Кант начинает свое доказательство Бога с того, что ничто не происходит в мире без причины. Поэтому принцип детерминизма это самый общий закон мироздания. Этому закону подчиняется и человек. Действительно, у каждого человеческого поступка есть свои причины. Но в таком случае награждать за подвиги надо не людей, а эти «причины», и их же надо сажать в тюрьму вместо людей, совершивших преступление. Мы должны именно так и поступать, если человек не свободен, а всего лишь безвольный шурупчик в этом мире жестких причинно-следственных связей. Иными словами, там, где нет свободы там нет ответственности, и не может быть ни права, ни нравственности. Однако бывают случаи, когда человек действует свободно, ничем не понуждаемый. Не смотря на окружающие меня обстоятельства, особенности моего характера перед любым поступком у меня есть время, когда я могу сделать свободный выбор в пользу того или иного решения. Так говорит Кант. Это и есть свобода. Из свободы человека вытекает его мораль. Отрицать свободу человека это тоже самое, что отрицать мораль. По мнению Канта, именно поэтому, из-за того, что я свободен, есть у меня и мораль. С этого момента времени история всей Вселенной начинается с меня.
Ни в прошлом, ни в настоящем нет ничего такого, чем бы я мог оправдать ту подлость, на пороге которой я стою.
Итак, получается два противоречащих друг другу факта:
1. Все в материальном мире, что называется «Наша Вселенная» подчиняется жестким причинно-следственным отношениям. Ни одна звезда, ни одна Галактика не может быть свободной в своем поведении. Это похоже на отличные механические часы, каждый шурупчик и винтик которого движется под строгим контролем причины и следствия.
2. Человек в некоторые мгновения своей свободы не подчиняется этому закону.
Как же Кант вышел из этого противоречия? Гениальный Кант понял, что есть еще один принцип. Этот принцип похож на то, как на территории государства его законам не подчиняются только те лица, которые являются дипломатами другого государства. Подобно этому, человек не подчиняется Основному Закону детерминизма государства под именем «Наша Вселенная», потому что он не является ее частью. Он дипломат или посланец в этот мир. Но чьи мы посланцы?
Кант говорит, что мы послы иного, нематериального мира, в котором действует не жесткие причинно-следственные связи, а принцип Свободы и Любви. В таком прекрасном мире есть такое Бытие, которое не подчиняется законам материи. И мы к нему причастны. Таким образом, мы свободны а это означает, что БОГ существует. Не правда ли, это очень возвышенно, что мы причастны не к материальному, а божественному миру. Действительно, как в «Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». Из-за божественности того мира, откуда мы являемся послами в этот мир, мы несем в себе кусочек от Бога свою Свободу. Быть человеку свободным это, конечно, не понравится диктаторским режимам. Я помню у Булгакова в «Мастер и Маргарите» есть такой момент, где один из персонажей восклицает: «Что? Доказательство Бога с Кантом! Немедленно сослать в Сибирь!» Получается, что давно знают об этом доказательстве Канта, но мы о нем не знали в СССР. Очень жаль. Давайте, вспомним Сократа говорящего нам:
В каждом человек Солнце,
Только дайте ему Светить.
Теперь благодаря Канту мы знаем откуда в нас это Солнце.
Кант и его 4 вопроса для себя и для нас
Великий Кант в начале своей карьеры поставил для себя 3 основных вопроса, которым посвятил свои две книги Критика чистого разума и Критика практического разума. 1-ый вопрос. Что я могу знать? Вопрос, поставленный в такой форме, имеет и отрицательную форму: что я не могу знать? Этот вопрос для естественных наук. Что я знаю о природе в физике. химии и биологии. 2-ой вопрос Что я должен делать? Это для гуманитариев. Ответ на этот вопрос заключает в себя практическая философия Канта, ядром которой являются этика учение о нравственности или морали и учение о праве. Мораль невозможна без свободы. Если мы предполагаем, что человек не свободен, если, например, все его действия определены волей Бога или закономерностью природы, то нельзя говорить о морали или нравственности, поскольку тогда нет места нравственной ответственности. 3-ий вопрос: На что я могу надеяться? Это вопрос для религии. Кант поясняет нам. Вначале надо быть хорошим самим-по-себе, а потом уже надеяться. Поэтому надежда не может являться основанием морали. Мы моральны, потому что это нам диктует наш разум, а не надежда. Очень часто не понимают изречение Канта: «Чем выше мораль, тем ниже нравственность». Как это понять? Когда строго приучают к правилам общественного приличия, теряется естественное чувство справедливости и человек становиться таким фарисеем, который показан в Евангелии. Лицемерный, привередливый и бессердечный, зато очень правильный и приличный с виду. То есть он нравится многим, но при этом морали в этом человеке нет. Но при таком объяснении получается, что нравственность является отрицательным качеством человека. Но это не так. Представьте себе, мы говорим про какого-то человека, что он высоконравственный человек. Мы же при этом не подразумеваем, что он плохой человек. Давайте разберемся в этом. И мораль, и нравственность очень хорошие качества человека. Но Кант различал их двояко по отношению к надежде. В первом случае, я сам-по-себе хороший человек, могу ли я надеяться на счастье, на рай. Религия говорит, что да. Схема такая: вначале действие (хороший), а потом уже попадешь в рай (надежда). Вот здесь хороший означает моральный. Здесь высока моральность. Во втором случае, вначале мне религия дала надежду, что попаду в рай и я, окрыленная этой надеждой, постараюсь быть хорошей. Здесь схема такая: вначале надежда (попаду в рай) а потом действие (хороший). В таком случай, этот хороший означает нравственный. Каждый служит Богу по-своему. Кто как может. Кто корыстно, кто бескорыстно. Самое главное, чтобы дела были хорошие по делам судимы будем. Но не может быть в одном и том же человеке одновременно и корыстно, и бескорыстно. Поэтому Кант так и сказал, что чем выше мораль, тем ниже нравственность. Таким образом, ответ на 3-ий вопрос Канта такой. Мы можем надеяться на счастье только в том случае, если мы достойны его, и существует Бог, знающий нашу внутреннюю жизнь, жизнь нашего духа, которая может нам это гарантировать. Но самое интересное, что Кант уже потом поставил и 4ый вопрос и посчитал его самым важным и трудным: Что такое Человек? Ответ на этот вопрос дает специальная его книга «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год). Кант там говорит о человеке как свободном существе, и что свой характер каждый человек делает сам. Но в то же время человек в своем существе меняется очень мало. Мысли и страсти мало меняются от эпохи к эпохе или от народа к народу. Помните, как у Михаила Булгакова в Мастере и Маргарите. Воланд рассуждает: Ну что же они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. В общем напоминают прежних квартирный вопрос только испортил их. С каждым поколением человека портит свой «квартирный вопрос», а так в частном понятии, в желании прихватить большего, человек не меняется. Но так хочется иметь общее понятие человека, такое как у Сократа, что «каждый человек есть солнце». И человечество, действительно, затратило колоссальные усилия для того, чтобы выработать общее понятие человека. Стоики в античности, христиане, мусульмане, Будда неимоверно разрушали традиционные представления о разъединении человечества на различные группы: греков и варваров, избранного народа и неизбранных народов, правоверных и неправоверных, цивилизованных и нецивилизованных. Этому стремлению утвердить единство человеческого рода всегда противостояли аристократические, иерархические, националистические, расовые, классовые теории. У всех этих теорий второго рода есть одна общая черта: какая-то часть человечества по тем или иным основаниям признается выше, лучше, избраннее другой. Помните, в теории фашиста Адольфа Гитлера, немцы это высшая арийская раса. Был ли он один такой в истории со своей теорией второго рода? Нет. Был еще француз Наполеон Бонапарт. Тоже антихрист, из-за которого потеряли жизни тогда очень много людей. И сегодня есть теории второго рода. Например, у националистов-фашистов по соседству от нас. Мечтают о «Великой Армении». Не только своему народу вредят этим, но и другим народам тоже. Принесли хаос, смерть и разруху. Посмотрите на 30-летние руины в Карабахе, которые говорят сами за себя. Изгнали людей из своих домов, а сами там и не жили. Выжгли дома и от зеленых садов, которые так гармонично и красиво сочетались с природой этого края, что так по нраву Богу, ничего не осталось. А ведь, как у Аристотеля, Бог думает только о красоте и гармонии. Поэтому теории второго рода противны Богу. Очень опасные для всего человечества они должны быть стерты теориями первого рода, в которых общее понятие человека. И такая теория есть это коммунизм. Прекрасная теория! Но чем кончился СССР мы хорошо помним в Азербайджане. Черным январем 90-го года! С танками, которые принадлежали и народу Азербайджана тоже, но которые направил на нас антихрист Горбачев. Но почему именно такой, как Горбачев встал у руля СССР? Я помню, читала как-то о Достоевском. Он ведь писал о бедных людях, униженных и оскорбленных. У него спросили: «Почему тебе так не по нраву революционеры-коммунисты, ведь они хотят того же, что и ты для несчастного угнетенного человека?» До сих пор помню ответ писателя: «Я хочу землю поднять на небеса, а они небеса хотят свергнуть на землю!» Действительно, все зависит от человека, который несет коммунизм для людей и управляет ими. Если он Шариков из «Собачьего сердца» Булгакова, то с концом СССР все ясно почему. Потому что Шариков был собакой по кличке Шарик, которого профессор, прооперировав, превратил в человека. Но в благодарность новый комендант ЖКХ дома товарищ Шариков стал притеснять жителей дома и даже профессора, желая от него жилплощадь для себя. Может ли собака Шариков знать о благодарности. Знать о Боге, о любви к людям. Знать в конце-концов себя, как человека. Конечно, нет. Поэтому «Не знакомый с самим собой человек, не сможет познакомиться и с Богом», говорит восточная пословица. Познакомившийся с самим собой человек не может не гордиться честью быть человеком. Если нет ума для этого знакомства, человек не будет знать и уважать себя. Как говорил Кант: «Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?» Но не пресмыкающийся, как червь человек, если нет в нем любви людям, может дойти и до гордыни. Гордыни, что он сам, или его семья, или его племя, или его нация лучше всех. Гордыня без совести, которая никогда не покаяться в содеянном зле может довести дело до создания сатанинской теории второго рода. Но должен ли быть тогда человек ангелом? В поисках личного счастья, человек может быть и не ангелом, он ведь сотворен из земли. Помните, Сатану Бог не простил только за одно непослушание. Потому что он был ангелом. А человек не ангел. Бог поэтому человеку прощает многое, но не прощает зло, которое человек без совести содеял другому человеку и не покаялся в этом. В нашем материальном мире строгих причинно-следственных связей может и есть объяснение гнусному поступку человеку. Но являясь послом из мира умственной природы, человек имеет свободу и не совершать его. Поэтому нет оправдания бесчеловечным делам. Потому что человек, как подчеркивает еще раз Кант, есть посол из божественного мира. Поэтому человек со всеми его слабостями и предрассудками не только должен быть нравственным, а он может быть таким сам-по-себе. Человек должен понять. Понять, что есть условная жизнь человека, в которой он живет без всякой философии и есть безусловная жизнь человека с философским знание человека как последней своей цели. Это понятие дает убежденность человеку, что человек это цель, а не средство. Ты не пресмыкающийся червь, ты цель для другого, и другой человек тоже цель для тебя. Никто не может быть средством. «Человек это цель, а не средство» именно так и писал, и сумел доказать нам Кант. Было ли оно известно до Канта. Да. «Нельзя делать из человека средство!», это золотое правило нравственности упоминается и в Махабхарате, и в Индуизме. Конфуций тоже в своих «Беседах и суждениях» не раз его повторял. «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе! Не делай другим того, чего не хочешь себе. Возлюби ближнего как самого себя!», так говорили и Иисус, и Мухаммед, и многие другие прекрасные люди.