Представленные по результатам симпозиума статьи сборника отражают авторские изыскания и наблюдения (не только эпистемические, но и личные, основанные на собственном опыте) в области литературоведения, лингвистики, психолингвистики и культуры. В предлагаемом сборнике приведены также научно-исследовательские работы преподавателей кафедры славистики Бельцкого государственного университета имени Алеку Руссо. На протяжении многих лет кафедра занимается разработкой научных филологических проблем, связанных с взаимодействием и взаимовлиянием языков и культур, диалогом национальной и всемирной литературы. Научные работы, включенные в сборник, отличаются высоким профессиональным уровнем: некоторые из них представляют собой аналитические исследования, другие синтез теоретических положений. Предлагаемые научно-исследовательские материалы, основанные на комплексном методологическим подходе и богатом фактическом материале, отражают вопросы, актуальные для современного образования в Румынии и за рубежом, продолжают и/или открывают новые плодотворные и эффективные пути для расширения и обновления рабочих гипотез, понимания и интерпретации интересных и оригинальных культурных явлений.
Структурно сборник состоит из 4 разделов:
Раздел I. Литературоведение
Раздел II. Лингвистика
Раздел III. Культурология. Художественное образование
Раздел IV. Дидактика.
Каждое исследование это отдельная пронумерованная глава в соответствующем разделе.
Раздел I. Литературоведение
Раздел I «Литературоведение» открывает исследование Владимира Бражука. Автор рассматривает рефлектирующего героя в русской литературе и советском кино. Начиная с литературной типологии «лишнего человека», разработанной в начале XIX века А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин», а затем расширенной персонажами классической русской литературы Печориным, Бельтовым, Рудиным, Обломовым В. Бражук раскрывает характерные черты данного литературного типа. На примере героя пьесы А. Вампилова «Утиная охота» и фильма В. Мельникова «Отпуск в сентябре» автор показывает эволюцию анализируемого литературного типа. В центре исследования подробный анализ функции замещения, которая является основой темы и сюжета в названных художественных произведениях.
Во второй главе Бьянка-Елена Кирилэ предлагает аргументированное исследование о поэтике выразительности, разработанной литературными критиками Александром Жолковским и Юрием Щегловым во второй половине 20 века. Полагая, что поэтика выразительности не получила достаточного теоретического освещения в исследовательской среде, автор считает необходимым сопоставить ее с другими направлениями литературной теории, позволяющими выявить типологические сходства между различными литературными школами. Цель исследования обозначить место поэтики выразительности среди других теоретико-литературных явлений, указать ту роль, которую структурная и генеративная поэтика сыграла в их становлении.
В третьей главе Лоредана Николета Илие, используя има-гологический интерпретационный подход, сопоставляет два романа, спонтанно связанные с темой путешествия: «Персидские письма» (Монтескье) и «Сёгун» (Джеймс Клавелл). Параллельно автор выявляет интертекстуальную связь с «Путешествиями Гулливера» (Джонатан Свифт) и «И пришло разрушение» (Чинуа Ачебе) художественными текстами, которые контекстуально развивают во времени и пространстве тематический троп «Другого», «Чужого». Образ «Чужого» универсально идентифицируемый образ пронизан множественными слоями культурного смысла, связанными между собой, что создает новую визуальную метафору, наделенную силой изменять людей и их умы.
Раздел II. Лингвистика
В начале раздела II «Лингвистика» в первой главе Елена Сирота анализирует своеобразие концепта «скука» в русской языковой картине мира, конкретизированного в художественном дискурсе А. П. Чехова. Исследование начинается с анализа различных определений понятия «концепт» и выявления их дифференциальных признаков. Автор фокусируется на концепте «скука», исследует его содержание и выделяет его семантический потенциал психоэмоционального и экзистенциального характера, что позволяет обозначить два аспекта концептуализируемого явления и представить их как семантические микрополя, взаимосвязанные в рамках макрополя исследуемого концепта.
Во второй главе Лаура Кармен Куцитару дает краткую оценку общего влияния орфографических реформ на графическое представление одного и того же звука в румынском языке двумя буквами: î и â. Письменность румынского языка преимущественно фонетическая, соотношение звуков и букв составляет примерно 1:1. Реформы, проведенные в XIX веке при переходе от кириллицы к латинице, были вызваны необходимостью латинизации румынского языка и имели благотворные последствия. Реформы XX века были не столь благоприятными. Впоследствии простота, отвечающая естественным устремлениям общества, была нарушена политическими решениями (сначала в 1960-х гг. во время коммунистического режима Николае Чаушеску, затем после антикоммунистической революции 1989 г. в 1993 г.). В современную эпоху, как отмечает автор, наблюдается смешение письменной фиксации у носителей и неносителей румынского языка.
В третьей главе Джеорджиана-Анамария Сэлэджян анализирует журналистский дискурс, представленный в различных коммуникативно-жанровых типах статей. Автор обращает внимание на то, насколько корректно соблюдаются три основополагающих принципа журналистского дискурса: связность, краткость и ясность. Исследователь анализирует аспекты, которые были отмечены в научной литературе, и собирает корпус актуальных текстов, подчеркивая, что в плане разработки и составления контента дискурс некоторых журналистов бесцеремонно выходит за рамки правил профессии. Основная причина, по мнению автора, кроется не только в качестве аудитории, к которой они обращаются, но и в информационном и этическом уровне того типа журнала, газеты и т. д., для которых они пишут статьи.
Раздел III. Культурология. Художественное образование
В разделе III «Культурология. Художественное образование» в первой главе предлагается исследование Иоаны-Юлии Олару. Автор акцентирует внимание на европейской палеолитической скульптуре. В истории искусства, как отмечает И.-Ю. Олару, зооморфное изображение в живописи и антропоморфное изображение в скульптуре одинаково значимы. Однако будь то в технике ронд-босс или в барельефе, человек, а точнее женщина, является предметом, превосходящим особенно по количеству предметы животного мира. Более того, когда дело доходит до антропоморфных форм, реализм зооморфных форм уступает место дополняющему художественному принципу абстракции. Палеолитические статуи создавались в практических целях, они служили идолами в культовых ритуалах, и их нельзя отнести к явному намерению вызвать эстетическое чувство. В современную эпоху наблюдается восхищение эффектом их стилистического воплощения: реализм и передача движения в изображениях животных, стилизация и абстракция в антропоморфных изображениях. Какова бы ни была их роль, скульптуры свидетельствуют о существовании художественного инстинкта и сознательного эстетического выбора палеолитического человека, особенно в случае с изображениями женщин, то есть там, где практикуется неимитационное искусство.