Зельфира Исмаиловна Трегулова
Шедевры Третьяковки. Личный взгляд
© Зельфира Трегулова, 2023
© Третьяковская галлерея, 2023
© ООО «Издательство АСТ», 2023
От редакции
Художник, создавая картину, предлагает свою интерпретацию реальности. Искусствовед, говоря о картине или художнике, интерпретирует уже созданную художником реальность, и его объяснения должны состоять в равной мере из знаний и интуиции, внутреннего понимания искусства. Зельфира Трегулова определяет свое отношение к искусству как «трепетное, до дрожи, до физического замирания перед великим произведением», и это рождает личный взгляд, но взгляд человека, очень хорошо знающего предмет.
Путешествие по залам Третьяковской галереи от картины «Явление Христа народу» Александра Иванова до полотна «Картина и зрители» Эрика Булатова это путешествие по истории русского искусства XIX и XX веков. На примере хранящихся в галерее картин, о которых рассказывает Зельфира Трегулова, становится понятен путь, пройденный русскими художниками в осмыслении и передачи реальности, равно как и в понимании задач, художественных и нравственных, стоящих перед ними.
Наша книга опирается на цикл лекций, выходивших на портале «Арзамас», и два фильма-экскурсии по Третьяковской галерее. Мы, несомненно, сохранили эмоциональность живого слова, но, благодаря глубине и системности изложения истории отечественного искусства, предложенной одним из крупнейших искусствоведов, книга дополнилась фактами и очень важными размышлениями автора.
Зельфира Исмаиловна Трегулова российский искусствовед, куратор международных музейных выставочных проектов, с 2015 года по 2023 год генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.
В 1977 году закончила искусствоведческое отделение Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1981 году там же закончила аспирантуру.
В 19841997 годах куратор международных выставок русского искусства во Всесоюзном художественно-производственном объединении Е.В. Вучетича.
В 19931994 годах проходила стажировку в Музее Соломона Р. Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum) в Нью-Йорке.
В 19982000 годах заведующая отделом зарубежных связей и выставок в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В 20022013 годах заместитель генерального директора по выставочной работе и международным связям в Музеях Московского Кремля.
В 20132015 годах генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».
В 20152023 Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.
С 2018 года член Совета при Президенте по культуре и искусству.
Награждена Почетными грамотами Министерства культуры Российской Федерации, Орденом Звезды Италии степени кавалера за заслуги в проведении Перекрестного года русской культуры и русского языка в Италии (2012), крестом с короной ордена Заслуг pro Merito Melitensi (Мальтийский Орден; 2012), Орденом des Art et des Lettre (Франция, 2018). Орденами Франциска Скорины (Республика Беларусь, 2018) и Дружбы Республики Узбекистан (2022).
Куратор международных выставочных проектов:
«Москва Берлин/ Berlin Moscau», 19951996 ГМИИ им. А.С. Пушкина; Мартин Гропиус Бау (Martin-Gropius-Bau), Берлин
«Амазонки авангарда», 19992000 Музей Гуггенхайма Берлин (Deutsche Guggenheim Berlin) Музей Гуггенхайма Бильбао (Museo Guggenheim Bilbao) Музей Пегги Гуггенхайм (Collezione Peggy Guggenheim), Венеция Музей Соломона Р. Гуггекнхайма, Нью-Йорк Королевская академия (Royal Academy), Лондон (совместно с Джоном Боултом)
«Коммунизм: фабрика мечты», 2003 Ширн Кунстхалле (Schirn Kunsthalle), Франкфурт-на Майне (совместно с Борисом Гройсом)
«Россия!», 2005 Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк Музей Гуггенхайма Бильбао
«Удиви меня!», 2009 К 100-летию Дягилевских балетных сезонов, Национальный художественный музей, Монте Карло (совместно с Джоном Боултом)
«Социалистические реализмы», 2011 Дворец выставок (Palazzo delle Esposizioni), Рим (совместно с Мэтью Боуном, в рамках программы года России в Италии)
«Казимир Малевич и русский авангард», 20132014 Музей Стеделийк (Stedelijk Museum), Амстердам Галерея Тейт Модерн (Tate Modern), Лондон Выставочный зал искусства Федеративной Республики Германия (Bundeskunsthalle), Бонн
«Russia Palladiana. Палладио в России. От барокко до модернизма» 2014 Музей Коррер (Museo Civico Correr), Венеция (совместно с Аркадием Ипполитовым)
«Космонавты. Рождение космической эры», 20152016 Музей Науки (Science Museum), Лондон
Под руководством Зельфиры Трегуловой Третьяковская галерея получила совершенно новый импульс развития, который определил лидирующее место музея в представлении русского искусства в мире. На площадках Галереи были организованы масштабные выставочные проекты, ретроспективы крупнейших русских художников Валентина Серова, Ивана Айвазовского, Василия Верещагина, Архипа Куинджи, Ильи Репина, Михаила Ларионова, Роберта Фалька, Юрия Пименова, Михаила Врубеля и многих других, выставки в регионах и за рубежом. Проведено множество международных проектов:
«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», 20212022 Альбертинум (Albertinum), Дрезден, Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж», 20212022 Темпельхоф (Museen Tempelhof), Берлин Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Коллекция Морозовых. Иконы современного искусства», 20212022 Фонд Луи Виттон (Fondation Louis Vuitton), Париж
«Roma Aeterna. Сокровища Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо», 2016 Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Русский путь. От Дионисия до Малевича», 20182019 Музеи Ватикана (Musei Vaticani), Рим
«Эдвард Мунк», 2019 Государственная Третьяковская галерея, Москва
Была создана сеть филиалов Третьяковской галереи, проведена реформа инфраструктуры музея, открыто Западное Крыло Новой Третьяковки, создана новая версия постоянной экспозиции Новой Третьяковки, реконструирован и открыт Музей семьи Третьяковых в Голутвинском переулке, открыта публичная библиотека в Западном Крыле Новой Третьяковки (Книжная гостиная).
В 2019 году посещаемость музея за год достигла рекордной цифры в 2 836 000.
XIX век
Александр Иванов
«Явление Христа народу». 18371857
Холст, масло. 540×750
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8710
В русской живописи трудно найти еще одно полотно на такой важнейший сюжет, которое можно было бы сопоставить с картиной Александра Иванова по серьезности подхода и замысла, по сложности композиции, а главное, по глубине рассказа и насыщенности самыми разными смыслами. Для художника сюжет с Иоанном Крестителем, возвещающим собравшимся на берегу реки Иордан о приходе Мессии, стал «всемирным» сюжетом и главной картиной, в которую он пытался вложить все, что волновало и мучило его и его современников, в том числе тех, кто жил и работал на тот момент в Риме а картина в течение многих лет писалась именно там. Здесь мы, наверное, имеем дело с самым первым и наиболее масштабным проявлением того внутреннего ощущения мессианства, которое присуще русскому искусству. Искусство как пророчество, искусство как послание человечеству. Планка у русских художников всегда была очень высокой достичь максимума, абсолюта и стремиться к каким-то невероятным, недостижимым высотам и выражению невыразимого.
Александр Иванов, сын живописца Андрея Иванова, учился в Петербургской академии художеств и в 1830 году был отправлен пенсионером Общества поощрения художеств в Рим, где и прожил бо́льшую часть своей жизни. Он объездил всю Италию, был близко знаком со многими художниками и писателями, европейскими и русскими, которые приезжали в Рим или долгие годы жили там. «Явление Христа народу» над которым он начал работать в 1833 году, и к которому написал множество этюдов стало делом жизни и самой главной картиной в истории русского искусства.