Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Записки из обсерватора файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Записки из обсерватора
© Коллектив авторов, 2021
© Валерий Гаевский (оформление), 2021
© Малышева Галина Леонидовна
Вместо предисловия
Виталий Карацупа
Эпидемии и пандемии в литературе: с чего всё начиналось
Как известно из высказываний Великих: «Фантастика не предугадывает, она предупреждает». И читателю не раз приходилось удостовериться в правдивости этих слов. Предупреждали фантасты в начале ХХ века о разрушительной силе расщепления атомного ядра? Предупреждали! (Например, «Освобожденный мир» Уэллса). И?.. Жителям Хиросимы и Нагасаки поневоле пришлось испытать на себе это чудовищное оружие. И большинству за миг до смерти. Предупреждали авторы об экологических проблемах нашей планеты вследствие деятельности человека? Предупреждали! Засилье смога в крупных мегаполисах Китая, Мексики, Японии тому свидетельство. Да и количество страничек в Красной книге исчезающих животных, растений и грибов скоро будет больше, чем самих представителей фауны и флоры.
Воображение писателей-фантастов ищет всё новые и новые «прорехи» в человеческой цивилизации, гиперболизирует их и выносит на суд читателей. Хотя чаще авторы пытаются не предугадать или предупредить о возможной будущей угрозе для нашей цивилизации, а напугать читателя сценами очередного апокалипсиса. Этим заметно отличается фантастика второй половины ХХ века, когда на место утопиям пришли антиутопии, когда для англоязычных авторов закончился Золотой век фантастики и пришла «Новая волна».
Но первые звоночки предупреждений прозвучали еще в начале XIX века от женщины по имени Мэри Уолстонкрафт Шелли (Mary Wollstonecraft Shelley, 17971851) очень образованной и талантливой английской писательницы, жены поэта-классика Перси Шелли и автора двух ныне очень известных научно-фантастических романов: «Франкенштейн» (1818) и «Последний человек» (1826). В первом Мэри Шелли впервые обратилась к теме создания искусственного разумного существа и ответственности ученого за свое открытие. А вот в антиутопии «Последний человек» она описала мир будущего, пораженного масштабной эпидемией, став, таким образом, родоначальником постапокалиптического жанра во всемирной литературе. Действие книги разворачивается в конце 21-го века в Лондоне. Вокруг царит вполне приятный для проживания мир (свободные люди, классовые различия сглажены, король Англии добровольно отказывается от престола, новые изобретения, нет голода и прочее). Главный герой думает, что вот-вот и на всей Земле наступит практически рай. Но неожиданно возникает вспышка чумы, которая очень быстро охватила все континенты. Вместе с гибелью миллионов и миллионов людей, начинается хаос и паника. Население не в силах преодолеть всеобщий страх. Создается такое впечатление, что наша милая и уютная планета будто ополчилась на весь род людской: повсеместно происходят разрушительные ураганы, мощные землетрясения, наводнения. В Англии начинается голод, с Американского континента на остров возвращаются поселенцы, которые занимаются тем же: грабежом и разбоем. И хотя эта армия мародеров благодаря усилиям главного героя не смогла попасть в еще более-менее благополучный Лондон, он понимает тщетность попыток спасти всех. А спустя какое-то время, отказавшись от мысли покончить жизнь самоубийством, остается единственным в живых в пустом разрушенном мире. Он записывает свою историю в надежде на то, что когда-нибудь ее прочтут потомки тех, кто выжил и отправился на поиски возможных других выживших.
Мэри Шелли смогла напугать читателя описанием поверженной страны, где «солнце никогда не заходит». Хотя надо отметить, что авторы в фантастических произведениях на протяжении последующих сотни и более лет редко обращались к теме заражения и эпидемий. Но некоторые имена этих прозаиков и написанные ими повести и рассказы вошли в сокровищницу классики мировой литературы. Таким произведением, к примеру, является «Маска Красной Смерти» Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe, 18091849) рассказ, считающийся шедевром живописи слова, написанный в 1842 году и опубликованный в «Грэхэмс мэгэзин» в мае 1842 года.
«Уже давно опустошала страну Красная смерть. Ни одна эпидемия еще не была столь ужасной и губительной. Кровь была ее гербом и печатью жуткий багрянец крови! Неожиданное головокружение, мучительная судорога, потом из всех пор начинала сочиться кровь и приходила смерть. Едва на теле жертвы, и особенно на лице, выступали багровые пятна никто из ближних уже не решался оказать поддержку или помощь зачумленному. Болезнь, от первых ее симптомов до последних, протекала меньше чем за полчаса».
Над страной гуляла моровая язва и щедро собирала пожертвования. В это самое время принц Просперо собрал тысячу своих приближенных, они уединились в его отдаленном замке, закрыли огромные железные ворота и запаяли засовы. Теперь никто не мог ни войти в него, ни выйти. Гости принца отрезали себя от внешнего мира и от самой Красной Смерти. Месяцев шесть они пировали и блаженствовали в этой обители, пока принц не решил устроить грандиозный карнавал масок. А когда пиршество было в самом разгаре, появилась еще одна незнакомая маска. Люди падали один за другим и умирали в ужасных муках, и никто уже не сомневался в том, что новая маска это сама Красная Смерть.
Интересно, что еще в одном из своих сочинений Э. А. По обратился к эпохе, когда свирепствовала чума. В рассказе «Король Чума» (1835) два в стельку пьяных английских матроса попали в чумной квартал Лондона и набрели на лавку гробовщика, где как раз пировали шестеро человек мужчины и женщины, страдающие различными недугами. Они пили вино гробовщика из человеческих черепов и называли себя не иначе, как король Чума Первый, королева Чума, его светлость эрцгерцог Чума-Мор, ее светлость герцогиня Чума Бубонная, его светлость герцог Чума-Смерч и ее высочество Чумная Язва. В финале же этого приправленного черным юмором рассказа два матроса разогнали эту странную компанию, но ведь дело-то происходило «в эпоху, когда по всей Англии, и особенно по ее столице, долгие годы разносился душераздирающий вопль: «Чума!» Лондон совсем обезлюдел; по темным, узким, грязным улицам и переулкам близ Темзы, где, как полагали, и появился призрак Черной смерти, свободно разгуливали только Ужас, Страх и Суеверие».
Традиции готического романа прослеживаются и в небольшой повести британского писателя, члена Королевского географического общества Уильяма Делиля Хэя (William Delisle Hay, 1853 после 1896 г.), написанной как реакция на сильное промышленное загрязнение, которое, казалось, могло сделать крупные города непригодными для проживания. Вот и в повести «Гибель большого города» (1880) Хэй изображает «грязный и прогнивший до глубины души, пропитанный всеми мыслимыми грехами» Лондон, задыхающийся от вони и копоти. Повествование ведется от имени одного из выживших, который находится в Австралоазии в 1942 году. И речь в книге идет о постигшей столицу Англии катастрофе эпидемии, распространившейся от неизвестного смертоносного тумана, закрывшего весь огромный мегаполис целиком.
Позже, в 1901 году в романе «Пурпурное облако» М. Ф. Шила (Matthew Phipps Shiel, 18651947) смертоносное ядовитое облако окутывает уже всю Землю и полностью уничтожает род людской. Как и в «Последнем человеке» Шелли, в живых остается один-единственный мужчина Адам Джеффсон, первый человек, достигший Северного полюса и потому не заставший глобальную эпидемию. В течение семнадцати последующих лет своего одиночества Адам занимается тем, что сжигает города, объявляет себя императором пустынных земель, бессмысленно строит храм и дворец, но в итоге после долгих лет одиночества всё же встречает девушку и, несмотря на его первоначальное желание покончить с человеческим видом, в конце концов, женится на ней.