Танатология в современной литературе - Ната Иванова страница 2.

Шрифт
Фон

Мышь Мартин появляется в первой книге серии, в «Войне с Котиром»5. И с первых строк становится ясно, что ничего хорошего его не ждет: Страна Цветущих Мхов покрыта снегами, до весны еще далеко, местные жители страдают от голода и налогов, их детей забирают дикие коты, что пришли с севера и поработили жителей, а самого Мартина бросают в тюрьму за ношение отцовского меча (который позднее сломала Цармина, предводительница котов). Совсем недетское начало книги не становится мягче со временем, и если заменить зверей на людей, то получится довольно реалистичное и жестокое фэнтези в стиле «Игры престолов». Да, в итоге Мартин сбежал из темницы, нашел друзей, спас всю Страну от тирании диких котов, а лорд барсуков выковал ему новый меч, но этот путь не был легким. На протяжении всей истории персонажам приходилось принимать непростые решения, даже убивать, чтобы не погибнуть самим и защитить своих близких, а также честь своей земли. Самой суровой была битва Мартина с Царминой. К моменту этой встречи Цармина начала сходить с ума от паранойи и жажды власти: она успела отравить своего отца, заточить в подземелье брата и запугать всю свою армию. Тему одержимости и сумасшествия Брайан Джейкс еще не раз использует для судьбы злодеев и каждый раз очень выверенно, уместно и достоверно.

Битва Мартина и Цармины описана кинематографично и не менее реалистично: «Они сцепились: когти вонзались в тело, зубы кусали мех. Царапаясь, кусаясь, разрывая и пронзая друг друга, противники катались по берегу, вздымая комья земли». Оба в доспехах, Мартин с мечом, Цармина полагалась на свои когти. За две страницы кровопролитное сражение закончилось: загнанная в реку кошка утонула, а израненный Мартин потерял сознание и пролежал в бреду почти три недели, пока аббатиса и лесные звери пытались вылечить его.

После выздоровления Мартин помогал строить аббатство из красной глины Рэдволл и после смерти стал его духом-хранителем призрак мыши-воина всегда появляется в трудное время, чтобы поддержать зверей и указать им путь. До конца жизни Мартин Воитель был один, он не завел семью, отдавая все свое время делам аббатства, и тому есть весомая причина.

В другой истории серии «Мартин Воитель»6 обитатели Рэдволла слушают легенду о той жизни, что вел Мартин до прихода в Страну Цветущих Мхов. И жизнь его уже тогда не была безоблачной: малым мышонком Мартин попал в рабство, морские разбойники убили его мать и бабушку, в дальних странствиях сгинул отец. Смелость и несгибаемая воля помогли Мартину пережить рабство и пытки и позднее сбежать с помощью Поздней Розы из Полуденной Долины. Именно эта очаровательная мышка и стала причиной одиночества Воителя.

Роза и Мартин быстро подружились, воин даже просил руки красавицы у ее отца, в чем тот сразу отказал, понимая, что спокойной жизни у такого юноши не будет, и не желая подвергать свою дочь опасности. Но и Роза не была покорной несмотря на все предостережения семьи она ушла с Мартином спасать остальных рабов, даже ввязалась в бой с Бадрангом, главарем разбойников и рабовладельцем. И этот бой стоил ей жизни: «Взревев от боли и ярости, Бадранг схватил мышку, легко поднял и изо всех сил отшвырнул от себя. Роза ударилась головой о стену и осела, словно сломанная кукла». Это самое короткое и жестокое описание смерти, что встречается во всех книгах серии. Мартин так и не простил себе гибель Розы, не смог забыть ее, потому навсегда остался одиноким воином, что сражается за других. Этот путь и привел его в Страну Цветущих Мхов, в начало «Войны с Котиром».

Серия «Рэдволл» писалась для детей: говорящие звери, песни и загадки, путешествия и приключения, добро побеждает зло. Но какие взрослые темы поднимает автор на протяжении всех книг: предательство, манипуляции, безумие, алчность, рабство, одержимость, одиночество и, разумеется, смерть. Смерть от ран, ядов, падений, удушья, утопления. Без эвфемизмов или намеков, прямо и реалистично. И именно это осознание смертности всех героев заставляет сильнее переживать за них, каждая их хрупкая жизнь ценна и безвозвратна. И напротив смертные враги воспринимаются как реальная и посильная угроза, как такие же живые звери, с которыми можно справиться. Большинство сюжетов «Рэдволла» перестало бы работать без смертности персонажей, подвиги воинов потеряли бы свою ценность, а жизнь Мартина Воителя стала бы совершенно иной.

Похожий подход к смертности использует Масаси Кисимото, автор манги «Наруто»7. Мангака создавал свой мир по образу феодальной Японии, но привнес в него немного современных технологий (камеры наблюдения, передатчики). В манге в каждом государстве есть скрытые деревни специальные поселения ниндзя, которые используются в качестве военной силы, но порой выполняют обычные работы (сопровождение в пути, помощь по хозяйству и пр.). Несмотря на специальные техники ниндзя и использование чакры, мир остается довольно реалистичным. Особенно в вопросах жизни и смерти.

Большинство персонажей, в т.ч. ниндзя,  простые смертные люди. Их жизнь может прерваться от болезни, ранений, падений с высоты. И лишь несколько персонажей обладают способностями, дарующими им практически бессмертие.

Единственным полноценно бессмертным персонажем является Хидан, ниндзя-отступник, который физически неспособен умереть из-за своей способности к регенерации. Даже разделение тела на части или взрыв не способны убить Хидана, он сохраняет возможность речи после отделения головы от тела. На данный момент тело Хидана разделено и спрятано в разных частях мира, но он все еще является живым, несмотря на это неудобство.

Мадара Учиха не настолько бессмертен. Он изначально обладал колоссальным объемом чакры и отлично мог ее контролировать. Мадара подготовил свое тело для особого ритуала, который позволил сымитировать собственную смерть и отлежаться в коме. После пробуждения он доработал свою технику восстановления и, когда умер от старости, то смог переродиться в новом теле.

Орочимару также был одним из сильнейших ниндзя в истории и мог поглощать чужую чакру, таким образом получая новые знания и опыт. Стремясь к бессмертию, Орочимару долгие годы модифицировал свое тело и в итоге освоил способность переносить свою душу в чужие тела. Подобные переселения сделали персонажа практически бессмертным.

Но остальные, даже очень выносливые и живучие герои не обладают такими возможностями. И сама смерть в «Наруто» из-за своей окончательности носит трагический характер. Так одна из самых первых показанных смертей является и одной из самых трагичных.

Деревня Скрытая в Листве готовилась к появлению в ней Орочимару, давнего заклятого врага, которого необходимо остановить. В тот момент он еще не получил максимум своих возможностей, и персонажи надеялись убить злодея, пока это возможно. Такую обязанность взял на себя правитель деревни, Хирузен Сарутоби, который в прошлом был учителем Орочимару. Сарутоби был сильным и опытным ниндзя, но он понимал, что даже его сил может быть недостаточно. С помощью техники Печати бога смерти Сарутоби надеялся убить Орочимару, при этом принеся себя в жертву для оплаты ритуала. К сожалению, Орочимару оказался гораздо сильнее, и обряд только лишил его рук, но не жизни. Сам Сарутоби погиб, так и не добившись желаемой цели. Для деревни утрата правителя была вдвойне трагичной из-за этой неудачи, показавшей всем истинные силы Орочимару.

В дальнейшем повествовании умирало множество персонажей, особенно на войне ниндзя. Все их смерти было реалистичными и окончательными, лишь некоторые персонажи были воскрешены, а точнее их души помещались в чужие живые тела. Такое возвращение к жизни не было полноценным, и воскресшие скорее напоминали зомби и подчинялись тем, кто их поднял. При необходимости воскрешатели могли стирать личности умерших, просто используя их в качестве марионеток.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке