Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Тайные общества всех веков и всех стран файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Чарльз Уильям Гекерторн
Тайные общества всех веков и всех стран
© Е. Нестерина, предисловие, 2023
© ООО «Издательство АСТ», 2024
Предисловие
«Любя справедливость, я не могу не одобрять теоретического стремления к свободе и равенству; но как существо мыслящее, сужу по опыту в прошлом и природе вещей, где добро и зло должны существовать вечно и вечно быть в борьбе, что подобное стремление также вечно должно оставаться без соответствующего практического результата»
Чарльз Уильям Гекерторн
Перед нами фундаментальный труд, посвященный исследованию тайных обществ, существовавших в разных уголках нашей планеты в разное время, которые на момент написания книги были известны автору данного произведения, английскому профессору Чарльзу Уильяму Гекерторну.
Впервые книга эта была издана в Лондоне в 1875 году. Автор ее натурализованный британец швейцарского происхождения[1].
Чарльз Уильям Гекерторн переселился в Великобританию, работал в области филологии и педагогики. Затем стал профессором французского и немецкого языков в школе мистера Басса Райда (остров Уайт). Он не был университетским профессором, но живо интересовался языками и всем, что окружает эту сферу. Первой его книгой, написанной им в возрасте примерно двадцати лет, были «Упражнения по французской орфографии». Издание, как видно, прикладного характера. И до 1875 года иных его произведений не издавалось. Очевидно, автор тщательно собирал материал для своего монументального текста описания тайных обществ всех стран и всех веков.
Книга эта тут же была переведена на иностранные языки (и в течение более чем столетия периодически переводилась и переиздавалась). Вдохновленный успехом, автор создал новые произведения: записки о путешествиях по Италии, сборники стихов и прозы для детей, книгу «Лондонские сувениры», посвященную описанию популярных и знаковых мест Лондона (не все современники восприняли этот труд, сочтя многое из него за высокомерность автора по отношению к людям, нравам и обычаям прошлого, так что Гекерторну пришлось не раз в ней что-то переписывать и даже для американского издания менять название на «Лондонские воспоминания»). Тяга к систематизации и подробному изложению знаний о нравах и обычаях вылилась в написание книги «Мир азартных игр: анекдотические воспоминания и истории личного опыта в храмах риска и спекуляции». Текст книги был написан Гекерторном под псевдонимом и в соавторстве с Робертом Визетелли. К храмам риска и спекуляции (снова храмы и закрытый от посторонних глаз образ жизни этих сообществ!) Гекерторн относил в числе прочего мир Лондонской фондовой биржи. Книга приоткрыла читателям завесу, скрывающую многоходовки, схемы и беззакония, творившиеся там. А также показала многочисленные игорные дома и закрытые клубы, столь популярные как в те времена, так и сейчас.
Но главной книгой Чарльза Уильяма Гекерторна той, с которой он остался в веках, является, конечно, «Тайные общества всех веков и всех стран».
Сразу нужно принять во внимание, что времена тогда стояли викторианские, джентльмены, и особенно ученые джентльмены, были людьми осторожными и очень ценили незыблемость. Читатели книг, написанных учеными джентльменами, в подавляющей массе своей тоже. А значит, они хорошо понимали друг друга. Их коллеги ученые господа из других стран, для которых данное произведение переводилось на различные языки, были того же поля ягоды. А многие состояли в тех или иных тайных обществах. Порой даже в нескольких. К чему уточнение, что сии джентльмены любили незыблемый порядок и были осторожны? К тому, что они умели читать между строк, а значит, многое не имело смысла подробно описывать. Намекнул автор на что-то и все, достаточно. Оно являлось устойчивым знанием, а значит, про него все было понятно. Тем более, если это устойчивое знание являлось «тайным знанием», ориентированным только на «посвященных». Люди просвещенные, а главное, конечно же, посвященные и дававшие клятву о неразглашении, разберутся, а прочим, значит, и не нужно проявлять дерзновенное любопытство.
Но проходит почти полтора века, а интерес к труду Гекерторна сохраняется. Во многом это связано с тем, что для человека нормально хотеть собрать знания в систему, в общий свод для того же удобства пользования. Да, пусть за это время знания о мире расширились, информации о тайных обществах, орденах, сектах и клубах стало значительно больше. Но все равно книга Чарльза Уильяма Гекерторна это база.
Автор попытался идти в своем описании обществ от простого к сложному, от древности к более поздним временам, от культов, про которые (в силу времени, закрытости еще в стародавние века информации о них и проч.) мало что известно, к бывшим на устах у всех в то время, когда жил автор книги, тайным кланам, ложам и орденам. Гекерторн описывает всевозможные ритуалы: как и в чем одетым, например, посвящаемый входил в залы тайных обществ, какие звуки слышал, во что одевались члены мистических орденов, какие слова во время ритуалов произносились, какие клятвы давались. Вероятно, автору понадобилось много лет и огромное количество источников, чтобы узнать, систематизировать и доходчиво описать все это. Ведь мы привыкли считать, что то, что происходило на этих самых мистериях, не разглашалось участниками даже под страхом смерти. Поэтому и знания считались скудными. Но, оказывается, пытливый ум исследователя способен добыть невозможное! Чарльз Уильям Гекерторн читал первоисточники. Из них и добывал знания. Все, на первый взгляд, просто: «О них нам известно немного; один Апулей слегка касается их. Когда Феодосий разрушил храм Сераписа, там были открыты подземные ходы и машины, где жрецы подвергали неофитов испытаниям. Порфирий, упоминая о больших мистериях, приводит выписку из Херемона, египетского жреца, которая придает астрономический смысл всей легенде об Озирисе»
Конец XIX века время завершения охвата, захвата и осмысления того, что европейскому миру удалось охватить и захватить. Знания о негуманных и недемократичных религиозных практиках и ритуалах Индии и примыкающей к ней Азии давали возможность ужаснуться нравам того мира и порадоваться сделав сравнение миру своему; информация о нецивилизованных культовых отправлениях Нового Света помогала укрепляться в осознании своего величия и разумности А кроме того, как уже говорилось, это было время, когда если не почти все, то многое тщательно классифицировалось, фиксировалось, называлось тем или иным термином. Во всех науках, в географии и политологии, в медицине и промышленности. Везде! Всему дать объяснение, все назвать, все поставить на определенное место. Вот и классификация! Мир системен, удобен, понятен. Комфорт, достоверность, доступность информации.
Автор много раз рассуждает в своей книге о стремлении людей к свободе и равенству, демонстрирует, что он, как человек своего времени, очень этим озабочен. Правда, заявляет, что сделал вывод: добро и зло будут бороться друг с другом всегда и только для вида, так что равенство и свободы, скорее всего, невозможны. Но пусть надежда на них поддерживается. Даже искусственно.
Во всех описываемых обществах, обрядах и мистериях Гекерторн пытается найти ответ на вопрос: а правда ли то, что многие тысячелетия назад люди предшествующих цивилизаций имели некое тайное знание, привнесенное им свыше, утратили его и во время всех этих мистерий люди как могут доносят это утраченное знание, сохраняя его крупинки и крошечки? Как быть современным людям верить в это или нет? Шарлатанство это и народный театр или все-таки нечто действительно наполненное тайным смыслом? Может быть, рассуждает Чарльз Уильям Гекерторн, все эти тайные общества по большому счету, все та же попытка людей узнать, как появился мир, к чему он движется, как исчезнет и что будет с ними со всеми? Последует ли наказание за неправедную жизнь, окажется ли жизнь праведных вечной, насколько бесконечны будут страдания грешников, есть ли у них шанс и какой? Он настаивает в своей книге на том, что первобытные люди имели единое истинное понятие о природе, которое с течением времени исказилось и смешалось с невежественными человеческими заблуждениями. Рассказывает, как это, с его точки зрения, произошло (упоминая некую древнейшую религию, которая встречается в известных на момент XIX века письменных памятниках, сабеизм, как он эту религию называет, или гелиосоархеизм). Пытается дать возможность читателям проанализировать, на основе полученных знаний прийти к выводу: каждая секта, тайный культ, орден делал это по-своему или было нечто объединяющее их, таких разных, но задающихся одним вопросом?