Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Записки вокального тренера. Часть 3 файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Записки вокального тренера
Часть 3
Евгения Ордина
Фотограф Илья Морковский
Иллюстратор Варвара Гущина
Корректор Сергей Ким
Дизайнер обложки Таисия Королькова
© Евгения Ордина, 2023
© Илья Морковский, фотографии, 2023
© Варвара Гущина, иллюстрации, 2023
© Таисия Королькова, дизайн обложки, 2023
ISBN 978-5-0060-2107-5 (т. 3)
ISBN 978-5-0053-4370-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вместо предисловия
И снова здравствуйте!
Меня иногда спрашивают: «Евгения, а по вашим книгам можно научиться петь?» Немного странный вопрос. Научиться петь по книгам все равно что научиться играть в футбол по методическому пособию. Во всяком случае, для меня это представляется именно так. Мои «Записки» мои мысли по обобщению практического опыта работы, который привел меня к тому образу жизни, который позволяет мне чувствовать себя уверенно и радостно в профессии и во всех сферах жизни. И этот опыт я хотела бы передать тем, кто хочет забыть о профессиональном выгорании, перестать бегать в поисках учеников и считать копейки до зарплаты.
По большому счету мои «Записки» для преподавателей вокала или тех, кто хочет ими стать. Но и вокалистам, возможно, многие мои выводы покажутся дельными. Ведь и преподаватели, и вокалисты, по сути, занимаются одним и тем же голосом. Просто каждый со своей стороны. Голос сам по себе объективная реальность, и его существование и законы развития не меняются в зависимости от того, кто с ним работает. Поэтому для меня так важно донести в своих книгах простую, но очень сложную мысль о том, что любой участник процесса развития голоса будь то вокалист или преподаватель должен максимально объективно представлять себе законы его развития. Тогда дело пойдет намного быстрее.
В этом году исполняется 35 лет, как я занимаюсь вокальной профессией. Первый свой диплом об окончании училища искусств я получила в 1988 году. С тех пор было много разного, но вся моя профессиональная жизнь неразрывно была связана с людьми, на которых вокальная природа, как говорится, отдохнула. И именно они были той движущей силой, которая заставляла меня искать все новые способы вокальной коррекции, чтобы дать этим людям возможность звучать, не пугая окружающих.
И знаете, что я вам скажу? У всех людей, чьи вокальные способности, мягко говоря, не лежат на поверхности, удивительно красивые голоса! Просто их чертовски сложно добыть. Те, кто утверждает, что пение это удел избранных, даже представить себе не могут, какие тембральные богатства таятся в каждом «гудошнике» Любопытно, что именно те, кто презрительно относится к тем, кому медведь на ухо наступил, как правило, походя ломают и какое-то количество прекрасных природных голосов, которые им приносят доверчивые, талантливые исполнители. Получается, заносчивые представители нашей профессии даже с талантливыми справиться не могут, куда им до не талантливых
Действительно, чтобы устранить причину плохого пения, нужно знать, как физиологически работает голос. Тема эта сложная и громоздкая, особенно если вы этим вплотную не занимаетесь. Но вокруг нас огромное количество плохо поющих людей, живущих надеждой, что когда-нибудь это изменится. Поэтому, собственно, несколько лет назад мне и пришла в голову мысль написать несколько книжек на эту тему, чтобы максимально простым языком, с опорой на практический опыт рассказать о том, как работают современные вокальные техники в области вокально-технической коррекции. На самом деле, это безумно увлекательно. И еще невероятно трогательно: когда у вокально-проблемного человека впервые получается издать красивые «настоящие» звуки он всегда (!) плачет. Плачет от счастья, удивления и благодарности. И сколько бы в моей практике ни было таких моментов у меня тоже глаза на мокром месте, потому что чувствуешь себя причастным к рождению нового Звука, этакого красивого желанного ребенка, никак не меньше.
Если уж заговорили про детей, то да, процесс вокально-технической коррекции можно сравнить разве что с ЭКО: такой же сложный, многоплановый, особенный и требующий высочайшей квалификации. Собственно, для тех, кому такая работа может показаться интересной, кому нравится открывать людям их вокальные возможности, кто готов продолжить свое профессиональное погружение, я и адресую мои «Записки».
Евгения ОрдинаГлава первая.
Певец ничего никому не должен, или Бесконечное многообразие голоса
Чем больше я углубляюсь в изучение биомеханики и физиологии голоса, тем большую уверенность чувствую относительно того, с каким удивительным феноменом нам приходится работать! И тем крепче моя уверенность в том, что певец должен только одно: делать все возможное, чтобы сохранить и преумножить возможности своего голоса. Весь остальной бред вроде того, что бедный певец должен длинный список «долгов» результат малой компетенции тех, кто этот список составляет. На самом деле это педагог должен должен уметь научить, если на то пошло, тем или иным вокально-техническим навыкам, а не выставлять формальные требования вокалисту. Потому что если вокалист чего не делает значит, учим плохо. Однако погодите кидать тапки, давайте по порядку.
Певец должен научиться «правильно дышать»
Это вряд ли. Потому что певец это образ собирательный. А когда доходит до дела, мы сталкиваемся с конкретным индивидуумом, у которого сложился вполне определенный, свойственный именно ему, способ оставаться живым. И любой, в том числе дыхательный, прием будет существенно коррегироваться по этой причине, и весьма существенно. Попытки затолкать человека в прокрустово ложе личных пониманий отдельного преподавателя часто заканчиваются плохо. Все-таки, наверное, правильнее будет учить человека петь, а не дышать.
Вот был случай буквально на днях: приехала ко мне на консультацию довольно известная певица из Москвы, назовем ее А. Не поверите, у профессиональных и признанных исполнителей тоже бывают проблемы! Как выяснилось, которые, кстати, не многие могут решить. Помимо прочего, естественно, встал вопрос о дыхании. А. очень стройная, изящная, я бы даже сказала, «узкая», объем ее грудной клетки буквально детский. И все специалисты, к которым она обращалась со своей проблемой мощного высокого регистра, который бы не причинял ей дискомфорт, рекомендовали ей разрабатывать дыхание. Дескать, вся проблема в этом. А проблема была совершенно в другой плоскости. И А. к концу консультации со своим природным, привычным ей маленьким вдохом выдала необыкновенно мощный верх. Ибо не от объема вдоха и выдоха зависит комфорт/дискомфорт в высоком регистре, а от умения пользоваться тем, который имеется от природы.
Певец должен держать спину прямо
Это еще один способ отвлечь исполнителя от более серьезных задач. Прямая спина не самоцель, а результат определенной вокально-мышечной работы певца по производству голоса. Если такая работа проводится спина чудесным образом выпрямляется сама собой. Если нет «исполнение долга» под названием «держи спину прямо» становится главным объектом внимания человека, и ему уже не до пения. Здесь тоже напрашивается странный для многих вывод прямая спина вовсе не причина хорошего пения, а его результат.
Певец должен следить за хорошей дикцией
Кому нужна дикция ради дикции? Я слышала немало исполнителей с великолепной дикцией, однако их звук при этом оставлял желать лучшего. Потому что утрированная артикуляция в погоне за безупречной дикцией становилась причиной бесконечного хаотичного изменения формы голосового аппарата (в простонародье вокальной позиции). Причина проста: у каждого из нас есть давно закрепленные привычки произносить буквы и звуки индивидуальным образом: каждая буква производится определенным изменением в активности и положении внутренних мышц ротоглотки и гортани. Это не имеет особого значения при разговоре, просто в той или иной мере определяет особенности тембра нашего голоса. Но в пении такие речевые привычки иногда фатальны они «разваливают» однородность звучания. Особенно если они еще и утрируются при этом.