Духовный отец преподобного Серафима Вырицкого – преподобный Варнава Гефсиманский - Валерий Павлович Филимонов

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Духовный отец преподобного Серафима Вырицкого – преподобный Варнава Гефсиманский файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Валерий Филимонов

Духовный отец преподобного Серафима Вырицкого преподобный Варнава Гефсиманский

По благословению Преосвященннейшего

КОНСТАНТИНА

епископа Тихвинского,

ректора Санкт-Петербургской Духовной

Академии и Семинарии


© Авторский текст, материалы и фотографии В. П. Филимонов, 2002 г.

© В. П. Филимонов, издательство «Сатисъ»  оформление, оригинал-макет, 2002 г.

* * *


Знамение времен

Жить для смерти и умирать для жизни Сын Бога Живаго Господь наш Иисус Христос даровал высший смысл земному человеческому бытию. Земля это место изгнания человека, временное пристанище, где дана ему возможность приуготовить себя к жизни вечной. Движимый Духом Святым, благословенный угодник Божий святитель Игнатий Брянчанинов возглашает: «Род человеческий разряд существ падших. Земля преддверие ада Спаситель соделал ее преддверием Рая».

Когда душа начинает понимать всю пустоту, суетность и ничтожность земных стремлений, рож дается в ней желание отыскать нетленные сокровища на небесах. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу Крепкому, Живому!» (Пс.41. 2, 3). Ищет душа Христа и доколе не обрящет Его, не найти ей ни в чем упокоения. А искание это многотрудное и многоболезненное.

Как вырваться из бушующего моря страстей и подняться над миром? Как укротить плоть с ее греховными устремлениями? Как уберечься от сетей диавольских и устоять на пути к вожделенному Отечеству Небесному?

Оставляя шумный, мятущийся мир, сквозь время и пространство мчится на мысленных крыльях душа вглубь тысячелетий. Удивительные картины открываются ее пытливым взорам

Зиждитель Церкви, Господь наш Иисус Христос, омывает грехи человечества Своею Всесвятою Кровию и выводит его из мрачной пропасти плотского смертного бытия к свету Божественной истины, к свету Воскресения. «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36),  назидает Сын Божий Своих учеников,  «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 15, 18). Подвигоположник и Спаситель открывает путь к небесным обителям путь скорбный и тесный, путь Креста Христова.

Верою прозревшие, с трепетным благоговением принимают чашу страданий из сладчайших рук Христовых всехвальные апостолы. Претерпевая немыслимые лишения, воспламеняют они Словом Божиим в сердцах людских жажду новой жизни, жажду бессмертного, нетленного бытия и научают народы: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2, 15); «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4, 4); «Рожденный от Бога побеждает мир» (1 Ин. 5, 4).

С умилением взирает душа на жизнь первых христиан с безграничным самопожертвованием отдавались они служению Богу, явившемуся во плоти и оживотворившему дух человеческий в его высших стремлениях. В их просветленном сознании непрестанно горела мысль о конце преходящего мира сего. Достижение блаженства вечной жизни было воистину главной целью их земного странствия. Не могли сломить их несгибаемой веры многие искушения и лютые гонения. Без преувеличения можно сказать, что в те далекие времена быть подлинным христианином значило быть святым

Обращая взоры к золотому веку иночества, с благоговением смотрит душа на древних отцов, коим уже при земной жизни отверзалось небо, изумляется и поражается величию их подвигов. Достопамятные сказания о них для сердца верующего живой родник, путеводящий к блаженной Вечности.

Радуется душа, что не оставляет милосердый Господь Свое малое стадо зажигает Он все новые и новые светильники, бережно поддерживая в них огонь Божественной любви, являя миру дивные образы жизни во Христе в сонме подвижников благочестия позднейших времен. Преподобные, мученики, святители, блаженные, праведные, затворники

Идут и идут они вослед за Христом под водительством Духа Святого, несть числа этим славным избранникам Божиим.

Над ними знамя Креста. Орошают они свой путь каплями святой крови, омывают его жемчугами и алмазами многих сокровенных слез

Но что значат краткие земные скорби по сравнению с вечным блаженством, с венцами не тленными? «Нынешние временные страдания ничего не стоят по сравнению с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18),  восклицает апостол Павел. Добропобедных воинов, сочетавшихся Христу, принимает в свои объятия Вечность открываются пред ними врата блистающих чертогов Небесного Жениха, где царствуют не изреченный Свет и неизглаголанная Любовь, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная»

Возвращаясь к настоящему, видит душа, как век за веком оскудевает остаток истинных христиан. Внешнее христианство обмирщается и оязычевается, приспосабливаясь к миру сему. Оно начинает жить его жизнью плотской, вещественной, плотолюбивой.

Уже в XVIII веке святитель Тихон Задонский с грустью замечает: «Должно опасаться, чтобы христианство, будучи жизнь, таинство и Дух, не удалилось неприметным образом из того человеческого общества, которое не умеет хранить этот бесценный дар Божий». А менее чем через столетие святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому представлено их руководство и спасение. Но это попущение Божие Ныне во многом люди дерзнули в установления Святого Духа внести свои установления. По этой причине сделались установления небесные земными, духовные плотскими, святые греховными, мудрые нелепыми. Видят несообразность, видят текущие из нее разрушения; но не видят начала, из которого текут бедствия: потому что смотрят при свете собственного падшего разума, а не при свете Божием. Начало бедствий заключается в непозволительном и гордом презрении велений Святого Духа, в заменении их своими уставами. Вот где причина всеобщего расстройства, причина падения христианства»

Новое бытие, стремление к преображению себя и богоуподоблению становятся уделом одиноких избранников Божиих. Тихим пламенем Божественной любви соединяют они земное с небесным, умом и сердцем воспаряя к горнему. Лучами своей неземной славы озаряют они путь для не многих истинных искателей Царствия Божия.

А грешный, непреображенный мир, с неистовой ненавистью отвергнув заветы Спасителя, устремляется к своему грозному неотвратимому концу. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о нем: «Всеобщий разврат вместе с породившим его обильнейшим вещественным развитием будут знамением кончины века и приближающегося Страшного Суда Христова Грех достигнет своего полного развития и тем будет страшнее, тем владычество его будет тверже, что личина благочестия сохранится. Кто же поймет, что в том по наружности цветущем благочестии уничтожена вся его сущность, вся сила? Так они уничтожены были в религии иудеев во времена Христовы, чего никак не мог понять народ, чего даже не сумели понять ни книжники, ни левиты, ни первосвященники иудейские, напыщенные своею ученостью и знанием. Но ученость эта и это знание заключались единственно в изучении Закона Божия по убивающей букве при жизни, противоположной заповедям Божиим: такая жизнь соделывает веру мертвою. Человечество не будет видеть своего бедственного положения в нравственном и духовном отношениях; будучи ослеплено преуспеянием в вещественном развитии для времени и земли, отвергнув развитие христианское для Духа, для Вечности, для Бога. Когда мир будет провозглашать и превозносить свое преуспеяние, водворение высшего благоденствия, нерушимого спокойствия, «когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Сол. 5, 3); тогда внезапно наступит кончина мира, которой он, в омрачении своем, никак не будет ожидать».

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге