Зазвенел звонок. Я мягко обратился к Кристине:
Со мной все в порядке, садитесь.
Но все сорок пять минут я не мог отделаться от ее пристального взгляда. Я говорил об основных чертах индустриальной революции в Великобритании, а потом бежал то был последний урок и пятница завтра университет и это совсем другое дело, а у нас сегодня пьянка с Николаем (он готов прийти в форму) и нашими друзьями Пашей, Ромой, Димой и Артемом.
Выбежал, закурил, сел в автобус и меня унесло в мечту.
5. Артем (Симпозиум акт I)[13]
Шумящий бар в центре города. Официантки, скользящие, стелющиеся грациозно меж столиков, заняты своим делом и вызывают симпатию, особенно некоторые. Длиннопальцая пианистка Инга наигрывает игристые пассажи. Официантка А. прищелкивая пальцами выдает небольшую фиоритуру: «О дорогой, драгоценный мужчина, ты сердца коснулся моего, не зная, о в чем же причина, украл, забрал ты его». Официантка Н., словно спонтанно, ответствует ей в брассовой стилистике: «Сижу у ночи на пороге, и нами пройдены дороги, и там, у твоего крыльца, где разбиваются сердца, уж нет мне места, трата-та». У барной стойки сидит длинноволосый господин лет за пятьдесят в поношенном костюме, он щиплет белокурую официантку Софи за бок и смеется. У дальней стены расположен стол, за которым восседают пятеро, входит шестой Николай, он направляется к компании. Константин и Павел призывно ему машут. Николай садится за стол, скромно потупившись, за столом идет шумная беседа, особенно спорят Константин, Павел, молодой человек буйной предрасположенности и Артем, сухощавый молодой господин (да, собственно, они все молоды).
Павел: Садись, Коля, удовольствие здесь высшее благо.
Официантка Р.: Ах, теперь я одна, приди со мной на встречу, и я тебе отвечу и синевласою меткою помечу, гляди! Ты ведь погиб, и мой сей перегиб
Артем: Это важная тема, и ты, Коля, только со мной согласишься. Так ведь?
Николай: Я вообще не в теме
Артем: Ты, в теме! Тема одна любовь. Вот и спорим.
Николай: Ну я пасс прошмыгал.
Павел (с печальной улыбкой): Да, конечно, ты пасс.
Инга (под аккомпанемент клавиш): О, золото волос, и тихий шепот роз
Артем: А, ты возьми и помолчи, Паша. Вопрос то серьезный осмотрели его со всем вниманием. Исходил я много дорог с ним, а ответа так и нет. А вот вопрос, хитрый. Можно ли научиться любви?
Николай мысленно расстался с жизнью, только таких вопросов ему сейчас не доставало.
Инга: То недоступно до прозы, и куст, взрастивший розы
Константин: научиться, конечно, можно, как известно. (подскакивает и берет за руки синеволосую официантку Р.): О, Лотта ЛитЛидируй ты в сем месте, я словно семга на нересте, бросаю взгляд на твой яркий цвет, так дай ответ.
Официантка Р.: И в темных переулках, мы тихо обжимались и мой постылый господин, которому мы не признались, думал, что лишь он один
Артем: Я придерживаюсь иного мнения ведь любовь это чувство спонтанное, произрастающее в нас помимо нашего желания. А учиться ей, это уже неволя. Тут и любви не остается. Дивлюсь я тебе Костя, научиться любить это ведь значит смириться.
Константин: Но я учился (отпускает официантку Р.). Там, где пивал я «Маргариту», была у меня такая Рита. И я хотел понять, но срок был дан мне малый. Хорошо сказано научиться любить, значит смириться. Но ведь в примирении к законосообразному и состоит учеба. Сначала ты этого не знал, а потом примерился той или иной меркой и вот ты уже подходишь к человеку как подходящему тебе, главное, чтобы примирение это шло с обоих сторон. О, те печальные времена
Артем: Вот не надо снова заливать про свои несчастные похождения, уже наслушались, сам виноват, как по мне. Не сумел удержать контроль в своих руках. Вечно ты велся на глаза, что смотрели на тебя и говорили тебе, да, почему бы и нет. Но ведь любовьэто как грозовой разряд!
Константин: Аатак все-таки контроль как что-то калькулируемое, управляемое, значит и с отношениями так же?
Паша: Ох и задрали вы, ей-богу, лучше бы как белые люди нажрались (бросает лукавый взгляд на Ингу, скрывая собственные страсти и печали, что давно в прошлое умчали).
Компания из шести человек, чокаясь выпивает по рюмке текилы.
Паша: Официантка!
Через минуту у стола появляется миловидная белокурая барышня лет двадцати с огромной косой.
Официантка: Вам повторить?
Павел: Да, и на всехДевушкаа как вас зовут, простите за нескромность?
Официантка: Софи.
Дмитрий и Роман издают восхищенный стон.
Инга: И стук колес и звонкий мирМирмир и все его пороки
Константин: ну вы мне тут не сбивайте дело, он начал поддавать. Раз контроль то, процесс рациональный, а чему рациональному нельзя научиться? Структура нашей мысли, сообразная структуре постигаемого. И разве, в конечном счете, любовь это не тот же проект, в коем ты находишь себе прибежище, по прошествии первой вспышки
Артем: Ну врешь, а разве каждая законосообразность рациональна? Вот стану я подбрасывать монетку и каждый раз там будет выпадать «орел» как в пьесе, сюрреализм же чистый, но законосообразность, и о чем это говорит? Что мы или вы должны по этому поводу думать?
Роман: Ты на нас всех намекаешь что ли?
Константин: герр Уильям. И его interpretation Розенкранц и Гильденштерн, увы, увы
Артем: Ой, да конечно, вы и не думаете пока говорить не начинаете.
Константин: У меня странное ощущение, как будто за нами кто-то подглядывает
Павел: Успокойся, мы не в бане и даже не в туалете.
Константин: но ощущение четкое. Может и не глупо это все, орлы решки
Приходит официантка Р., со столиком на ножках, на нем водружено несколько небольших стаканов, точнее один побольше и две рюмки. Официантка наклоняется к Константину и целует его в ухо, шепча: «это интермедия». Потрепанный господин за барной стойкой заливается смехом. После чего всем разливается текила, а Константину вручается диковинный коктейльный набор, официантка поджигает большой стакан, а когда Константин почти допивает его через трубочку, вливает в него две оставшиеся рюмки. Официантка укатывает столик на середину зала, исполняя зажигательный танец с подрыгиванием ногами.
Константин: Вот теперь я достиг дзена. Все понятно, любви можно научиться.
Павел: Ага, это зависит от того, кто разливает.
Официантка Н.: Прошли те годы, когда мы, в ожидании Годо, но так и не случилось, я однатеперь сама, не знаю, Боже, мой милый состоял в масонской ложе
Константин: Любви можно научитьсяведь так жемы привыкаемсвыкаемсяпритираемся, камень к камню, ладонь к ладони, рука к руке. Мы смиряемся черт возьми, находим свою нишу, сидим там и греемся в нише, которую сами избрали. Ах, неужели все так? И в поисках свободы, мы находим лишь неволю. Но ведь имеет место должное то, как оно должно быть!
Павел: Костя, ты гремишь латами поражения, как будто готов выкинуть белый флаг, того гляди начнешь танцевать республику Сало.
Константин: Но ведь ерунда какая-то получается, научиться любить лишь учиться мириться с ошибками другой стороны. Я так не хочу! Любовь истинная, Любовь большая! Больше Татр и размерок наших примирений. Должно быть иначе.
Артем: В чем-то ты прав, если это правда зовется любовью, то уже в самом ее понятии акт интуитивного постижения, но ведь надо стремиться, стараться! А стараниеи впрямь рационально
Официантки устраивают пиротехническое шоу со столиком, полным всяких жидкостей.
Инга: Как рек Блез Паскальв Моисее и китайцах, ты заблудился среди кральи не поймал ни одного из зайцев
Константин: я все задумчивее и задумчивее, вот знаем ли мы что выпадет орел, даже если он выпадал уже сто девяносто девять раз. Игроки на шахматном поле, пешки судьбы и случая!
Николай: Что ты сказал, какие еще пешки?
Константин: на шахматном поле, я может и путаюсь, но значит так надо.