Когда в тот вечер, далеко за полночь, я расшифровывал наше интервью в гостиничном номере неподалеку от бульвара Сансет, интуиция подсказывала мне, что Кендрик все еще трудится в студии вместе со штатным продюсером TDE Марком Спирсом, также известным под именем Sounwave. Возможно, он работал над одним из треков своего следующего студийного альбома DAMN., который выйдет в 2017 году. А может быть, он работал над ремиксом на песню Тейлор Свифт Bad Blood или над своими строками в качестве приглашенного артиста для песен товарищей по лейблу TDE Ab-Soul, Jay Rock или ScHoolboy Q.
Одно я знал точно он работал.
Однажды Тупак Шакур, только что выйдя из тюрьмы под залог в более чем миллион долларов, пробивался сквозь толпу у торгового центра Slauson Super Mall. По влажному воздуху того печально известного места для сборов разнесся ремикс песни California Love. Шакур поправил свой котелок и причмокнул губами. Герой родного города Dr. Dre всегда был в центре внимания, и слухи о нем быстро распространялись: Death Row снимали музыкальное видео. Возле съемочной площадки толпились члены афроамериканских группировок Bloods и Crips, школьники, фанатки-групи[2] и даже пенсионерки. Один молодой отец, бывший гангстер из Саут-Сайда в Чикаго, усадил своего восьмилетнего сына на плечи и указал на рэп-звезд в их сверкающем черном бентли. Яркая сцена потрясла воображение ребенка, и в тот момент для него весь мир перевернулся.
Этим мальчиком был, конечно же, маленький Кендрик Дакворт, а дело было примерно в ноябре 1995 года.
Кендрик Ламар родился 17 июня 1987 года. Как представитель поколения миллениалов, он является продолжателем дела таких икон хип-хопа 1990-х годов, как Тупак Шакур, Jay-Z, Biggie Smalls, Nas и Эминем, которые, по его словам, оказали на него большое влияние. Поскольку жанр в настоящее время в значительной степени расколот на стили trap и mumble rap, творчество Ламара выделяет глубокая лирика. Однако он постоянно поднимает планку, обрамляя свои рифмы эклектичным фоном ритмов с джазовым и фанковым влиянием и серией творчески сложных концептуальных альбомов. Можно с уверенностью сказать, что Ламар стоит в авангарде современного хип-хопа наряду с другими популярными рэперами-новаторами, как, например, Канье Уэст, Drake и Джей Коул. Эта книга наполненная культурным анализом биография, которая, тщательно изучая музыкальную деятельность Кендрика Ламара, тесно связанную с расовыми проблемами и развивающимся представлением о хип-хопе и расовой принадлежности, показывает, благодаря чему стало возможным восхождение на музыкальный олимп МС, получившего сначала премию «Грэмми», а затем и Пулитцеровскую премию.
В своих песнях Кендрик освещает такие непростые темы, как последствия приговора Родни Кингу и «Марша миллиона мужчин» Луиса Фаррахана, теракт 11 сентября 2001 года, охоту на Усаму бен Ладена, политику президентов Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего, неожиданное избрание на пост президента США Барака Обамы первого чернокожего президента Америки, и еще более неожиданное восхождение Дональда Трампа на тот же пост. Biggie и Тупак, Майкл Джексон и Принс оставили трещины в фундаменте поп-культуры, которые Кендрик постарался зацементировать (в 1984 году альбом Майкла Джексона Thriller получил двенадцать номинаций на премию «Грэмми», а в 2016 альбом Кендрика Ламара To Pimp a Butterfly одиннадцать. Кендрик не просто какой-то андеграундный рэпер, он в 2017 году заработал 58 миллионов долларов, по данным Forbes, уступая только Jay-Z и Diddy в списке самых богатых MC года). Среди других событий, оказавших влияние на его творчество, формирование движения Black Lives Matter, трагические смерти Трейвона Мартина, Сандры Бланд, Эрика Гарнера, Оскара Гранта и многих других афроамериканцев, распространение социальных сетей и даже новая волна афрофутуристической расовой гордости, вызванная фильмом «Черная пантера», саундтрек к которому написал Ламар, и который был впоследствии номинирован на «Грэмми» как «Альбом года». Эти поворотные события отразились в целом на его поколении. Кендрик уловил дух времени, соединив, перемешав и переосмыслив их в своих текстах.
Эта книга уделяет особое внимание этому культурному влиянию. Отчасти биография, отчасти критический анализ, она использует личную историю и творческое наследие музыканта, чтобы показать видение этого момента расовой истории глазами одного из самых проницательных художников нашего времени.
«Эпоху, в которую мы живем, можно почувствовать только на своей шкуре», сказал мне Кендрик на прощание, говоря об ответственности, лежащей на его плечах, которую в прошлом ощущали Боб Дилан, Курт Кобейн и многие другие иконы поколений. «Вам даже не нужно говорить о ней. Вам не нужны новости или интернет, чтобы наблюдать за ней. Достаточно просто выйти на улицу и просто почувствовать ее. Думаю, ту же эпоху чувствовал и Марвин Гэй и музыканты его времени, только это было совершенно другое поколение. И продолжать их наследие это правильно. Я из Комптона. Я выбрался из самых жернов этого города, из гетто. И если я могу использовать свои силы, чтобы продолжить их наследие и говорить о чем-то реальном, я должен это сделать, и точка».
Майлз Маршал ЛьюисНью-Йорк, Гарлем
Август 2021 года
Глава 1. Эра Рональда Рейгана (Ronald Reagan Era (His Evils))
Давным-давно в эпоху Рональда Рейгана где-то в глубине южных штатов США многолюдный кампус колледжа был заполнен первокурсниками молодыми афроамериканцами со всей Америки. На небольшом холме, возвышающемся над улицей Мартина Лютера Кинга младшего, небольшие участки земли объявляли о принадлежности к афроамериканским братствам и сестринствам: А-образный бетонный участок в траве был символом старейшего межвузовского и первого в истории афроамериканского братства Alpha Phi Alpha; огромная подкова из красного кирпича обозначала братство Omega Psi Phi; греческие буквы, нарисованные розовой и зеленой краской на стволе дуба, были знаком первого межвузовского и первого в истории афроамериканского женского общества Alpha Kappa Alpha и так далее. Студенты выходили из величественного административного здания в фиолетовых шапочках, прикрепленных к их высоким стрижкам, асимметричным завивкам и прическам в виде грибной шляпки по традиции этого колледжа, первокурсники носят эти шапочки всю первую учебную неделю. Одна пара отбилась от толпы и шла по извилистой дорожке, ведущей к парковке.
Худой семнадцатилетний парень, только что окончивший школу, заигрывает с веснушчатой женщиной лет на пять старше его. Рубцы от подростковых прыщей покрывают его щеки, словно следы от бритвы. Он слишком молод, чтобы понять, что у них ничего не выйдет. В салоне ее красного Nissan Sentra запах лака для волос перебивает аромат ее духов. Она вставляет новую кассету в магнитолу: Eazy-Duz-It, дебютный альбом Eazy-E из Комптона. Парень слышал только трек Boyz-n-the-Hood, первый сингл этого альбома, который сотрясал его общежитие в Калифорнии во время вечеринок. Но его элитарные нью-йоркские уши не впечатлены нигилистическими, карикатурными текстами и плаксивым тоном MC с перманентной завивкой. Его шансы с девушкой все больше стремятся к нулю; она улыбается его невежеству и включает музыку погромче.
Это был 1988 год, а действие разворачивалось в колледже Морриса Брауна в Атланте. Рэп-сноб с плохой кожей это я, а девушка-однокурсница была родом из города Вальехо в Калифорнии отсюда и гордость за рэп ее родного штата. Маленькому Кендрику Ламару Дакворту в то время только исполнился год, и бульон калифорнийского хип-хопа, в котором он впоследствии плавал, только начинает закипать. Может быть, в тот день его мать, Пола Оливер, кормила его в Комптоне грудью под Eazy-Duz-It или Straight Outta Compton, дебют недельной давности от местных «плохих парней» N.W.A. Его отец, Кеннет Дакворт, возможно, уже работал в KFC, о котором его первенец вспомнит три десятилетия спустя в песне DUCKWORTH.