«Так ваши проблемы не решить», сказала мне белая женщина средних лет через разбитое окно машины. Не в гневе, а скорее с мольбой. Загорелся зеленый, и она уехала. Единственный раз, когда до этого незнакомцы из Атланты разговаривали со мной, сидя на безопасном расстоянии в машине, они кричали мне «ниггер».
Оставшись без татуировки, я вернулся на общественном транспорте обратно в свою комнату за пределами кампуса на шоссе Буфорд. Мои соседи сидели, застыв у телевизора, и наконец я понял, в чем дело. Всех четырех полицейских, обвиненных в нападении и злоупотреблением силой против калифорнийского автомобилиста Родни Кинга, только что оправдали. Наш местный корейский винный магазин, расположенный прямо посреди университетского центра Атланты, сгорел дотла после того, как студенты и жители близлежащих жилых проектов освободили это место от всех элитных напитков. В тот день мой близкий друг начал карьеру фотографа, снимая разгоравшиеся по всему городу восстания и продавая свои снимки газете Atlanta Journal-Constitution. Вечером того же дня вышел в эфир заключительный эпизод «Шоу Косби». Но это было почти последнее, о чем кто-либо думал. К полуночи ведущие ночных новостей перечитывали тексты песен Ice Cube в поисках ответов. К 4 мая полиция арестовала более двенадцати тысяч человек, более двух тысяч были ранены, а шестьдесят три человека погибли. В результате восстания где-то четыре тысячи зданий пострадали либо сгорели дотла, городу был нанесен суммарный ущерб на сумму более миллиарда долларов.
Нет необходимости переосмысливать прошедшие события, чтобы сделать вывод о том, что приговор О. Дж. Симпсону, вынесенный три года спустя, послужил расплатой общества за морально необоснованное решение по делу Родни Кинга. Мы все видели ту двухминутную видеозапись, на которой офицеры снова и снова нападали на Кинга с дубинами и избивали его до потери сознания. Оправдание полицейских лишь разделило нас на тех, кто ожидал справедливости, и тех, кто с самого начала предполагал, что судебная система будет столь же коррумпирована, как и полицейский департамент Лос-Анджелеса. Дело О. Дж. Симпсона разворачивалось аналогично, только в реальном времени.
Помню, как 17 июня 1994 года я сидел в гостиной на северо-востоке Бронкса с социальным адвокатом и рассказывал о сексуальном нападении на сестру-подростка моей подруги. Телевизор работал без звука, программа прервалась, затем началась сюрреалистическая погоня на высокой скорости по автостраде Лос-Анджелеса. Мы ожидали автокатастрофы, выстрелов по шинам, самоубийства. Арестованный за убийство своей бывшей жены и друга, О. Джей Симпсон нанял высокопоставленного адвоката, и телевизионный процесс превратился в главное телевизионное событие года. Хип-хоп всегда был моим своеобразным саундтреком, аудиофоном к жизни. Эта музыка начала доминировать в моей голове над поп-культурой в 1990-х годах, когда мне было двадцать лет. Поэтому в моем сознании погоня за Симпсоном смешалась с убийством Тупака Шакура, которое произошло в ноябре того же года. Суд по делу об убийстве начался в январе 1995 года и закончился в октябре, в тот месяц, когда Тупак вышел под залог после приговора по делу о сексуальном насилии. Когда был вынесен вердикт по делу О. Джея, я был студентом-юристом в Лондоне и был разочарован тем, что пропущу «Марш миллионов мужчин» через две недели.
В годы, когда Кендрик Дакворт полюбил рэп, наряду с эпизодами «Шоу Мартина» и «Симпсонов», с экрана телевизора звучали выпуски новостей, которые эхом разносились по дому. Когда в 1994 году был принят законопроект президента Билла Клинтона о преступности, по которому преступники афроамериканского и азиатского происхождения лишались свободы на беспрецедентные сроки, Кендрик Дакворт мог не обратить на него внимания ему было всего семь лет, но его община в Комптоне определенно ощутила все последствия. По крайней мере, в его поле зрения попали новости о скандале с Моникой Левински в 1998 году[4]. Хотя, возможно, юный Кендрик и не обратил внимание на беспорядки, вызванные Родни Кингом[5], выход О. Джея на свободу[6], освобождение Нельсона Манделы, ренессанс черного кино, объявление о положительном ВИЧ-статусе Мэджика Джонсона и Eazy-E или любые другие актуальные события 1990-х годов, он, определенно, обратил внимание на Тупака. Когда в ноябре 1995 года ради съемок клипа на California Love Death Row Records закрыли молл The Slauson Swap Meet, находившийся в двадцати минутах езды от дома Ламара строения грязно-голубого цвета с тремя спальнями, расположенного по адресу 1612 West 137th Street, его отец сразу же помчался туда на своем Cadillac Seville.
«Среда, окружающая Кендрика, была небезопасна. Возможно, сейчас она немного джентрифицирована, но она никогда не была безопасной. У него была возможность наблюдать, а не участвовать в событиях, в то время как его современники принимали в них непосредственное участие. В некотором смысле это облагораживало в его глазах гангстерский рэп, потому что он мог вживую наблюдать все это. Он знает ребят, на счету которых есть убийства, а некоторые из его друзей и вовсе были убиты. Как наблюдатель, он имеет привилегию говорить о гангстерском дерьме и одновременно не быть его участником». Кевин Л. Кларк.
«Кендрик собрал вокруг себя большую и разнообразную аудиторию. И для каждого поклонника его творчество и личность значат что-то свое просто потому, что его слушают все. В этом его сила. Когда речь заходит о его музыке или о том, как он представляет свою личность, одни видят лишь выдуманную оболочку, а другие видят его искренность. Это и есть его фишка независимо от того, касаются ли его тексты религии или духовности, невежественны они, интеллектуальны или вдохновляющи, все они подлинны и реальны. Люди и ищут то самое «настоящее и реальное», независимо от того, как оно выглядит». Иви Эни.
Пола Оливер и Кеннет Дакворт, школьные возлюбленные из Чикаго, поженились 4 ноября 1991 года. Где-то в 1984 году они переехали на запад, в Калифорнию, на поезде Amtrak до Сан-Бернардино с двумя большими мешками для мусора вместо чемоданов и с пятью сотнями долларов на двоих. Дакворт вырос в печально известном чикагском районе «Домов Роберта Тейлора» и, по слухам, был членом банды Gangster Disciples в Чикаго. Он бросил все это ради «Золотого Штата» солнечной Калифорнии, где они с женой трудом сводили концы с концами.
Молодожены отказались от своего плана переехать в Сан-Бернардино после того, как сестра Полы Тина (жившая в часе езды от Комптона) предложила поселить их в местном отеле, пока они не найдут жилье. В течение нескольких лет Пола и Кенни подрабатывали на разных низкооплачиваемых должностях (иногда легальных в KFC и McDonalds, иногда не очень легальных) и ночевали в мотелях, машинах или общественных парках. В конце концов пара воспользовалась программой помощи малообеспеченным гражданам с жильем Жилищной секцией 8 и стала числиться в списках муниципального социального обеспечения, при этом продолжая подрабатывать. 17 июня 1987 года в медицинском центре Домингес в Комптоне родился их первый сын, Кендрик Ламар Дакворт. Они назвали ребенка в честь Эдварда Джеймса Кендрика, более известного как Эдди Кендрикс, сооснователя и солиста легендарной группы The Temptations лейбла Motown Records. Уже во время поездки домой из роддома малыш Кендрик познакомился с хип-хопом: в машине звучал Big Daddy Kane 1987 года.