Наконец, религиозность в обыденном, повседневном виде также не является главным объектом познания Космософии. На протяжении веков реальное мистическое стремление постичь и пережить Абсолютную Истину для многих, увы, превратилось в формальные атрибутивность и ритуальность, лишённые живого духа. Особенно такое положение дел свойственно для западной религиозности, ибо Запад исторически был более ориентирован на земное, в силу чего околодуховные чаяния Запада, из-за его заземляющей тенденции, приобрели поверхностный, формальный характер, чего не скажешь о Востоке. Разумеется, там и там всегда были, есть и будут исключения, так что данное замечание нужно принимать лишь в самом общем смысле.
В силу всего вышесказанного становится понятно, что мистика, эзотерика, оккультизм в их истинном значении (то есть как то, что непосредственно ведёт к незримой внутренней Реальности, постигаемой за внешними объектами материальной кажимости, к прямому переживанию Бога) есть то, что является основным предметом пристального исследования Космософии. Сто́ит всё же заострить внимание на том, что такой избранный подход не отвергает философию (идеализм), науку (материализм) и религию (мифологию), а исключительно мистицизм (трансцендентализм7) выдвигает якобы на передний план. Не совсем. Данными направлениями познания Космософия не пренебрегает, ибо это как раз противоречило бы её интегральному Духу. Дело в том, что в Космософии всё расстанавливается на свои места согласно своему роду и предназначению в контексте Единого Божьего Замысла, исходящего из Его Премудрости. Подобно тому, как колёса автомобиля служат для одного, корпус для второго, а руль для третьего, так и различные подходы к восприятию Единой Реальности (материалистический, идеалистический, религиозный и мистический) также предназначены каждый для своего. Причём особенностью здесь является то, что идеализм способен гармонично в качестве одной из своих составляющих включать в свою картину мира материализм, а мистицизм точно так же способен включать в свою картину мира идеализм и материализм вместе. Таким образом, здесь всецело соблюдается интегральный, холархический подход, без однобоких нигилистических тенденций.
Именно интеграция различных мистических (а при необходимости религиозных, философских и научных) подходов с целью найти То Единое, Что одновременно скрывается за всеми ними и просвечивает сквозь них, и является приоритетным направлением исследования Космософии. Для этого Космософия рассматривает различные мистические учения и традиции, которые существовали в прежние времена, а также которые возникли совсем недавно, чтобы, опираясь на собственную методологию8, гносеологически, посредством мистического опыта постигнуть суть Единой Реальности, осознать и пережить как можно более полную Истину, из которой произошёл весь ноуменально-феноменальный9 мир.
Отметим, однако, что интеграция, о которой идёт речь в Космософии, не есть плюрализм, которому свойственно признавать все точки зрения правомерными, но при этом уравнивать их, смешивая без разбора и создавая в конечном счёте мировоззренческую неразбериху и отсутствие целостности. В Космософии нет места подобного рода легкомысленности, основанной, как правило, на лени и комфортабельной уступчивости. Интегральный путь, о котором идёт речь в Космософии, заключается в том, чтобы, объединяя различные взгляды на Бога, Мироздание и духовный путь, всё же распознавать и образовывать в сознании разветвлённую иерархически-холархическую структуру, в которой отчётливо будет проступать уникальное, неповторимое и специфическое предназначение и местоположение каждого взгляда на Единую Реальность, благодаря чему можно будет избежать мировоззренческой путаницы и узреть максимально полно и целостно путь к Абсолютной Истине.
4. Духовно-космическое предназначение Космософии на Земле
Духовно-космическое призвание Космософии на Земле есть всеобъемлющая интеграция, единение всех истинно духовных учений и пролагаемых ими путей в единое, непротиворечивое, гармонично сочетающее различные духовно-эволюционные аспекты, глобальное метаучение10, открывающее (или раскрывающее) универсальный путь духовной эволюции человечества в Божественном Творении. Это же есть и закономерная потребность нынешнего Духа Времени, разворачивающегося в виде современной эпохи духовной интеграции на заре всеобщего духовного пробуждения.
Однако Космософия, имея духовно-космическое происхождение, существовала всегда и в различные времена в тех или иных культурах она уже проявлялась в той или иной степени на Земле. Поэтому неправомерно будет считать, что Космософия, даже в её нынешнем виде на Земле, предстала здесь впервые. Напротив, проводники Космософии на Земле воплощались и прежде, проявляя Дух эволюционно-космической Интеграции в форме многих прежних мистических учений, исполненных единства и согласия. Этим Духом Интеграции были проникнуты и наставления ведических Риши, возвещавших о бесконечном Сознании, лежащем в основе всего; и учение Христа, в котором был заложен призыв из самоотверженной любви ко Всевышнему во всеобщем чистом духовном единении восходить в Небесное Царство Истины; и розенкрейцерские эзотерические мистерии Средневековья, концентрировавшие в себе и насаждавшие по Земле семена Космической Мудрости. Этот же Дух Интеграции впоследствии проявился и в обнародованном на Земле через Елену Блаватскую учении Теософии, девизом которой стал синтез науки, религии и философии вне религиозных, национальных и расовых противоречий с идеалом общечеловеческого Братства; и в возвещённом миру учении Антропософии, принесённой Рудольфом Штайнером, исполненной Мудростью нахождения Духа во всём; и в учении Рамакришны, признававшем истинность всех религий как различных сторон Единого Пути к Богу; и в Интегральной Йоге Шри Ауробиндо, синтезирующей различные аспекты духовной эволюции человека во Вселенной; и в интеррелигиозном послании Даниила Андреева «Роза Мира».
Примечания
1
Здесь и далее под концепцией будет пониматься то, что сформировано на основе понятийных смыслов (понятий), образных представлений (образов) и словесных рассуждений (слов). Концептуальный подход, таким образом, есть синоним рационального подхода, то есть того, что основывается на мышлении, включающем в себя и рассудок.
2
Гносеология (греч.) теория познания; учение о познании; познание самого процесса познания.
3
В данном случае имеется в виду поддержание гармоничного состояния человеческой цивилизации, преисполненного мирных форм сосуществования и благоприятных взаимодействий, способствующих лишь разностороннему взаимообогащению и процветанию всех групп и членов человеческой цивилизации.
4
Эволюция (лат.) развёртывание, расширение сознания.
5
Здесь речь идёт об эволюции в широком смысле не только (и даже не сколько) о научно-техническом прогрессе, семимильными шагами происходящем сегодня, но об эволюции человеческого сознания и эволюции человеческого вида как такового, включающей прежде всего морально-этическую и культурно-духовную стороны, а не сугубо материальную. В результате такой эволюции человек на каждом последующем этапе качественно поднимается над всеми предыдущими, забирая с них всё наиболее лучшее, ценное и достойное и дополняя это тем принципиально новым, совершенным, возвышенным и интегрально охватывающем всё предыдущее, что обретается на вышестоящей эволюционной ступени.