Раб мечтает не о своей свободе, а о своих рабах. Цицерон сказал! Не собачий член Что означает: изжить рабство так же невозможно, как изменить природу человеческую.
Ну на каждого мудреца довольно простоты, ответил на это Антоний. И, вообще, мне кажется, он другое имел в виду
Подожди! Как ты сказал? перебил его всадник.
Что?
Ну вот это Каждый мудрец довольно прост. Нет, не так Скажи!
А. Тебе понравилось? На каждого мудреца довольно простоты.
Да. Это хорошо! Что-то как будто знакомое Кто сказал? Платон?
Да нет. Александр.
Македонский?
Островский.
Грек, что ли?
Ну пускай будет грек
Не знаю такого недовольно пробурчал Тиберий. Так и в чем ты с Цицероном не согласен?
Я не говорю, что не согласен. Я говорю, он другое имел в виду. Что-то там Подожди, я забыл, Антоний сам наполнил кубки. Они выпили. Да! Я понял, это ты причину со следствием перепутал Цицерон не имел в виду неизбежность рабства. Он говорил о рабской психологии, которая является следствием, а не причиной рабства.
А, может, это ты что-то перепутал? глаза римлянина начали наливаться кровью, кулаки сжались.
Антоний, как будто не замечая этого, спокойно продолжил:
По-твоему получается ну, как утопист этот у Стругацких рассуждал У каждого свободного человека должно быть не менее трех рабов.
Римлянин спросил угрюмо:
Стругацкий? Опять грек?
Ну пускай будет грек
Не знаю такого! Тиберий с досадой пнул скамейку, стоявшую у него в ногах, она с грохотом ударилась о стену, отлетела ножка.
Происходящее напомнило Антонию сцену из культового старинного кинофильма. Он с трудом сдержал смех не хотел еще больше разозлить кавалериста. Из вежливости, не от страха.
Его пока никто не знает, даже такой ученый энциклопедист, как ты, сказал он примирительно. И не удержался от переделанной цитаты: Стругацкий, конечно, великий философ, но зачем же табуретки ломать?
Падкий на лесть Тиберий расслабился и пробормотал, скрывая улыбку:
Да-а. А греки твои хоть и сильны в философии были, однако не сумели построить свою империю. До римского величия им далеко Так проходит земная слава!
А еще как-то раз, пробуя выдержанное под лунным светом массикское, Антоний разошелся не на шутку и поведал Тиберию о своих взглядах на противостояние основных идеологических систем будущего
* * *
Для представителя наук точных, политология, как дисциплина гуманитарная, столь же далека, как какая-нибудь история или филология. Но настоящий ученый должен обладать системными знаниями, и так же, как не был Антон Сергеевич полным профаном в исторических периодах и не писал с ошибками, имел он и свое собственное, довольно оригинальное представление о геополитических процессах.
Он допускал, что в общественных науках, так же как в физике или химии, возможны эксперименты. По этому поводу у него даже была своя собственная теория системной эволюции.
Любое государство, по этой теории, можно рассматривать как лабораторию, в которой подтверждаются или опровергаются те или иные гипотезы, или как опытную станцию, в которой обкатываются политтехнологии. Люди волей или неволей участвуют в этих экспериментах в качестве подопытных. Эффективный подход к управлению массами может быть различным вплоть до противоположности.
Если есть страны социалистические и в них живут люди, имеются промышленность, наука и искусство, и есть страны капиталистические с населением, способным производить весь спектр необходимого жизнеобеспечения, и в обеих моделях все это достаточно стабильно и продолжительно значит, обе системы жизнеспособны и имеют право на существование. Естественно, у обеих есть свои плюсы и минусы, одним странам они подходят больше, а другим меньше.
Все мировое сообщество участвует в глобальном историческом эксперименте, системной эволюции, в результате которой формируется общество будущего. Оно будет основываться на более жизнеспособной из конкурирующих систем, а еще вероятнее на их комбинации. На современном этапе исторического развития отрицать одну систему ради другой так же нелепо, как считать единственно верной евклидову геометрию и отрицать неевклидову.
* * *
Тиберий крепко задумался, а потом заявил:
Разрешенное и защищаемое законом рабовладение куда честней этих твоих капитализмов и коммунизмов Как ни называй раба, господином или товарищем, его ярмо от этого легче не станет!
III.
Гарнизон просыпался с первыми лучами солнца. Антония обычно будил Умбра молодой раб, который выполнял обязанности денщика декуриона. Он был очень смугл, и его настоящее сарацинское имя для римлянина было слишком труднопроизносимым, поэтому Тиберий звал его просто Тень4. Появление в гарнизоне Антония добавило Умбре забот. Предварительно убедившись через щель между досками, что подопечный спит, раб открывал дверь, ставил корзинку с завтраком на пол и кричал:
Эй! Вставай!
Дверь захлопывалась с треском, лязгал засов Умбра очень боялся узника.
В эти утренние часы Антон Сергеевич раз за разом пытался понять, что же все-таки с ним происходит. В конце концов у него оформились две рабочие гипотезы.
Раньше их было три, но гипотезу, названную им «Матрица», попадание в виртуальную реальность он отбросил сразу. Во-первых, потому, что технологий столь глубокого изменения сознания пока не существует, по крайней мере, насколько это известно ему, человеку сведущему и живо интересующемуся последними научными достижениями. А во-вторых, даже если предположить существование таких технологий умозрительно, то кому может понадобиться так сложно и затратно залезать ему в голову? И зачем? На эти вопросы ответов не было. Времена, когда он был ученым, обладающим уникальными, секретными знаниями, давно прошли. Кому нужен одинокий, небогатый старик?
Из оставшихся вариантов первой рабочей гипотезой была «Сумасшествие». То есть дурдом, санитары, палата, слюни до пупа Тут все понятно. Сюда же он отнес галлюцинации, вызванные каким-нибудь внушением или наркотиками.
Вторая, «Сон»: в нее входили обычный сон, летаргический и кома. В самом начале из-за того, что все вокруг слишком реально и проснуться не помогают ни щипки, ни удары по голове, он отмел эту возможность Но потом подумал: а вдруг это сон, в котором он себя щиплет или его бьют по голове? И гиперреалистичность эта абсолютно ничего не доказывает Кто знает, как ощущает себя человек именно во время сна? Может, все вот так реально и воспринимается в момент просмотра, проживания сна, а потом, после пробуждения, мозг работает в совершенно другом режиме и человек может вспомнить только какие-то блеклые обрывки, которые воспринимаются нереально.
Что эти теории или гипотезы давали ему на практике? Ровным счетом ничего. Если какая-то из них верна и все вокруг создано его сознанием или, скорее, подсознанием, от него все равно ничего не зависит. Если это сон значит, надо проснуться, но он не мог этого сделать по собственному желанию, как ни пытался. Так же, как не мог усилием воли выйти из комы или прекратить сходить с ума
И если разобраться, а так ли ему это надо? Вернуться к стариковским соплям в акведуке, бессоннице или жутким утренним пробуждениям, когда состояние такое, как будто всю ночь пил плохую водку, а потом еще по спине ногами били
Здесь он здоров, молод, участвует в увлекательном действе: древняя Иудея, римские легионы, гладиаторские бои, Понтий Пилат Хотя, конечно, жутковато, но есть и какая-то отрешенность, как будто со стороны на себя смотришь. Кино такое, триллер интерактивный. Или в видеоигру от первого лица играешь.