Глава 1
Дальние корни
Познания греков в астрономии широко распространились в другие страны, однако греки не были первыми звездочетами: вавилоняне, персы, египтяне, индийцы и китайцы также изучали небеса. Луна является ближайшим спутником Земли, хорошо видным даже невооруженным глазом, поэтому ранние астрономы и астрологи уделяли ей особое внимание.
Уже во втором тысячелетии до нашей эры китайцы согласовывали свои двенадцать знаков зодиака с двадцатью восемью лунными домами сегментами неба, обозначавшими положение Луны. У индуистов существовала сходная система, с помощью которой они отслеживали движение Луны по небу, разделяя ее путь на лунные дома. Считается, что примерно в то же время астрономы Месопотамии, создавая свой лунный календарь, сосредоточивались на Луне и ее затмениях. Жители Месопотамии заинтересовались движением планет лишь после того, как у них получили развитие тексты с предсказаниями (около 1000 года до н. э.), в которые в то время посвящали только представителей высшего слоя общества [162, 13].
Более поздняя вавилонская предсказательная астрология уже зиждилась на идее о том, что небесные тела определяют не только судьбоносные, но и вполне будничные события.
Вавилон, самый известный город Месопотамии, был столицей юго-восточного региона, в котором некогда располагалась страна Шумер. Расширяя свою астрологию за пределы планет и Луны, к звездам, вавилоняне стали учитывать известные шумерам созвездия. Погодные явления также включались в наблюдения и прогнозы. Астрология и предсказательные тексты вавилонян отличались от более ранней астрологии еще и тем, что небеса не направляли события, а лишь давали знаки. Это учение предназначалось уже не только для богачей, но и для крестьян, вычислявших с его помощью дни сева и сбора урожая. Когда этот город приобрел могущество, эпитет «вавилонский» распространился на целую культуру и обширную территорию.
В конечном итоге вавилоняне вычислили движение планет, о чем свидетельствуют тысячи клинописных табличек. Это позволяет думать, что они, скрупулезно изучив созвездия шумеров, изобрели зодиак для математической астрономии. Зодиак это «закрытый клуб» созвездий, появляющихся на полосе неба, называемой эклиптикой, которая вращается вокруг Земли и позволяет судить о годичном движении Солнца относительно звезд. Если кто-то говорит, что Солнце находится в каком-то знаке зодиака, это означает, что оно расположено между Землей и этим созвездием. Из-за этого зодиакальные созвездия также называют солнечными знаками.
Вавилонские астрономы и астрологи уделяли главное внимание двенадцати созвездиям на эклиптике, которые заменили более ранние семнадцать созвездий, возникающих на пути движения Луны. Астрономы аккуратно разделили 360-градусный круг эклиптики на двенадцать равных 30-градусных сегментов. Эта система, впервые использованная вавилонянами в V веке до н. э., также включала в себя математические расчеты положения планет и Луны [90, 163]. Благодаря включению в их систему зодиакальных созвездий была разработана новая форма астрологии, а старые тексты с предзнаменованиями были переписаны и усовершенствованы. Символы планет и зодиакальных созвездий использовались в астрономии, астрологии и магических текстах.
Халдеи были семитским народом, жившим в южной области, опоясывающей Вавилон. Их вождь Набопаласар (царствовал около 625605 гг. до н. э.), воспользовавшись в 625 году до н. э. возможностью стать царем Вавилона, основал Халдейскую династию правителей, удерживавших власть вплоть до 539 года до н. э., когда ее отняли у них вторгшиеся в страну персы [50]. Слова «халдейский» и «вавилонский» стали синонимами. Некоторые древние авторы называли халдеями ученых и жрецов этого региона из числа тех, кто прославился своими познаниями в астрономии и астрологии. И хотя статус этих людей был высоким, древние таблички, найденные в городах Урук и Вавилон, указывают на то, что астрономия и астрология были у них чаще всего «побочным занятием», а не постоянной работой. Из-за широко распространенной веры в демонов астрологи также часто исполняли роль экзорцистов.
Затем персы двинулись дальше, чтобы завоевать и другие земли, прихватив с собой вавилонскую астрономию и астрологию и тем самым поспособствовав ее распространению. Кстати, ранние египтяне хотя и наносили на карту звезды для своего календаря, все же не приняли вавилонскую форму астрологии, которую принесли им персы, и изменили отношение к ней уже в более поздний, эллинистический период.
Новые знания проникали в зону Средиземноморья и отправлялись дальше, на восток, в Индию и Китай, вместе с караванами товаров. Как уже было сказано, первые индуистские астрологи наиболее важным считали положение Луны, но они встроили в свое учение отдельные элементы предсказательной астрологии вавилонян. Что касается китайцев, то они, несмотря на все попытки некоторых ученых начала XX века доказать влияние вавилонян на Китай, остались верны собственному учению о небесной сфере [130, 326].
Если говорить о греках, то астрологии их научил халдейский ученый и жрец Берос (около 330250 гг. до н. э.), основавший школу на эгейском острове Кос в 290 году до н. э. [79, 7] Греки воспользовались его идеями и усовершенствовали систему вавилонян и египтян, включив ее в собственное учение. Кроме того, греки отождествляли планеты со своими божествами и использовали понятия стихий и планетарного правления, которое рассчитывалось с учетом расстояния каждой планеты от Солнца и того, с какой скоростью она движется по зодиаку. Последовательность планет и их правление также применялись к дням недели и часам дня. Позднее греко-римский математик и астроном Клавдий Птолемей (около 100170 гг. н. э.), более известный просто как Птолемей, предположил, что звезды и созвездия обладают «природой», сходной с одной или двумя планетами. Считается, что греческий ученый, биолог и физик Теофраст (около 372287 гг. до н. э.) связал небесные тела с растениями и кристаллами и ввел их в практику врачевания.
К I веку до н. э. интерес к астрологии стали питать римляне. Многие тексты на эту тему в те времена приписывались богам Гермесу и Эскулапу оба они ассоциировались с целительством. И хотя эти тексты не сохранились, нам известно об их существовании благодаря упоминаниям о них в работах более поздних астрологов. Один из сохранившихся текстов принадлежит римскому поэту Марку Манилию (I век н. э.). В его поэме учебного характера «Астрономика» было уделено много внимания зодиаку, неподвижным звездам и домам гороскопа, но планеты в ней были упомянуты вскользь.
Возвращение в Европу
После падения Римской империи Европа вступила в период хаоса, называемый Темными веками (около 5001000 гг. н. э.), когда развитие науки и философии почти полностью прекратилось. Бежавшие от всех этих ужасов ученые несли с собой на Ближний Восток наблюдения и идеи древних звездочетов. Арабские философы и ученые, стремясь преумножить свои знания, приветствовали пришельцев Багдад, в котором европейские тексты переводили на арабский язык, стал важным центром просвещения. Философ, математик и астроном Стефан Александрийский (около 550622 гг. н. э.), известный новатор и популяризатор идей, собирал книги по астрологии и прославился своим трактатом по алхимии. Какое-то время он жил в Багдаде, а затем переехал в Константинополь, который в то время превращался в еще один плавильный котел знаний. Помимо Стефана, и другие ученые, разъехавшись в разные края, сеяли семена мудрости там, куда занесла их судьба.