Медитация и ее методы. Религия любви. Мысли силы - Свами Вивекананда страница 2.

Шрифт
Фон

Хорошо,  говорит Вивекананда со снисходительной улыбкой. Так или иначе, начните даже если повод, который вы выбрали, не совсем верен. Он обладает бесконечным терпением и замечательным чувством юмора. Он никогда не теряет надежду, потому что знает, знает с полной определенностью личного опыта, что Брахман, наша изначальная природа, мало-помалу притянет нас к себе.

Никогда не отчаивайтесь из-за неудач, этих маленьких падений, отступлений от идеала. Ставьте перед собой идеал тысячу раз, и, если вы провалились тысячу раз, сделайте еще одну попытку. Перед душой бесконечная жизнь. Не торопитесь, и вы достигнете вашей цели.

Это звучит весьма обнадеживающе. Может быть, он подшучивает над нами? И да, и нет. Он имеет в виду именно то, что говорит, но говорит он с точки зрения теории реинкарнации. Советуя нам не торопиться, Вивекананда намекает на то, что мы вольны, если хотим, оставаться в оковах невежества еще тысячу жизней: умирать и принимать рождение, пока нам не надоест наша обособленность и мы всерьез решим покончить с ней. Если слова Вивекананды кажутся вам обнадеживающими что ж, над вами подшутили.

А как же эта жизнь? Однажды Вивекананда заметил: Пытаясь практиковать религию, восемьдесят процентов людей становятся обманщиками, около пятнадцати процентов сходят с ума, и только оставшиеся пять процентов способны обрести непосредственное понимание беспредельной Истины.

Это вас шокирует? Если да, то представьте, как бы вы отреагировали, если бы инструктор в фитнес зале сказал вам: Разучивая эти упражнения, восемьдесят процентов моих учеников хитрят, стараясь не выполнять самые трудные детали, другие пятнадцать процентов чересчур стараются, быстро выдыхаются и все бросают, и только пять процентов действительно меняют свои физические данные. Удивило бы это вас? Конечно, нет, хотя вы, вероятно, немного бы погрустнели. Возможно, вы решили бы, зная собственную слабость, вообще не записываться в фитнес зал.

Но нет более жалкого оправдания нашего бездействия, чем наше желание быть слабым, бездуховным, недостойным. Когда мы говорим так, Вивекананда как гром гремит в ответ, что мы львы, а не овцы, мы Брахман, а не Джонсы. Потом он опять смягчается и упрашивает нас сделать по крайней мере что-то, приложить маленькое усилие, даже если мы стары, больны, обременены заботами и мирскими обязанностями, безнадежно бедны или безнадежно богаты. Он напоминает нам о том, что истинное отречение это внутреннее отречение, а не обязательно физическое. От нас не требуется отказаться от своих мужей или жен и прогнать своих детей. Нам нужно только осознать, что они на самом деле не наши; любить их как часть всепроникающего Брахмана, а не как отдельных людей. Нам также нужно понять, что так называемое наше имущество, наша собственность просто игрушки, одолженные нам на время поиграть. Нитка бисера может выглядеть так же красиво, как и бриллиантовое колье. Нет ничего плохого в том, чтобы носить бриллиантовое колье вместо бус из бисера, если мы перестали помнить о разнице в их стоимости.

Вивекананда снова и снова шутит с нами, упрашивая не терять время на раскаяние, стоны и вздохи по поводу наших прошлых грехов; просит высушить слезы и начать находить что-то забавное в этом смешном, похожем на пародию мире, к которому мы относимся столь серьезно. Вот так, по крайней мере, на некоторое время он наполняет нас мужеством.

Но Вивекананда не может посвящать всю свою громадную энергию только на то, чтобы подталкивать вперед те девяносто пять процентов малодушных, слабовольных людей. Ему нужны помощники в его работе, преданные делу мужчины и женщины, на которых он мог бы полагаться и таких он не ищет среди слабых. Время от времени в середине его лекции неожиданно звучит волнующий, зычный призыв, обращенный к пяти процентам людей сильных, еще не испорченных: «Братья и сестры! Если есть среди вас чистый, свежий цветок, пусть он ляжет на алтарь Бога. Если есть среди вас тот, кто, хоть и молод, не хочет возвращаться в этот мир, пусть он откажется от него! Пусть совершит отречение! Отречение это секрет духовности. Дерзайте сделать это. Пусть у вас хватит мужества сделать это. Великие жертвы необходимы.

Видите ли вы волны смерти и материализма, бушующие на западных землях? Видите ли вы мощь похоти и нечистоты, которые разъедают общество? Поверьте, вы не остановите эти вещи разговорами или пропагандой различных реформ, но только отречением, стоя посреди смерти и разложения как скала праведности. Не говорите ничего, пусть сила чистоты, целомудрия, сила отречения лучится из каждой поры вашего тела. Пусть те, кто день и ночь борется за увеличение своих запасов золота, увидят, что даже среди такого положения вещей существуют люди, для которых богатство не значит ничего. Оставьте богатство и похоть. Пожертвуйте собой.

Но кто сможет сделать это? Не те, кто стар или уже измучен, потрепан и побит обществом, а самые свежие и лучшие на Земле, сильные, молодые, прекрасные. Посвятите этому свою жизнь. Сделайте себя слугами человечества. Будьте живой проповедью. Именно это, а не разговоры, называется отречением.

Не критикуйте окружающих, потому что все типы вер, все учения хороши. Своей жизнью покажите им, что религия заключается не в книгах или верованиях, а в духовной реализации. Только тот, кто видел это, поймет это. Такая духовность может быть передана людям, даже если они не ведают о подарке. Все, кто достиг подобной силы дарить, становятся великими учителями человечества. Они свет небывалой силы.

Чем больше подобных людей производит страна, тем выше она поднимается. Земля, в которой нет таких людей, обречена. Именно поэтому послание моего Учителя миру таково: Станьте возвышенными! Обретите свой первый духовный опыт.

Вы столько говорили о человеческой любви, что от нее осталось только слово. Пришло время действовать. Это зов времени: действуйте! Пробейте брешь в этом бездуховном мире и спасите его!

Однажды в своей собственной жизни я услышал эхо зова времени, самым простым образом. Собралась группа людей, чтобы порассуждать о сущности религии. Некоторые из присутствующих долго, красноречиво и подробно говорили о Боге и о важности молитвы в нашей жизни. Когда последний из них закончил, внезапно раздался взволнованный возглас мальчика лет четырнадцати: Но, если все это так зачем тогда мы вообще занимаемся чем-то еще, кроме того, чтобы молиться?

Ответом ему было молчание.

Июль 1974 Кристофер Ишервуд.

*Персонифицированный образ Соединенных Штатов Америки. Образ Дяди Сэма получил особую известность во время Первой мировой войны. Тогда Дядя Сэм был изображён на плакате, приглашавшем добровольцев вступать в американскую армию и принять участие в войне на территории Европы.

Предисловие издателя

Рыба, пойманная в сеть рыбаком и принесенная на берег, бьется и прыгает на сухой земле. Она отчаянно пытается вернуться в воду, свою родную стихию. Так же и человек, чья родная стихия это Бог. Забыв свою изначальную божественную природу, он чувствует себя беспокойным и несчастным. Медитация мост, соединяющий человека с Богом. Методы медитации разнообразны, но ее основная цель помочь человеку вырваться из сети Майи (Космической Иллюзии), которая является причиной всех страданий, и вернуть покой и блаженство своему уму.

Подавленный напряжением, беспокойством, соблазнами и разочарованиями окружающего мира, чувствуя пустоту внутри, человек сегодня находится в глубоком кризисе. Он не способен определить, каковы настоящие жизненные ценности. На самом деле, он жаждет (возможно, не осознавая этого) свободы, радости, равновесия и покоя внутри. Как можно достичь этого? Ответ: с помощью медитации.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге