Девочка оборачивается, смотрит на старика и тихо смеётся.
Это не дом. Это обычный подвал. Пошли, не бойся. Я тебя не съем.
Ну, я так, чисто из любопытства. А что в этом подвале, делаешь ты?
Я? смеётся она. Я там живу.
А там есть кто-то ещё? пристаёт к ней старик с расспросами.
Нет. Это место знаю только я. Я его случайно обнаружила. Проследила за одним рабочим этого дома. Но сейчас сюда уже никто не приходит.
Старик берет девочку за руку, останавливается и опускается на корточки.
У тебя нет дома? Что случилось? Может, расскажешь? Тебя же, наверное, ищут по всему городу. Может, пойдём в полицию?
Девочка снова смеётся.
Раз я живу там, значит, другого дома у меня нет. Мог бы и догадаться.
Ну, это я понял, то есть не совсем. И давно ты там живёшь?
Что же ты такой любопытный. Пошли. Это не интересная история.
Мужчина встаёт и следует за девочкой.
А родители у тебя есть? осторожно пытается начать разговор старик.
Девочка резко вырывает руку и с раздражением выпаливает.
Ты что, тупой что ли? Если я живу в подвале, значит, у меня нет дома. Если нет дома, значит, и родителей у меня тоже нет. Ты, что совсем, что ли?
Говоря это, она крутит пальцем у виска, пинает бумажную коробку и отворачивается.
Ну, прости. Я не хотел тебя обидеть.
Девочка оборачивается.
Я сбежала из приюта.
Зачем? Там же наверняка было лучше, чем на улице? Ничего не понимаю недоумевает старик.
Вот привязался. Не нравится найди что-нибудь получше.
Прости. виновато оправдывается он. Просто мы немного поговорили, и кое-что узнали друг о друге. Познакомилось, что ли. Ну и многое стало ясно.
Она останавливается и, глядя в его глаза, резко бросает.
Подозрительный ты какой-то. А я и не обижаюсь. А если ты попробуешь меня обидеть у меня есть нож. Понял?
Старик чешет щетину и изумлённо смотрит на девочку и, поднимая руки вверх, словно сдаётся в плен, замирает.
Понял. Больше вопросов задавать не буду.
Вдруг прямо передними вспыхивают фары автомобиля с синей мигалкой. Старик испуганно смотрит по сторонам.
Патруль! Что будем делать? медленно по слогам чеканит Старик.
Спокойно. Возьми меня на руки. Быстрее. И спрячь свои ноги за эту коробку. А то они мигом тебя раскусят. Нормальные люди босиком по ночам не ходят.
Девочка протягивает к нему руки. Старик бережно берет её на руки и скрывает ноги за коробкой. Она крепко обнимает его за шею одной рукой и плавно жестикулирует другой, словно находится в радостном беспечном расположении духа.
Машина притормаживает и медленно проезжает мимо них. За стеклом серьёзное и угрюмое лицо Брюнета. Он опускает глаза и оглядывает парочку с головы до ног. Девочка беспечно размахивает рукой, изображая актрису на сцене. Он качает девочку на руках, слегка приседая и пританцовывая. Перед ногами Старика стоит картонная коробка, которая скрывает его голые ноги.
Брюнет нажимает газ, и машина теряется на светофоре. Старик переводит дух и опускает девочку на асфальт.
Да. Это было круто. Я даже сама напугалась. звонко смеётся она и её смех эхом разносится двору.
Вообще-то ты молодец, облегчённо скрипит Старик и протягивает ей свою ладонь. Ты сообразительная. Я бы не смог так быстро придумать такой спектакль.
Девочка, словно в знак примирения хлопает по его грязной руке своей маленькой ладошкой три раза.
Жизнь заставит. А как тебя зовут то? спрашивает она.
Александр.
А я буду Вероника.
Старик протягивает ей грязную руку. Вероника протягивает свою. Они хлопают по ладошкам.
Пошли скорее. Осталось совсем чуточку.
Две фигуры, взявшись за руки, двигаются дальше.
А у тебя есть дом? спрашивает Вероника после недолгого молчания.
Теперь уже, кажется, нет, отвечает он. Я не знаю.
Ну, ты даёшь, старик. А где же ты жил- то все это время?
Старик смотрит на неё с улыбкой и усмехается.
В богадельне.
Вероника прислушивается, будто впервые слышит это слово.
Где? А что это такое?
Ну, в общем, подбирает он слова, это тоже самое, что и твой приют. Только для стариков, вроде меня.
А что у старичков тоже бывают приюты! Я не знала. Там, наверняка, тоже противно.
Бывает.
А пряники по вечерам дают?
Да нет. Я не люблю пряники.
Они подходят к высокому зданию, закрытому строительными лесами. Девочка пригибается и исчезает под плёнкой накрывающей строительные леса. Мужчина ныряет за ней. Они проходят вдоль дома. Девочка открывает дверь, и они оказываются в полутемном коридоре.
Вероника подходит к железной двери, пред которой навалены строительные отходы, роется в кирпичах и вытаскивает оттуда отвёртку. Вставляет её в щель и через секунду дверь со скрипом открывается.
Заходи.
Старик несколько секунд раздумывает и делает шаг в темноту. Они спускаются на один лестничный пролёт и входят в подвал. Вероника осторожно поворачивает лампочку.
Вспыхивает свет. Старик щурится и закрывает лицо рукой. Пространство подвала разрезают серые бетонные блоки и крашеные трубы. На земляном полу беспорядочно валяется обломки старой мебели, пустые банки из под пива, бутылки, рваная обувь, виниловые пластинки и глянцевые журналы. На стенах висят обрывки постеров.
Ну, что? Нравится мой подвал? Добро пожаловать. спрашивает Вероника.
Здесь, кажется, живёт кто-то ещё? спрашивает Александр и с любопытством осматривается.
Сейчас никто. Но раньше здесь разные люди жили. Толи строители, толи бомжи. Но ты не волнуйся, здесь тебя никто не найдёт.
Ты думаешь?
Точно. Я уже долго живу здесь одна. Давно никто не приходил.
Александр поднимает с земли и разглядывает рваную книгу.
Ну, тогда это то, что мне нужно.
Он устало выдыхает, вешает плащ на трубу и осторожно садится на деревянный стул.
А, может быть, ты все забыл? Я слышала, бывают такие случаи, когда старики все забывают и пропадают? Ну, у них болезнь такая всё забывать.
Нет. Я просто спрыгнул в воду и не хочу ничего вспоминать. Да и нечего.
С такой высоты я бы не решилась. А почему ты сбежал из этого своей как её, ну приюта?
Хорошие девочки не должны быть такими любопытными.
А я плохая. Хорошие люди в подвалах не живут. А теперь приступим к делу.
Вероника ходит по подвалу с серьёзным задумчивым видом. Снимает куртку и вешает её на гвоздь.
Для начала тебе нужно изменить внешность. Подстричь свои лохмотья и отмыться.
Александр вопросительно смотрит на Веронику.
Здесь, что и вода есть? Да это лучшие апартаменты в моей жизни.
Вероника утвердительно кивает, берет его за руку и ведёт вглубь подвала. Они подходят к ржавой вертикальной трубе, к которой приварены два вентиля. Вероника указывает на них пальцем и откручивает каждый поочерёдно.
Вот холодная. А вот тёплая. А вот кусочек мыла и бритва. Прошу.
Это же чужие вещи!? Я не могу.
В ответ на это Вероника презрительно фыркает.
Если хочешь, ходи, как бомж. Я не возражаю. Только учти, если ты выйдешь в таком виде, тебя тут же сцапают. Камеры наблюдения висят на каждом доме. Тебя уже давно сфотографировали.
Александр вытирает лицо рукой и смотрит на свои грязные руки.
Пожалуй ты права. Хорошо, я согласен. Нужно привести себя в порядок.
Вероника удаляется в освещённое место и пока Александр бреется, она обыскивает все карманы плаща Александра. В карманах она ничего не находит и вешает плащ на прежнее место. Достаёт маленькое зеркало и расчёску и укладывает волосы. Удовлетворённая результатом, Вероника что-то напевает. В это время появляется Александр
Александр и Вероника смотрят друг другу в глаза. Она повзрослела и изменилась. Теперь она выглядит уже не пятилетней бродяжкой, а худенькой девочкой десяти лет в широких джинсах с узкими хитрыми глазами. Мокрые от дождя волосы аккуратно уложены. На левой щеке видна родинка.
Александр тоже изменился. В его лице уже нет прежнего сумасшествия и слабости. В глазах появилось сосредоточенность. Это уже не сутулый старик, а в пожилой, но ещё крепкий мужчина лет пятидесяти.