалок»;

 переработка отходов.

Такой возврат продуктов жизнедеятельности является самым простым и дающим быстрый эффект направлением.

Помимо создания технологий переработки и включения отходов в биогеохимические циклы еще более органичным в преодолении взгляда на природу как на объект человеческих потребностей является изменение мышления людей, возникновение «эко-мышления». В 70-х годах прошлого века американские ученые ввели в обиход термин «инвайронментализм» (от англ. environment окружающая среда), пришедший, по их мнению, на смену «антропоцентризму» [15]. Согласно данному направлению для формирования универсального «инвайронменталь-ного сознания» необходимо принятие следующих принципов:

1. Единство мира система, в которой человек не рассматривается в качестве отдельной, самостоятельной фигуры, отделенной от окружающей среды; природная среда и человек синкретичны.

2. Биосферный эгалитаризм равная, имманентная самоценность всех живых существ, их не нарушаемое деятельностью человека право жить в условиях биологических цепочек.

3. Экологическое самообеспечение тенденция к снижению потребительских запросов и пересмотру материальных стандартов.

4. Сфера духовной жизни должна расширяться и качество ее улучшаться, основываясь, в том числе, на высокоразвитых информационных технологиях.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что учение о ноосфере и инвайронментальное мышление, являясь последовательными этапами осмысления эффективного и разумного взаимодействия с природой, формируют понимание не прагматической ценности природы, а, прежде всего, ее социокультурного значения для человека [16].

Эко-мышление становится нравственной позицией человека в XXI веке. В наши дни активно формируется неэгоцентрическое мировоззрение, для которого характерны:

 экологическая целесообразность, отказ от противопоставления человека и окружающей среды;

 восприятие природных объектов как самоценных безотносительно их ценности для человека;

 поиск баланса во взаимодействии человека с природой;

 стремление разумно ограничивать материальные потребности при пользовании природными благами и понимание важности сохранения многообразия жизни на планете.

При этом преобладающие жизненные ценности, установки, традиции, все, что входит в понятие «социокультурный фактор», в определенной степени оказывают влияние на производство продукции или деятельность сферы услуг. Люди, как правило, готовы использовать те продукты и услуги, которые соответствуют их этническим, религиозным, социальным и культурным ценностям. Таким образом, «эко-мышление» начинает оказывать существенное влияние на производителей товаров и услуг по причине популярности или непопулярности их действий в глазах потребителя, наделенного экологическим сознанием.

Нельзя не согласиться с цитатой исследователя: «Экологическое сознание воздействует на духовную жизнь общества, а также на экологическую практику, не только через блок экологических понятий, но и путем экологизации иных форм общественного сознания и областей общественной жизни» [19].

В контексте нашего исследования мы рассматриваем экологическое сознание как социокультурный фактор оказывающий существенное влияние на формирование потребительского спроса и предпочтений потребителей.

1.3. «Эко-мышление» в рекламной и PR-деятельности

Реклама неотъемлемая часть современного социума, посредством которой индивидуум сопричастен всему обществу, она выполняет целый ряд социально значимых функций, в том числе, формирует символы, создает стереотипы поведения, отражает социокультурные изменения и др. Активная вовлеченность человека в систему социальных коммуникаций приводит его как к утрате ряда морально-этических, правовых, идеологических и других норм и ценностей общества, которые он усваивает через рекламные коммуникации в том числе, но и способствует формированию новых норм и ценностей, моделей поведения, связанных с национальным характером или с глобальным трендом.

Принято считать, что коммерческая реклама это инструмент конкурентной борьбы, в то время как социальная призвана решать другие задачи. Однако в настоящее время коммерческая реклама активно откликается на социальный запрос, вбирая в себя настроения, превалирующие в среде потребителей. Необходимость привлечь потребителя диктует производителям проведение более гибкой рекламно-маркетинговой политики, в которой учитываются тенденции изменения общественного сознания. Инструменты PR-деятельности используются корпорациями для конструирования и поддержания имиджа, и имидж этот должен быть лоялен потребителю.

Самый протяженный по времени и известный широкому кругу людей во всех странах экологический PR-проект, безусловно, «Гринпис» (от англ. Greenpeace зеленый мир)  созданная в 1971 году в Канаде как международная независимая неправительственная экологическая организация. По отчету 2015 года организация насчитывала порядка 42 млн онлайн-последователей. В поле зрения организации находятся такие проблемы, как глобальное изменение климата, сокращение площади лесов от тропиков до Арктики и Антарктики, чрезмерный вылов рыбы, коммерческий китобойный промысел, радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами, сохранение озонового слоя. С начала существования организации целью всегда было создание общественного резонанса и привлечение внимания СМИ к конкретной экологической проблеме. За все время деятельности данной организации ее активисты придумывали и осуществляли различные дерзкие PR-акции, среди которых были и уничтожение урожая генномодифицированной пшеницы в Австралии, и протест против затопления нефтяной платформы компанией Shell, и акция на Всемирном автосалоне в Париже, когда члены «Гринпис», протестуя против загрязнения атмосферы выхлопными газами, приковали себя к автомобилям, и много других резонансных выступлений.

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге