Настало время щедрого угощения в честь поселения в большую урасу. Здесь на лавку, расположенную против входа в урасу, накинули подстилку, сшитую из конской шкуры, назвав её «белая подстилка с чёрными пятнами». Затем к семье Омогоя Баая отправили гонца передать приглашение. Вместе с первым гонцом приехала жена Омогоя, и, хоть долго противился, по третьему приглашению и Омогой приехал.
Сошлось довольно много людей. Эллэй всех собрал в одном месте, поил-потчевал их кумысом и кушаньями.
Затем Эллэй впервые в этом краю, подняв чорон с кумысом вверх, став на одно колено, стал говорить якутское молитвенное восхваление в честь богинь Иэйэхсит и Айыысыт[3], кропя кумысом Духу-хозяину своего очага, благословлял их и просил счастья. С тех пор и поныне этот самый главный праздник белого изобилия для якутов Ысыах отмечают в день летнего солнцестояния.
Говорят, была такая поговорка: от Эллэя родились девять сыновей, восемь дочерей. Сыновей звали:
Лабынгха Сююрюк стал шаманом, а затем улетел в безвестную даль. От него пошли родоначальники отдельных наслегов кангаласцев.
Был сын по имени Дьуон Дьаабы, от него произошёл Ботурусский род, ныне Таттинский.
От других сыновей произошли другие улусы[4], которые назывались их именами (Намцы, Борогонцы, Мегинцы]. Позже, говорят, Эллэй стал именоваться Эллэй Бёгё, Эллэй Боотур. Он был хорошим кузнецом, шаманом, охотником, лучшим из работников. Сам всем сыновьям назвал, указал самые лучшие земли-угодья, в которые они отправились и обжили их.
По книге Г.В. Ксенофонтова «Эллэйада» (1977) и сборнику «Предания, легенды и мифы саха (якутов)» (1995)
Бэрт Хара и быстроногая Тыасааны
Тыгын, потомок Эллэя, был правителем якутского народа и жил в долине Туймада (в местности, где теперь расположен город Якутск). Он был очень богат и обладал огромной силой.
В это же время на севере, за рекой Леной, в местности Кыыс Ханга жила бедная старушка Эбирикян. Была она неимоверной силы, легко могла поднимать туши больших животных и разделывать их. Единственный сын её Майа-гатта до девяти лет не мог ходить. Долго за сыном ухаживала мать и в конце решила напоить его кровью. Неизвестно, чья эта была кровь: то ли животных или птиц Выпив кровь, мальчик день за днём становился сильнее, здоровье его поправилось, и вскоре он стал ходить.
К десятилетнему возрасту Майагатта уже намного был выше взрослых мужчин. Юный великан охотился, рыбачил и отправлялся за сотни километров от дома каждый день. Орудия охоты его были настолько тяжёлые, что только три человека могли их поднять.
Вскоре имя богатыря разлетелось далеко за пределы его родной земли, и стали наведываться к нему силачи из чужих земель, чтобы поравняться с ним силой и удалью, а некоторые, даже думая, убить Майагатту. Однако увидев издалека его исполинскую фигуру, потрогав в его отсутствие его орудия, втихаря возвращались обратно, не смея вступить в борьбу с богатырём.
Несмотря на свою силу и удаль, Майагатта был человеком мирным, не стремился к богатству и почестям.
Однажды Тыгын сосватал из Вилюя[5] невесту для одного из своих сыновей. На предстоящую свадьбу он пригласил Майагатту, который мог бы вступить в состязания с его стороны с силачами из Вилюя. Тот согласился.
И вот начались состязания сильнейших. Отвели особое место, народ расселся по кругу. Вот ввели в середину круга двух борцов. И хоть вилюец был очень устрашающе-крепкого телосложения, Майагатта двумя руками резко поднял его высоко над головой и бросил об землю навзничь. Люди Тыгына с возгласами ликования повскакали с мест.
Дальше решили испробовать быстроту в беге и меткость в стрельбе из лука. И опять же здесь Майагатта оказался лучшим. Из пришлых иноземцев не оказалось человека, который мог бы устоять против него. Во время состязаний Майагатта всё время был одет в чёрный балахон, и люди не могли увидеть его лица, поэтому с тех пор его стали именовать Бэрт Хара (Лучший Чёрный).
Тыгын был очень доволен им и в качестве приза предложил ему несколько голов коров. Но Майагатта Бэрт Хара попросил Тыгына выдать за него замуж свою красавицу-дочь Тыасааны. Тыгын согласился, однако сказал, что его дочь очень своенравна и, если он хочет жениться на ней, то придётся об этом спросить её саму.
Тыасааны же, услышав такой разговор, выскочила из урасы, и, крикнув, что Майагатта Бэрт Хара, если хочет взять её замуж, пусть догонит, побежала на юг по берегу Лены. Бэрт Хара пустился следом за ней. Пробежали уже 70 вёрст, и Бэрт Хара едва настиг её на Немюгюнской равнине. Схватив за косу, Бэрт Хара перекинул невесту через плечо и, не слушая крики и вопли её, переправился на правый берег Лены, направляясь к себе домой. Однако Тыгын вслед за ним отправил своих воинов с приказом отобрать девицу. Воины настигли Майагатту Бэрт Хара у одной речки. Стали переговариваться через речку.
Майагатта Бэрт Хара крикнул: «Лучше давайте мириться, по доброй воле не уступлю вам деву!»
Воины сказали ему: «Тыгын приказал нам привезти тебя живым или мёртвым, мы не можем вернуться, не имея доказательства того, что нагнали тебя!»
Тогда Бэрт Хара предложил им выставить оружие Тыгына. Воины подняли его метательное копьё. Бэрт Хара с противоположного берега речки прострелил копьё насквозь и попросил показать это Тыгыну. С этим знаком воины вернулись назад.
Увидев это, Тыгын сказал, что нашёлся подходящий жених для его дочери и не стал дальше преследовать Майагатту Бэрт Хара.
По книге Г.В. Ксенофонтова «Эллэйада» (1977) и сборнику «Предания, легенды и мифы саха (якутов)» (1995)
Бык холода
Зима издревле у якутов олицетворяется с образом Быка холода, который выходит в октябре из Ледовитого океана на Срединный мир, и с его приходом начинается зима. Также считается, что с ростом его рогов крепчают морозы, а когда они ломаются ослабевают.
Вот как описывается Бык в народной песне:
Когда я посмотрел на него, он сильным морозом задышал, дыхание у него густой туман, доха из ледяных сосулек, нос из ледяной глыбы, глаза как до дна промёрзшие проруби, ресницы из ледяной бахромы, имел длиннее длинного остроконечные рога, спину такую огромную, что застилала солнце, брюхо из иглистых льдин, загривок из громадных льдин, пот из кухтяного снега, из подмышек шёл резкий холод, из паха редкая стужа, хвост его иссушающая засуха, спутник великий голод, бока его алчность и жадность, рёбра его ненасытность и обжорство, вот какое страшилище, оказывается!
Согласно преданиям, столь внушительный облик Быка холода сформировался ещё у древних якутов, находивших останки мамонтов, чьи бивни они принимали за рога исполинских быков. Также существует мнение, что те останки обнаруживались часто вмёрзшими в лёд, что и предопределило их «происхождение».
Даты трансформаций Быка условны: по сей день исследователи не могут прийти к единому мнению, что, впрочем, объясняется тем, что зима весьма неравномерно проявляет себя по всей Якутии.
Календарь роста и ломки рогов Быка холода
14 октября, Покров день. Бык выходит из Ледовитого океана, на Срединный мир наступает зима. У него ещё нет рогов, но даже его дыхание приносит холод и мокрый снег.
8 ноября. У Быка вырастает Первый рог. Начинаются устойчивые зимние морозные дни.
21 ноября. Кончик рога заостряется. Морозы усиливаются.
21 декабря. Вырастает Второй рог. Начинаются знаменитые трескучие якутские морозы.
8 января. Заостряется кончик Второго рога. Мороз набирает полную силу, начинаются крещенские морозы.
31 января. Остриё у обоих Рогов притупляется. Морозы слегка ослабевают.