Специальных мастерских по производству сундуков в Вятской губернии не существовало. Вся работа выполнялась в жилой избе (зимой), а в более теплое время года в особых помещениях возле дома. Механических приспособлений не было, использовался только столярный инструмент. Металлические детали приобретались в соответствующих лавках или у кузнецов.
Мастера изготавливали сундуки двух типов (из хвойных пород дерева): с окраской и росписью, оковкой «мороженой» жестью или полосами железа. В конструктивном отношении это простые вещи ни ножек, ни каких-либо внутренних отделений они не имели (надо отметить, что у вятских сундуков всегда только одна петля, либо использовалось замочное отверстие).
Для вятских сундуков характерно большое разнообразие манер исполнения росписи. При всем кажущемся подобии возможно выделить несколько различных почерков мастеров каждый из них использовал излюбленные декоративные мотивы и цветовые сочетания. При этом одни мастера работали очень тщательно, другие несколько небрежно. Надо отметить, что некоторая стандартность орнаментальных мотивов и композиций не приводила к повторяемости росписей совершенно одинаковых сундуков не встречается. Склонность вятских мастеров к геометрическим мотивам, вероятно, можно объяснить влиянием местной резьбы по дереву. Как известно, деревообрабатывающие художественные промыслы были развиты в Вятской губернии. Роспись сундуков не стоит особняком среди других художественных явлений края. Например, в росписи и окраске берестяных туесов, также развитой в Вятской губернии, встречаются те же цветовые сочетания, технические приемы, композиции.
Считается, что производство окованных «мороженым» железом сундуков появилось в Вятской губернии в середине XIX века. Завела его некая мещанка Лалетина, имевшая также экипажное заведение («мороженое» железо использовалось при украшении экипажей). Она привозила шкатулки, обитые «мороженой» жестью, из Великого Устюга. Но секрет «морозки» рассказать не могла, так как не знала его. Его выведал у устюжского мастера крестьянин д. Счастливцевой Вятского уезда М. Н. Счастливцев. Затем он раскрыл секрет крестьянам И. И. Никулину и Е. Кокореву, от которых это мастерство распространилось по всей губернии. Особое развитие оно получило в Вятском и Орловском уездах. Лицевая сторона и крышка сундуков разбивалась на два квадрата, в которых помещались ромбы. Каждый сундук четко делился на две части широкой полосой. При декорировании изделий большую роль играл контраст ярких цветов «мороженой» жести. Производство подобных сундуков продолжалось довольно долго. В 195060-е годы оно существовало на промышленных предприятиях Кирова, например, на Ново-Вятском деревообрабатывающем комбинате. Однако большинство подобных изделий находится вне рамок искусства.
Заметную роль в зарождении и развитии вятского промысла по производству сундуков сыграли произведения других центров: уральского, устюжского и макарьевского.
В настоящее время более известны вятские сундуки с росписью, чем сундуки, украшенные «мороженой» жестью и тонкими полосами. Однако последние часто встречаются не только в музейных собраниях, но и деревенских домах.
Литература: Кучин Ф. Г. Сундучный промысел// Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. Вятка, 1890. Вып. 2 С. 4497; Менчикова Н. Вятская сундучная роспись (по материалам экспедиций Кировского областного художественного музея имени В.М. и А. М. Васнецовых по районам Кировской области в 20002003 гг.) // Кировский художественный музей имени В.М. и А. М. Васнецовых: материалы и исследования (20002003) / Деп. культуры и искусства Киров. обл.; ред.: Двинянинова Л. С., Любимова И. А. Киров, 2004. С. 98105; Пудов Г. А. О производстве сундуков в Вятской губернии (история, технология, художественный стиль) // Герценка. Вятские записки. Киров, 2017. 32; он же. Производство сундуков в Вятской губернии (XIX начало XX века). История. Мастера. Произведения / Глеб Пудов. [б.м.]: Издательские решения, 2021; он же. Вятский сундук. Вопросы историографии (искусствоведческий аспект) // Проблемы развития отечественного искусства/ Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. Вып. 60. СПб.: СПбАХ, 2022, С. 238 247.
Сундук. Вторая половина XIX начало XX века, Вятская губерния.
Г.
Гибалка железная полоса с двумя ручками на концах, формой напоминает прямоугольник без одной стороны; использовалась для загибания каемок.
Глездун врезной замок. Касательно сундучного промысла слово было весьма распространено в Нижегородской губернии в XIX XX веках, однако известно оно с гораздо более раннего времени. Например, в Книге записной мелочных товаров Московской большой таможни (1694) указано: «Явил Дмитровского уезду Колязина (м) села Семендяева Григорей Григорьев на телеге 40 замков глездунов малой руки».
Гольё название сундука до его окраски и оковки (см. «бельё»).
Грядки две жерди, располагавшиеся параллельно друг другу под потолком помещения. На них происходила сушка досок или печатных листов.
Д.
Двойка два сундука, вставленные для удобства транспортировки один в другой.
Денежник сундук для сбора и хранения денег. Обивался железными полосами, на крышке делалось отверстие.
Литература: Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVIIXVIII веков в собрании Исторического музея. М.: Исторический музей, 2018 (Золотой фонд Исторического музея). С. 20 21.
Деревщик мастер, делавший ящики для будущих сундуков (слово использовалось в Нижегородской губернии).
Держава приспособление внутри сундука или скрыни, препятствующее закрыванию крышки. Изготавливалось разной формы. Наиболее художественные д. в сундучных изделиях мастеров Русского Севера XVII XVIII веков.
Добрынкин Николай Гаврилович (1835 1902) краевед, исследователь кустарной промышленности Владимирской губернии. Несколько работ посвятил сундучному производству Муромского уезда. Труды Н. Г. Добрынкина отправная точка всех исследований муромского сундучного производства.
Литература: Уроженцы и деятели Владимирской губернии, получившие известность на различных поприщах общественной пользы: (Материалы для био-библиографического словаря) / Собр. и доп. А. В. Смирнов. Вып. IV. Владимир: тип. Губ правления, 1910; Сенчурова Т. Е. Муромский краевед Н. Г. Добрынкин // Первый муромский сборник. Муром, 1993, С. 157178; Пудов Г. А. Николай Гаврилович Добрынкин (18351902) исследователь муромского сундучного промысла// «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА»/ Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. МГХПА, 2021. 1, часть 1. С. 323333.
Н. Г. Добрынкин (1835 1902).
Желтиков Александр Иванович (вторая половина XIX начало XX века) хозяин одного из самых крупных сундучных заведений Муромского уезда II половины XIX начала XX века. Основано в 1875 году, находилось в деревне Криуши Варежской волости. На 1897 год у Желтикова значилось 8 мастеров, работающих в заведении, и 7 мастеров, работающих вне его. Производилось разных сундуков на 3000 рублей в год, работали 240 дней в году. В 1903 году годовое производство исчислялось уже 15700 рублями, число наемных мастеров составляло 30 человек (в заведении 20, «на стороне» 10). В 1912 году те же показатели были сохранены, хотя годовое производство несколько уменьшилось и стало оцениваться в 13000 рублей.
Заведение А. И. Желтикова было активным участником Нижегородской ярмарки. В 18901893 годах он арендовал лавку у С. И. Тулупова по улице Театральная, 18. В 19141915 годах Желтиков также упомянут среди торгующих сундуками на ярмарке, на улице Театральной 22 и 24.