Дальше Аристотель еще больше шокирует нас тем, что хочет узнать мысли БОГА. Итак, Аристотель спрашивает: «Если Бог движет силою мысли, то что Он мыслит?» И рассуждает он так: «Природа Бога это не материальное, а мыслительное. Поэтому Бог является чистой актуальностью и не может мыслить потенциальность (а мы знаем, что потенциальность это материя). Следовательно, Бог мыслит только Сам Себя. Он не знает, что происходит в мире». Вот это действительно нас шокирует! Неужели БОГ безучастен к нашей судьбе? Вот именно этот вывод Аристотеля критикует святитель Григорий Богослов, говоря: «Аристотель не осмеливается низвести БОГА до нас, более всего имеющих в Нем нужду, как будто боясь того, чтобы Благодетеля не показать слишком благим». Поэтому отношение к учению Аристотеля о Боге в религиозном мире неоднозначное. Не любят его многие богословы из-за этого. Здесь можно было бы оправдать Аристотеля перед этими богословами так.
Как мы знаем, Аристотель в любой вещи различал материю (например, глина) и форму (нарисуйте в голове ее форму в виде сосуда). Идея материи глины стать сосудом и нас напоить водой. Этот глиняный сосуд может разбиться, но идея материи нас напоить останется. Идея формы сосуда стать красивым, то есть красота. Поэтому мы стремимся к красоте. А теперь спросим, как Аристотель, а что будет идеей идеи? Идей идеи материи идеей нас напоить это БОГ, не безразличный к нашему миру, заботящийся о нас. Идеей идеи формы идеей красоты является тоже БОГ, но здесь думающий о себе и о своей гармонии. Из-за того, что у Аристотеля мысль о БОГЕ шла по цепочке: «Перводвигатель неподвижен нематериален», поэтому БОГ у Аристотеля имеет бытие вне мира.
Приведу такую аналогию. Вот сейчас я думаю об Аристотеле, при этом движутся нейроны мозга, я об этом движении нейронов не думаю, я думаю только об Аристотеле. Хотя мысль не думает, в какую сторону пойти нейронам, но все равно эти нейроны идут по нужному пути. Это силой моего ума. То есть, хотя БОГ и думает только о Себе, но нам не надо беспокоиться об этом, что БОГ не с нами. Думая о Себе, Сила его мыслей, не позволит идти чему-то, что разрушит красоту и
гармонию Вселенной. Подобно той силе ума, что нейронам позволяет те химические реакции, которые заставляют правильно функционировать наш организм. При этом мы об этом и не думаем. Точно также сила мыслей Бога о красоте и гармонии заставляет происходить правильным вещам. В этом смысле причастность Бога к нашей жизни неоспорима. Как говорится в «Библии», Откровение 21:4: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».
БОГ ЕСТЬ: КАК ЭТО ДОКАЗАЛ РЕНЕ ДЕКАРТ
Да-да, именно тот Декарт, которого мы знаем со школы, из декартовой системы координат х0у в математике. Но был он еще и великим философом. Это его крылатое выражение: «Я мыслю, следовательно, я существую». Что за лепет, скажут одни. Понятное дело, вначале мыслю, а потом существую. А другие ответят: «А как же ты будешь без тела мыслить? Нет, вначале существую, а потом уже мыслю». Так мы придем к главному вопросу философии: что первично, а что вторично. И в споре этом разделимся на материалистов и идеалистов. А спор этот очень трудный. На минуту представьте себе картину, что вы отстаиваете свою правоту. Очень сложно, не правда ли? А Декарт смог. Представьте Себе, закрыв глаза, что вы безтелесное существо, но со своим «мыслю», летаете по комнате это представление получается легко и без проблем, то есть очень хорошо с Вами уживается Вы остались Вы. Это, как во сне.
Ну а теперь представьте себе совсем противоположное. Ваше тело на месте, но без этого своего «мыслю». Будете ли это вы. Нет, конечно. Все, что угодно, но это не вы. Вот так просто свою фразу «Cogito ergo sum» «Мыслю, следовательно, существую» доказал Декарт. Я знаю, что могут остаться недовольные простотой этого доказательства «в закрой глаза и представь себе», но для них Декарт идет дальше, использует понятие сомневаться.
Декарт говорит: «Я сомневаюсь. Могу ли я сомневаться в этом самом сомнение, прибавить как бы ему вес?» Сомневаться станешь больше, но от этого сомнение не измениться, а лишь подтвердиться. Таким образом, сомнение есть неизменная единица, которая существует сама по себе. Но сомнение есть акт мысли. Отсюда «Я сомневаюсь, следовательно, я мыслю!», «Но я не мог бы сомневаться, если бы не существовал бы. То, что я сомневаюсь и доказывает мое существование», говорит Декарт. Поэтому я мыслящее существо и мысли во мне это необходимость и достаточность моего существования. Вот такой умный и оригинальный был Рене Декарт.
Декарт был настолько велик еще при своей жизни, что короли и кардиналы всего мира мечтали просто с ним поговорить. Но он избегал людей. Он родился богатым аристократом, мог бы праздно проводить свои дни, но выбрал судьбу ученого. Он так и пишет, что «когда я поступал в Университет, мог бы выбрать медицину, как выбирали бедные юноши, чтобы на ней заработать в будущем (как видите, и тогда так было), но выбрал факультет философии и естественных наук». После окончания Университета, как и все его друзья-аристократы, Декарт дал себе на некоторое время отдых от занятий наукой. Он стал выходить в свет, ходил в трактиры и праздновал. А потом ему все это надоело. Он писал, что он захотел стать как все, но не смог и не капельки не жалеет об этом. Он понял, что лучшее в мире это размышлять. Он лучше всех учился в лучшем Университете. Но он писал: «Когда я усомнился в верности знаниях, которые мне дают столь авторитетные мужи ученые и их книги, то я знал, что выше их и нет, и большего они не знают, хотя и напускают на себя и на науку вид всезнаек». И сейчас эта практика у науки есть. Но настоящее умное это простое и искреннее, уверяю Вас. Никогда не думайте о своем уме плохо, будьте похожими на Декарта, доходящего до Истины.
Были в жизни Декарта две принцессы. Одна Богемии, была такая страна, другая Швеции. Обе красавицы-ученые, души не чаяли в Декарте. Настолько он был интересным человеком в общении! Сумел зажечь искру познания в этих принцессах. Умер Декарт в Швеции, его пригласила туда принцесса для чтения своих лекций по философии. Некоторое время он читал их ей. Но однажды простудился по дороге к ней, не обратил должного внимания на это и умер. А ведь ему было всего 54 года.
А где обещанное доказательство Бога спросите Вы. И я, извиняясь за столь долгий пролог, начну его изложение. Вы просто удивитесь, как гениально это сделал Декарт.
Когда мы говорим БОГ, мы в этом слове определяем изначально, что БОГ это самое Совершенное Существо. Существо, обладающее всеми положительными свойствами. Положительное свойство обязательно предполагает умение что-то делать. Например, моя подруга обладает хорошим свойством технолога значит, она сумеет сделать консервы, а я вот не смогу. Вы согласитесь, что уметь делать это лучше, чем не уметь делать. А БОГ обладает всеми положительными свойствами. Поэтому БОГ умеет все делать и это его «уметь все делать» лучше, чем не уметь. Поэтому БОГ Всемогущ. Пойдем дальше. Например, знать лучше, чем не знать, поэтому и говорим, что Бог Всеведущ. БОГ всесилен потому, что быть сильным лучше, чем не быть сильным. И в конце концов, быть лучше, чем не быть.
Получается цепочка: БОГ Всесилен Всемогуч Всеведущ Есть. Поэтому БОГ есть. Если Его нет, то надо идти обратно по цепочке. Не есть не Всеведущ не Всемогущ не Всесилен не БОГ. А это противоречит изначально тому, что мы имеем в виду, когда мы произносим слово БОГ.
БОГ ЕСТЬ: КАК ЭТО ДОКАЗАЛ ИММАНУИЛ КАНТ
Кант считал, что всякие доказательства Бога с помощью нашего ума возможны. Но все равно являясь теоретическими без опыта не могут быть подлинными. А где тогда взять опыт взаимодействия с Богом и есть ли он у нас? Кант говорит, что есть такой опыт. Это наша свобода, которую во всей Вселенной только нам, людям, Бог дал. Свободу каким быть.