Во время работы в Warner Bros, мне посчастливилось учиться у ветеранов отрасли: Леса Миллера, Тима Алфорса, Верна Хеджеса, Вала Эвенсена, Кейтлин Хиетал и Гордона Барклая непревзойденных мастеров сценарного формата. Вместе с командой опытных машинисток и супервайзеров, отобранных студией, мы работали с бессчетным количеством сценариев не только Warner Bros., но и всех студий Голливуда.
Каждый день я применяю знания, полученные в Warner Bros., чтобы писать и преподавать сценарное мастерство. Эти же знания я изложил в книге, которую осмеливаюсь называть полным и авторитетным руководством, не из хвастовства, а в знак почтения к обучившим меня людям.
У «Голливудского стандарта» нет альтернатив?
Конечно, есть. Хорошие авторы с большим опытом работы в Голливуде найдут, с чем поспорить в этой книге. Я не стремился вызвать дискуссию, дискредитировать все альтернативные подходы или заклеймить непрофессионалов. Я хотел предложить авторам проверенные правила, которые помогут им писать сценарии понятно и профессионально.
Как пользоваться этой книгой
«Голливудский формат» создан как руководство, которое каждый сценарист от неофита до опытного профессионала захочет держать под рукой. Это структурированный справочник, информацию в котором можно быстро и легко найти по содержанию в начале книги. Вы можете для начала прочесть «Краткое руководство для начинающих», чтобы изучить основы. А потом буквально за секунды найти нужные правила с примерами, когда в разгар работы над текстом вам понадобится узнать, как именно оформить план точки зрения или описать особенности движения камеры.
Эта книга не затрагивает такие темы, как построение сюжета, развитие персонажа, структура диалога. Зато здесь есть информация о формате и стиле тех аспектах сценария, которые присутствуют только в тексте, но не на экране. Формат стандартен, стиль отличается разнообразием и неповторим у каждого автора.
В этом руководстве вы найдете правила стандартного оформления. Но еще множество примеров того, как, соблюдая эти правила, выработать свой собственный четкий, профессиональный, увлекательный стиль письма.
Создание отличного сценария одна из самых сложных задач. И я надеюсь, эта книга поможет вам преуспеть в этом начинании.
Краткое руководство для начинающих
Что нужно знать автору, который только начинает писать для кино и телевидения, чтобы его тексты выглядели так, будто написаны профессионалом?
Примерно десять правил.
В этой главе описываем их кратко. Дальше в книге каждое из них разбирается подробно.
Правило 1. Используйте правильный шрифт
Используйте один из вариантов: Courier, Courier New или Courier Final Draft.
Вот как выглядит Courier. Без него страница сценария не будет похожа на страницу сценария, и ее обязательно переработают в стаканчик Starbucks, из которого будет пить кофе какой-нибудь серьезный автор, пока набирает текст шрифтом Courier.
Всегда печатайте 12 кеглем. Не пытайтесь жульничать. Люди, которые по работе без конца читают сценарии, заметят это и отправят ваш сценарий в макулатуру.
Чтобы подробнее узнать, почему важно использовать шрифт Courier, 12 кегль, см. раздел «Отступы и шрифты в формате для однокамерной съемки».
Правило 2. Ставьте правильные отступы
В сценарии есть два основных типа отступов: для узкой колонки диалога в центре страницы и для остальных блоков текста. Вот пример того, как они выглядят на стандартной сценарной странице.
ИНТ. КАБИНЕТ ЛЕЙТЕНАНТА
Новый босс огромный, как вагон поезда, человек по имени КОФФИ. Он разбирает вещи, среди них много снаряжения для гольфа. Он поднимает глаза на вошедших Уилла и Бобби. Уилл протягивает руку. Он всегда знает, как себя вести, а Бобби нет дела до любезностей.
УИЛЛ
Детектив Сэмпсон, а это мой партнер детектив Лоукс. Добро пожаловать в Южный округ, Лейтенант. Слышали о вас много хорошего.
Лейтенант Коффи пожимает руку Уилла, но смотрит на Бобби.
ЛЕЙТЕНАНТ КОФФИ
Детектив Лоукс. Я слышал о вас.
БОББИ
Что именно?
ЛЕЙТЕНАНТ КОФФИ
Что вы умнее всех в этом отделе.
БОББИ
Умнее всех? Пожалуй, соглашусь.
Он расстегивает кожаную сумку для гольфа и достает клюшку.
ЛЕЙТЕНАНТ КОФФИ
И что у вас трудный характер.
Бобби не отводит глаз.
БОББИ
Думаю, вы увидите, что одно компенсируется другим.
СКЛЕЙКА:
Обратите внимание, что имена персонажей в диалоге печатаются с большим отступом. Также отметьте, что монтажный переход «СКЛЕЙКА» в конце короткой сцены располагается справа. Чтобы узнать точные отступы для каждого блока, см. раздел «Стандартные отступы в формате для многокамерной съемки».
Так как в процессе написания сценария автору нужно постоянно переключаться между этими стилями, нужен какой-то удобный способ форматирования текста. В этом вам поможет программа Final Draft или Celtx. Благодаря им автор может выставить правильные поля простым нажатием одной-двух клавиш.
Правило 3. Используйте правильную бумагу, обложку и крепление при печати сценария
Чаще всего авторы, агенты, телесети, студии пересылают сценарии в PDF. Но когда сценарий берут в работу, обсуждают варианты развития сюжета или запускают в производство, чаще всего нужны распечатанные копии, которые можно исписать комментариями. Правило такое: выбирайте самый простой вариант.
Используйте простую белую бумагу 8,5 × 11 дюймов (215,9 × 279,4 мм) с тремя отверстиями.
Соедините листы двумя медными заклепками-брадсами одна сверху, вторая снизу, среднее отверстие остается свободным. Некоторые профессиональные «читатели» воспринимают заклепку посередине как смертельное оскорбление. Я не шучу.
Обложка не нужна. Если сценарий представляет агентство, оно поставит свою обложку, прежде чем предложить покупателю. То же самое касается текстов, права на которые принадлежат студиям или продюсерским компаниям. Если вы сами продвигаете сценарий, отправляйте его без обложки или с пустой обложкой из картона любого цвета плотностью 163 г/см
2
Не скрепляйте страницы пружинами и не переплетайте в папку с тремя круглыми скобами. Не размещайте изображения на обложке. Не прикладывайте бюджет, наброски, фотографии и предложения по выбору актеров. Все это гарантирует вашему сценарию превращение в кофейный стаканчик. Не усложняйте. Пусть сценарий говорит сам за себя.
Правило 4. Ставьте заголовки сцен только там, где они нужны
В сценариях для кино и телевидения в начале каждой сцены ставится заголовок, который называет место и время действия. Иногда в него добавляется информация о том, как снимается происходящее, например, что события показываются в замедленной съемке, что все происходит под водой, под дождем, в воспоминаниях или во сне. Этот элемент текста называется по-разному: заголовок сцены, заголовок кадра или слаглайн. Вот как он может выглядеть:
HAT. МАРСИАНСКИЙ КРАТЕР ДЕНЬ
ИНТ. ПРИДОРОЖНОЕ КАФЕ ЖЕНСКИЙ ТУАЛЕТ ДЕНЬ
КРУПНЫЙ ПЛАН ОТПЕЧАТОК БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА НА РАЗБИТОЙ БУТЫЛКЕ
ФЛЕШБЭК
ПАЛАТА НОВОРОЖДЕННЫХСуществует так много разных заголовков сцен, что подробному разбору этой темы посвящена самая длинная глава этой книги, см. «Заголовок сцены».
Некоторые авторы добавляют слишком много заголовков сцен, которые засоряют текст ненужными техническими терминами, мешают читающему погрузиться в историю и создают неприятное ощущение, будто сценарист пытается делать работу за режиссера. Другие пишут заголовки слишком редко, так что сценарий кажется театральной пьесой, где все герои заперты в одной комнате.