Азбука спасения. Том 68 - Никодим Благовестник страница 3.

Шрифт
Фон

Памятниками святых служат не могилы, гробницы, столбы и надписи, но добрые дела, ревность по вере и чистая пред Богом совесть.

Как взирающий на солнце не делает этого светила более светлым, но освещает собственные глаза свои,  так точно и почитающий мученика не его делает более славным, но сам от него приобретает просвещающее благословение.

Бог в имени святых, как на медном столбе, полагает напоминание и урок добродетели.

Когда вспомним о святых, то, если мы в беспечности  пробуждаемся, если в бесстрашии  устрашаемся.

Святые, пламенея любовью ко Господу и вознося священные песни, даже не чувствовали своих скорбей, но всецело предавались молитве.

У святых не одни только слова, наставления и увещания, но и весь вообще образ жизни бывает для внимательных достаточным уроком любомудрия.

Воспоминание о святых обыкновенно избавляет от смятения в душе, происходящего от злых и нечистых духов и непристойных помыслов.

Таков обычай святых: если они сделают что-нибудь худое, то торжественно это показывают, каждый день стонут и делают открытым для всех, если же что-нибудь благородное и великое, то скрывают это и предают забвению.

Многое могут сделать ноги святых, входя в дом, они освящают самый помост, вносят сокровище бесчисленных благ, исправляют расслабленную природу, утоляют голод, приносят многий достаток.

Благодать святых мужей не исчезает с их смертью, не слабеет с их кончиною, не разрешается в землю.

Чествуются мученики, пострадавшие за Христа  воздается поклонение Христу, Который пострадал за всех.

Для того благодать Духа и описала для нас жизнь и деятельность всех святых чтобы, узнав, как они, будучи одного с нами естества, совершили всякую добродетель, мы не ленились подвизаться в ней.

Таковы души святых: они восстают прежде, чем упадут, и прежде, чем дойдут до греха, удерживают себя, потому что трезвенны и непрестанно бодрствуют.

Души святых таковы, что они и страждущим сочувствуют и счастливым не завидуют, но радуются, веселятся, утешаются, видя получающих благодеяния.

Праведники называются опорой царей, потому что они сами себя поставляют царями, или лучше сказать  поставлены царями над тем, что от Бога, для того чтобы царствовать над страстями и сохранить (дарованный человеку) царственный образ.

Со святостью Бог соединил великолепие, потому что нет ничего великолепнее святого,  ни пророк, ни священник, ни царь не может сравниться с ним, потому что во святых почивает Бог, как Святой. Потому-то Он ставит их не пред лицем Своим, как исповедников, а принимает в собственное святилище и делает Своими сожителями и общниками Своей славы и царства.

Древние назывались именем святых, когда не служили идолам, не творили блуда, не прелюбодействовали, а мы делаемся святыми не только чрез воздержание от пороков, но и чрез приобретение высших совершенств. И сначала мы получаем этот дар от самого наития Святаго Духа, а потом и чрез собственную жизнь.

Души святых исполнены кротости и человеколюбия как к своим, так и к чужим, они жалеют даже бессловесных.

Бог вселенной не стыдится называться Богом троих человек <Авраама, Исаака и Иакова>  и справедливо, потому что святые равняются не только этому миру, но бесчисленному множеству их: лучше бо един творий волю Господа, нежели тысящи грешник (Сир.16:3).

Не освобождение только от грехов делает святым, но также присутствие Духа и богатство добрых дел.

Святитель Григорий Палама

Дивен Бог во святых Своих


Потому что, когда кто-нибудь обдумает превосходящие естество борения мучеников, как, будучи в немощи плоти, они посрамили сильного во зле, как, как бы не ощущая страдания и раны, они телом боролись с огнем, мечом, с различными и губительными обликами мучений, терпением оказывая сопротивление, и в то время как тела крошились и рвались суставы и дробились кости, они верно соблюдали исповедание Христа здравое и неразоренное и неповрежденное и непоколебимое, вследствие чего им и была благодатно дарована премудрость Духа и гигантская сила; или когда кто представит себе терпение преподобных, как они, как бы будучи бесплотными, выносили длительные пощения, бдения и иные разновидные злострадания тела, и притом добровольно, в борьбе против лукавых страстей, против различных видов греха, во внутренней и и пас самих сущей невидимой брани против духов зла, до конца противоставившись им, и внешнего человека истощая и умерщвляя, внутреннего же обновляя и обожествляя, благодаря чему им благодатно были дарованы дар исцеления и действие силами, гак что, когда кто рассудит и подумает о том, насколько это превосходит наше естество, то удивляется и прославляет Бога, давшего им таковую благодать и силу, ибо хотя они и имели благое произволение, но без Божией силы не возмогли бы стать выше естества, и сущие в теле  одолеть бесплотного врага.

Христова Церковь, почитая и после смерти тех, которые истинно о Бозе жили, каждый день года творит память святых, преставившихся в этот день отсюда и отшедших из этой смертной жизни, представляя ради нашей пользы житие каждого из них и их кончины, умер ли святой своею смертью или же закончил свою жизнь мученическою кончиной. Ныне же, после Пятидесятницы, всех собирая вместе, она общий воссылает им гимн не только потому, что все они взаимно связаны друг с другом и, согласно Владычней молитве, представляют одно: Даждь им, обращается Господь в Евангелии к Своему Отцу, да и все едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут во истине (Ин.17:20).

Итак, не только по сей причине общий им всем гимн приносит Божия Церковь, но еще и потому, что имеет заботу в течение Святой Четыредесятницы и следующей за ней Пятидесятницы все дела Божии объявить и воспеть. Итак, после того, как все было возвещено, как вы знаете, именно: как весь этот мир в начале был сотворен Богом; как Адам был извергнут из рая и от Бога; как был призван древний народ; как и он, согрешив, был отвергнут от близости к Богу; как Единородный Сын Божий, приклонив небеса, ради нас сошел и ради нас совершал невиданные вещи, и научил спасительному пути, страдал и умер за нас, был погребен, как человек, и как Бог воскрес тридневен, и на небеса, откуда и сошел, затем с плотию вознесся, и севши одесную Отца, послал оттуда Всесвятаго Духа.

Итак, после того, как все это воспела Божия Церковь, ныне и остальное присовокупляя и вместе объявляя, именно: какие великие и сколь многочисленные плоды для вечной жизни собрало пришествие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и сила Всесвятаго Духа,  Церковь творит память Всех Святых вместе и всем гимн и честь воздает сегодня Братия, святых Божиих каким образом почтим?  Если в подражание им очистим себя от всякой скверны плоти и духа и отступим от зла, как, наконец, чрез воздержание от зла побудимся к их святости, если удержим язык наш от клятвы и клятвопреступлений, от пустословия и брани, и уста наши  от лжи и доносов, и таким образом принесем им хвалу. Если же мы не очищаем себя так, то справедливо каждый из нас услышит от них сказанное Богом грешникам: как это ты дерзаешь запоминать и произносить языком самые имена снятых и рассказывать их жития, исполненные добродетели и чистоты, в то время как сам ты возненавидел добродетельный образ жизни и отринул чистоту от твоей души и тела?! Аще видел еси татя, теки ее и с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси. Уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения (коварства); седя па брата твоего клеветал еси, и па сына матере твоея полагал еси соблазн (Пс.49:18,20).

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге