Третье и Четвёртое Состояния связаны с Высшими Центрами. В Третьем Состоянии функционирует Высший Эмоциональный Центр в дополнение к двум более низким состояниям, и в нём появляется больше осведомлённости о реальности, что ему свойственно. В Четвёртом Состоянии, в дополнение к трём предыдущим состояниям, функционирует Высший Интеллектуальный Центр, и осведомлённость увеличивается ещё больше, охватывая вселенские законы, лежащие в основе реальности. Становясь своей Высшей Сутью через переживание Третьего и Четвёртого Состояний, человек обретает вместе с тем проницательную осведомлённость, расширенное понимание и теплоту сострадания, что позволяет ему быть этой Высшей Сутью и работать внутри действительной реальности. И что существенно, в этих высоких состояниях вы не теряете контакт с «реальным миром» (вторым состоянием), а, скорее, видите его в новом ракурсе, а именно на правильной шкале и с относительностью.
Проблема заключается в том, что большинству людей трудно распознать более высокое состояние, когда оно происходит. Звучит странно, но вы можете быть в высоком состоянии и не знать этого. Учитель говорит:
Высшие Центры могут быть очень ясными, чистыми и пронзительными, и они могут развиваться, а человек может этого не осознавать.
Мы часто не осознаём, что переживаем Третье Состояние, и понимаем это, только когда оглядываемся назад. Но это машина вспоминает о высоких состояниях сознания, это не само состояние.
Забавная особенность нашей ложной личности заключается в том, что она считает Третье Состояние помехой. Глупо говорить о том, кем мы можем стать в будущем, в тот момент, когда это будущее уже совершилось. Человек должен научиться распознавать, когда высокое состояние возникает в нём.
Есть несколько преимуществ от распознавания высокого состояния в то время, когда оно происходит: увеличивается вероятность того, что вы будете его поддерживать, вы сможете лучше использовать то, что видите, находясь в высоком состоянии, и вам будет легче снова найти путь в это состояние. Чтобы помочь распознать состояния, связанные с Высшими Центрами, в главе 2 представлены двенадцать качеств таких состояний. Маловероятно, что все они будут явно проявлены в одном переживании, и тем не менее с течением времени эти качества или характеристики проявятся вновь и в них можно будет удостовериться. Следующая часть книги описывает то, чем «не являются» Высшие Центры, включая те наши части, которые могут притворяться высокими состояниями.
Также полезно понять некоторые причины затруднений в распознавании высоких состояний. Прежде всего это воображение о них: если состояние не соответствует воображаемой картине о том, каким оно должно быть, то такое состояние не расценивается как высокое. Например, если ожидается «сияющее блаженство» или «великая мудрость», то высокое состояние, случившееся в простой момент или во время страдания, не будет считаться таковым. Человек не распознал это состояние и не осознал его ценность; усилия, которые необходимы, чтобы остаться в нём, не будут совершены, а эти открытия будут рассматриваться как обычные мысли, что приведёт к тому, что их не заметят и не примут в расчёт.
Одна из особых форм воображения это ожидание того, что все высокие состояния будут напоминать исключительный опыт Четвёртого Состояния, о котором человек мог читать или даже переживать его. Разница между Третьим и Четвёртым Состояниями сопоставима и даже превосходит разницу между первым и вторым состояниями. Потеря памяти об этой разнице может привести вас к потере Третьего Состояния, которое часто бывает достаточно простым. Оно всегда прямо здесь, прямо сейчас: ясная осведомлённость о себе, сидящем здесь, читающем эти слова.
Ещё одно распространённое неправильное понимание заключается в том, что Высшие Центры всегда одни и те же, и они либо «включены», либо «выключены», как электрический выключатель. Наоборот, они очень разнятся чувством и содержанием, более того, они постоянно изменяются. На самом деле они растут. Сначала Высшие Центры, словно маленькие дети, просто представляют собой чистую осведомлённость, выглядывающую наружу. В искусстве они представлены в образах маленьких ангелочков, и их развитие подобно постепенному росту детей. В таких формах изобразительного искусства девочки символизируют растущий Высший
Эмоциональный Центр, а мальчики растущий Высший Интеллектуальный Центр.
Другие причины затруднений в распознавании высших состояний заключаются в состоянии отождествления с тем, чем «не являются» Высшие Центры, так что человек теряет понимание того, чем они «являются». Это может привести к нежеланию оставить управляющего для того, чтобы мог появиться Мастер или Истинное «Я». Также есть низшая суть с её множеством уловок, в том числе способностью маскироваться под Высшую Суть. Так что детальное ознакомление с хитростями низшей сути тоже полезно. Они рассмотрены в главе 6. Наконец, важно распознать, что Высшие Центры, даже тогда, когда они становятся зрелыми, всегда обучаются. Они должны обучать себя, и всякий раз, когда они появляются, они увеличивают своё бытие.
К счастью для нас, Учитель прошёл этот путь и поделился тем, чему он научился в этом путешествии. Он говорит нам: «У меня нет желания скрывать свои следы наоборот, я хочу, чтобы они остались запечатлёнными, чтобы это позволило другим спастись». Создание этой книги стало возможным благодаря тому, что он позволяет нам следовать за ним прямо по пятам. Это подборка его высказываний, большая часть которых была напечатана в период его сорокапятилетнего учения, с 1970 по 2015 год.
Учитель употребляет множество имён или терминов для обозначения Высших Центров: Третий Глаз, Реальное Я, Разделённое Внимание, Суть, Душа, Высший Интеллектуальный и Высший Эмоциональный Центры, Третье и Четвёртое Состояния, Мир 6 и Мир 12, Астральное Тело,
Трансцендентные Состояния, Самовоспоминание, Высшая Суть, Воплощение Бога, Четыре Бессловесных Дыхания, Божественное Присутствие и Присутствие. Каждое из написанных с большой буквы имён или терминов такого рода следует понимать как эквивалент Высших Центров (см. Примечания к тексту для дополнительного уточнения).
В конечном счёте имя, которым названы Высшие Центры, не столь важно по сравнению с тем, чтобы действительно пребывать в высоком состоянии и самому открывать его преимущества. Если вам нужна дополнительная информация об идеях системы, попробуйте прочитать книгу «Самовоспоминание» Роберта Бёртона или одну из книг Петра Успенского, например «В поисках чудесного». Ещё один бесценный источник это прямой контакт с другими студентами в школе пробуждения. Для получения более подробной информации или для контакта со школой, пожалуйста, свяжитесь с организацией «Содружество», тел. +1 (530) 300-5322. Дополнительная информация о «Содружестве» доступна на с. 186187.
Диана Кросби
г. Вашингтон
Примечания к тексту
Следующий текст, то есть все его Части от I до VI, полностью составлен из цитат Учителя. Составителю принадлежит только распределение их по темам согласно заголовкам, что стало результатом того, как материал сам собой распределялся по темам. Для подборки цитат в этой книге использовались следующие источники:
Журнал «Форум Аполло»
Журнал «Чудо Аполло»
Ежедневные карточки
Подборка Ежедневных карточек (19751991 гг.)
Журнал «Гора Кармель»
База данных с цитатами, принадлежащая Содружеству Друзей Журнал Ренессанс