Душно. Рома решил открыть окно и сделал это незамедлительно. Благо пульт, который отвечал за это действо, оказался под руками. Возможности, которое открывало будущее (а для Ромы оно было настоящим), Роме не нравились. Он был немножко ретроградом. Все эти информационные технологии, бесконтактный контакт, цифровизация воспоминаний, гологровизация интимных отношений (когда можно было просто пригласить девушку для биологических интимных утех виде сексуальной, но не очень живой голограммы) Роме не нравились. Бесили. Раздражали. Гораздо больше его привлекали отношения в обычном человеческом формате: настоящее общение, разговоры с этим милым человеческим тембром голоса, который не заменит ни один компьютерный симулятор, осторожные прикосновения шершавой человеческой руки, бесконечные и нежные объятия нереально родного человека Рома бежал от этого, как от огня. Однажды поняв, как это ему нравится, он стал избегать этого так, как будто сама огненная геенна посягает на его воображаемое спокойствие.
За окном чувствовалась приятная весенняя прохлада. Похоже, прошел дождь, который Рома, занятый суетой своих мыслей, сначала даже не заметил. Этот необычно свежий воздух обещал что-то новое, таинственное, неизведанное, возможно, то, что произойдет уже только тогда, когда Ромы не будет на этом свете, ведь, возможно, уже сегодня он выпил ту самую таблетку, начиненную злополучным ядом
«Надо срочно вызвать Агнессу», вдруг решил Рома и решительно приступил к реализации задуманного.
Вызвать Агнессу было не так уж и сложно. Для этого было достаточно нажать комбинацию из нескольких кнопок на пульте, управляющем умным домом Ромы, и очаровательная Агнесса уже была готова выслушать любые словесные пассажи Ромы и исполнить любые желания, что обеспечивали предусмотрительно вложенные в нее создателем алгоритмы.
«Все в этом мире сегодня зависит от программ и алгоритмов», думал Рома. Ему нравилось программирование. Этому ремеслу он научился давно, еще на первых курсах университета. С тех пор хлеб насущный он зарабатывал себе путем написания различных алгоритмов и кодов, начиная с программ для обработки данных и заканчивая различными мобильными приложениями и компьютерными играми. Хотя, как уже было сказано выше, Роме нравилась работа программиста, все же алгоритмы и коды начали его раздражать.
«Все кругом сплошные алгоритмы! думал он. Никакой свободы воли! Все кем-то предначертано, предрешено. Для всего уже давно написан свой алгоритм. В том числе и для моей скудной жизни».
От этих мыслей Роме стало грустно, и он вспомнил одно из своих недавних стихотворений, посвященных компьютерной мышке. Ему казалось, что в этих строках он сумел «схватить» всю фатальную сущность бытия.
Да, Рому уже давно волновал один философский вопрос: есть ли свобода воли, а также ряд сопутствующих вопросов: волен ли человек распоряжаться своей судьбой, или единственный выбор, который он может совершить, это решение жить или умереть? Неужели только в этом состоит свобода воли?
Когда Рома учился на третьем курсе в университете, у него была прекрасная преподавательница философии. Именно поэтому Рома великолепно помнил древнегреческую философию и, в частности, философию атомистов. Атомистами этих философов называли потому, что они полагали, что все в мире состоит из мельчайших единообразных частиц атомов. В мире существуют лишь атомы и пустота, так учили Левкипп и Демокрит. Концепт пустоты нужен был им для того, чтобы обосновать движение атомов. Ведь атомы должны были где-то двигаться! Пустота для Левкиппа и Демокрита была неким прообразом ньютоновского абсолютного пространства как некоего вместилища материальных тел и места, где они могли бы совершать движение. Согласно атомистам, все в мире это результат движения и определенного столкновения атомов. Все происходящее в мире это результат столкновения и спонтанного соединения атомов. По мнению Демокрита, если бы мы знали, как именно атомы изначально двигались в пустоте и каким образом сталкивались и соединялись друг с другом, мы могли бы предсказать любое событие будущего. Таким образом, у атомистов все в мире абсолютно фатально, подчинено року, судьбе. Человек в концепции атомистов абсолютно лишен свободы воли и свободы выбора. Да и душу атомисты толковали оригинально. По их мнению, душа тоже состоит из атомов и после смерти тела атомы души рассыпаются.
А что такое душа? Есть ли вообще то, что люди обычно называют душой?
Еще со студенческих времен Рома помнил материалистическую трактовку, согласно которой нет никакой души, а есть сознание, которое есть функция головного мозга. Нет мозга нет сознания. И нет никакой души. Соответственно, нет никакого бессмертия. А значит, нет никакой разницы жить или не жить.
Его мысли вновь вернулись к Агнессе.
Рома назвал ее Агнессой в честь католической святой.
Не пошло ли это, называть голографическую проститутку именем прекрасной и невинной девушки? Об этом Рома задумался только сейчас, и ему стало немного противно от себя самого и стиля своего мышления.
Иногда Роме казалось, что Агнесса умеет чувствовать радость и печаль, обиду и раскаяние, усталость и любовь. Хотя где-то в глубине своего сознания он понимал, что это лишь его иллюзии.
Агнесса была лишь простой компьютерной голограммой, настраиваемой определенным образом в соответствии с потребностями заказчика и функционирующая на основе технологий искусственного интеллекта.
Внешность этой голографической проститутки можно было настроить так, как желал ее «хозяин», равно как и имя, на которое она бы откликалась, было не в ее воле. Да и вообще, можно ли говорить о наличии воли у какой-то голографической игрушки?
Хотя Агнесса и носила католическое имя, она была словно срисована с японских аниме. Выбирая внешность, Рома сделал ее блондинкой (в память о Ней) с немного волнистыми волосами средней длины. Она чем-то напоминала ему одну из девочек из старенькой компьютерной игрушки-рассказа под названием «Бесконечная весна». Та весна, когда он навсегда оставил ее, действительно, стала для Ромы бесконечной.
Он проходил эту игру много раз много раз один, несколько раз с друзьями. С Ней он тоже начинал в нее играть. Во время их коротких последних встреч Рома привозил с собой ноутбук, запускал игру и наблюдал, как Она ее проходит. Во-первых, ему было просто любопытно, какой вариант развития событий выберет она. Во-вторых, ему просто нравилось смотреть на Нее и на то, как Она увлеченно занята каким-то делом (причем тем, которым она занимается с интересом именно по рекомендации Ромы). Похоже, ей тоже нравилось, как Рома за ней наблюдает. Однако до конца в эту игру он с Ней не доиграл. Он просто однажды больше Ей не написал и не приехал. Именно так эта весна и стала для него бесконечной.
Да, аниме были уже не в моде в Роминой стране лет восемь десять. Причина достаточно банальная обострение международных отношений на фоне агонии загнивающего западного капитализма.
Но разве любовь к аниме можно выбить из сознания упоротого анимешника? Конечно, нет! Вот и Рома до сих пор был влюблен в анимешные сюжеты и обожал анимешных героев.
Подобно тому, как раньше, в начале двадцатого века, тайно распространяли подпольную революционную литературу, Рома добывал свои манги. Раньше в электронном виде онлайн. Потом в электронном виде на электронных носителях. Когда это стало невозможным то на бумаге. Надо же! 2036 год, а творчество на бумажном носителе опять в цене!