Ангелы в религии, искусстве и психологии - Волкова Ирина страница 2.

Шрифт
Фон

Представления и теории об ангелах

В каждом веке специфический «ангельский вопрос» волновал и вовлекал в свою орбиту многих историков, ученых, богословов, мистиков, философов, поэтов, писателей и других деятелей культуры.

Величайшего мыслителя Средневековья Фому Аквинского не случайно титуловали doctor angelicus («ангельским доктором»), а его философию признали частью официального учения католической церкви. В «Сумме теологии» он утверждает, что ангел-хранитель всегда рядом с человеком, как при жизни, так и при переходе в иной мир.

«Надлежит ответить, что ангелы приводятся на суд из-за человеческих грехов не как обвиняемые, но как свидетели, изобличающие людей в их пороках»[4].

Архангел Гавриил [деталь фрески]. Италия, Больцано, аббатство Новачелла


Еще ранее Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, христианский апологет IIIII веков, говорил, что душа, переступившая порог смерти, «ликует или трепещет, в зависимости от того, какое уготовано ей пристанище, о котором она сразу же узнает по самому лику ангела, вызывателя душ, Меркурия поэтов»[5].

Эти утверждения находят отклик даже у современных ученых, изучающих опыт клинической смерти. Об этом чрезвычайно интересном опыте мы поговорим позднее.


Братья Доминик и Иоганн Баптист Циммерманы. Деталь фрески потолка. 1754. Германия, паломническая церковь в Висе


Свидетельство Сведенборга

Среди мистиков, переживших опыт встречи с ангелами, особое место должно быть отведено Эммануилу Сведенборгу. Тому есть три причины:

он был человеком исключительной культуры, настоящим энциклопедистом, выдающимся ученым;

он принадлежал к протестантской церкви, которая, из-за своей строгой приверженности библейскому буквализму, всегда высказывала недоверие к мистическому опыту, считая его индивидуалистическим отклонением от Писания;

видения этого человека имели не эпизодический характер, а длились почти беспрерывно десятилетиями, давая обширную информацию о «потустороннем мире».


Сведенборг родился в Стокгольме в 1688 году; сын лютеранского епископа, он получил углубленное религиозное образование. Однако его вера оставалась долгие годы как бы «фоновой», чисто умозрительной.

В Уппсальском университете Сведенборг отдал предпочтение филологии, языкам, музыке. Переехав в Лондон, он со всем пылом увлекся науками, ведь ему выпала честь быть учеником Ньютона и Эдмунда Галлея. Затем Эммануил отправился в Голландию и наконец в Париж [6]. По возвращении в Швецию в возрасте двадцати шести лет он уже обладал колоссальными научно-техническими познаниями. Король Карл XII принял его как великого ученого и позволил осуществить многие из его бесчисленных и самых разнообразных технических проектов (воздушные насосы, подъемные машины, горнодобывающие установки, фортификационные со- оружения) вплоть до подробных чертежей подводной лодки и «летающего экипажа». Сведенборг также стал предтечей теории магнетизма[7] и отцом минералогии. Эта широта интересов принесла ему славу северного Леонардо да Винчи [8].


Джованни ди Паоло. Сотворение мира и Изгнание из рая [деталь]. 1445. США, Нью-Йорк, Метрополитен-музей


Сорок лет он изобретал, экспериментировал в разных об- ластях, написал сто пятьдесят трактатов, путешествовал по всей Европе, общался с ведущими учеными. Но его научная деятельность была неотделима от духовных поисков. А в пятьдесят шесть лет он пережил глубокий внутренний переворот. Основной объект его научных интересов сместился в сторону человеческой психики. Чтобы изучить ее, он принялся анализировать собственные сны, которые становились все более необычными и таинственными, настоящими прозрениями.

Таким образом Сведенборг стремился проникнуть в другие измерения. Он записывал пережитый им во время мистических путешествий опыт и полученные откровения, сопоставляя их с текстами Библии, которую он изучал беспрестанно. В итоге он составил корпус из порядка сорока таких прозрений, почти все они написаны на латыни, что обеспечило их широкую известность в мистических и богословских кругах всей Европы.

Среди основных трудов отметим:

Memorabilia («Дневник, или Откровения о Духе мира»);

Arcana Coelestia («Тайны небесные»);

De Cultu et Amore Dei («Поклонение и любовь к Богу»);

Diarium spirituale («Духовный дневник»).


Эти книги позже повлияли на величайших мыслителей и поэтов, среди которых достаточно назвать Канта и Юнга, Блейка и Гёте. После смерти Сведенборга в Лондоне в 1772 году его ученики основали Церковь Нового Иерусалима, состоящую из небольших общин, до сих пор существующих на Европейском континенте.

В своих книгах Сведенборг рассказывает о том, как путешествия в «невидимое» привели его к прямому общению с Богом, Христом и ангелами. В обычных условиях, по его словам, ангелы и духи не видны, потому что, обладая невещественными телами, они не отражают световых лучей. Увидеть их можно лишь при двух условиях: если они временно обретают вещественное тело или если «отверзнуто внутреннее зрение человека, то есть его духовное зрение»[9].


Мозаика с изображением святого архангела Михаила. XIX в. Сербия, Триест, православная церковь Святого Спиридона

«Ангелы в совокупности называются небесами, потому что они собой составляют их»

Постоянно перемещаясь из материального в потусторонний мир, Сведенборг смог подробно описать этот мир, прибегнув к «автоматическому письму»  он записывал внезапно озарявшие его мысли. Теперь обратимся к книге «О Небесах, о мире духов и об аде», в которой наиболее полно передан опыт пребывания автора с ангелами.

В главе «Внешний образ каждого ангела есть совершенно человеческий» автор пишет:

«мне дано было изведать на опыте в продолжение нескольких лет, я могу утвердительно сказать, что ангелы по внешнему образу своему такие же люди, как мы; что у них есть лицо, глаза, уши, грудь, руки, пальцы, ноги; что они друг друга видят, слышат и говорят между собой; словом, у них есть все, что принадлежит человеку, кроме вещественного тела. Я видел их в свете, который много превосходит полуденный свет здешнего мира, и в этом свете я различал все черты лица их гораздо отчетливее и яснее, чем лица людей на земле. Мне также дано было видеть ангела самых внутренних небес: лицо его блестело и сияло более, чем у ангелов низших небес; я рассмотрел его и могу сказать, что он был в совершеннейшем человеческом образе».

Ангелы суть представители Бога и сами по себе не имеют власти. Сведенборг подчеркивает их скромное и служебное положение по отношению к человеку:

«Ангелы, веруя таким образом, отказываются от всякой благодарности за благо, которое они творят. Они даже приходят в негодование и удаляются, если кто приписывает им такое благо; им на диво, как человек может верить, что он мудр сам от себя и что он сам от себя же творит благо».

Говоря о могуществе ангелов, Сведенборг утверждал:

«Сила ангелов в духовном мире так велика, что если б я стал передавать все, что я узнал о ней, то это превзошло бы всякую веру; если там противится что-нибудь такое, что несогласно с Божественным порядком и должно быть устранено, то они это осиливают и сокрушают одним движением воли и взглядом».

Теория Тейяра де Шардена

Универсальный процесс эволюции, от низших до высших уровней, описан Тейяром де Шарденом. Ему принадлежит одна из самых смелых и впечатляющих теорий о принципе эволюции применительно к космосу и человеку. Пьер Тейяр де Шарден (18811955)  французский геолог и палеонтолог, философ и богослов, получил образование в иезуитском колледже; оригинальный мыслитель, обладавший необычайной широтой ума, он попытался примирить принцип эволюции с христианской верой, желая вернуть человеку твердую надежду на будущее. В своих трудах, главным образом в наиболее известной книге «Феномен человека», он среди прочего переосмысливает христианство с точки зрения современной науки и культуры, разрабатывая оригинальное представление о космосе, человеке и смысле жизни. Сам человек рассматривается им как вершина эволюции.

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге