Предки наших предков – 2. Кочевые империи - Замостьянов Арсений Александрович страница 4.

Шрифт
Фон

Сам факт чжоуского завоевания и правдоподобность рассказа о том, как оно свершилось, не вызывали сомнений у современных историков. Однако по поводу происхождения чжоусцев высказывались различные гипотезы. Одно время господствовала точка зрения, что чжоусцы были кочевниками, стремительно вторгнувшимися в бассейн Хуанхэ и разрушившими более развитую цивилизацию. Ныне частично признаётся верность письменных сведений о протоистории чжоусцев. Предполагается, что, исходно действительно бывшие кочевниками и принадлежавшие, видимо, к прототюркскому миру, чжоусцы проникли на территорию Китая приблизительно в первой половине иньской эпохи. Постепенно они перешли к оседлому образу жизни ис середины XIII века до нашей эры приступили к строительству собственной государственности, взяв за образец политический, административный и духовный опыт культуры Инь. И так усилились, что доминировали на большей части территории будущего Китая почти восемь веков. Основателем династии Чжоу в Китае принято считать мудрого правителя Вень-вана, который реформировал систему племенных отношений, создав на границе Шанского государства мощное княжество.

Восемь веков Чжоу не были однородными. Держать в повиновении большую территорию династии удавалось недолго. Последние века этой эпохи прошли в кровопролитных междоусобных войнах с постоянной сменой границ. Заметим, что и во времена Шань, и во времена Чжоу, древние китайцы, как мы видим на карте, освоили далеко не всю территорию нынешнего Китая.

В 256 году до нашей эры государство окончательно распалось на мелкие княжества, из которых выделялись три крупных Вэй, Чжао и Хань. Начался новый этап истории

Культура и мировоззрение

С первых шагов развития цивилизации мировоззрение китайцев сильно отличалось от представлений о жизни других древнейших народов. Да, китайцы тоже прошли все этапы развития языческой религии, но жрецы у них не приобрели решающего влияния на общество. Рациональное мышление и этика для них были важнее мистики. Они меньше надеялись на чудо, чем на человеческие навыки. Поэтому, скорее всего, именно в Китае зародилась медицина. По некоторым данным уже в III тысячелетии до нашей эры. Примерно тогда же были изобретены знаменитые китайские воздушные змеи, которых первоначально использовали не для развлечения, а в военных целях. Их запускали в воздух для устрашения врага.

В отличие от индийских племен, китайцы остро интересовались своей историей и стали вести летописи еще на гадальных костях и панцирях черепах в глубокой древности в XIVXI вв. до нашей эры. Они были первыми в мире историками. Позже в качестве «бумаги» пошли бамбуковые планки (и именно тогда появился обычай писать сверху вниз) и шелк, а потом уже и рисовая бумага. Китай оставил после себя множество письменных источников, дающих возможность восстанавливать не только историю самого Китая, но и соседних стран.

Особенное место в культуре времен династии Чжоу занимало развитие философии, которую представляли различные течения. Это получило в истории название «сто философских школ». Самыми известными ее представителями был Кун-Фу-Цзы, которого мы знаем как Конфуция. Он является основоположником течения конфуцианства. Основоположником еще одного течения даосизма является Лао-Цзы. Основателем моизма был Мо-Цзы.

Первый китайский университет был создан на 1200 лет раньше европейского во II веке до нашей эры в городе Лояне еще одной столице государства Чжоу. Училось там вначале 50 человек, а спустя 100 лет уже 3000 человек.

Китай это не просто цивилизация, в значительной степени изолированная от остального мира. Это очаг, вокруг которого образовывались и другие ростки цивилизаций преимущественно, монголоидных народов. Вьетнамская, корейская, японская, на севере кочевые цивилизации, самыми известными из которых оказались хуннская, монгольская и манжурская. Они имели связи с индо-европейцами как мы уже установили, с тохарами и с согдийцами, которые стали связующим звеном между Китаем и через Среднюю Азию с Передней Азией. Тут можно говорить о взаимном влиянии.


Вопросы:

1. Какие природные факторы сказались на особенностях древнекитайской цивилизации?

2. Кто, кроме местных монголоидных племен, повлиял на развитие этого очага цивилизаций?

3. Назовите особенности древнекитайской культуры, которые сохранились до нашего времени?

2. Первая империя

Китай один из первых очагов мировой цивилизации. На территории будущего огромного государства появлялись царства, подданные которые обладали схожими этническими чертами, схожей культурой, схожей системой управления. Они считались родственными, но были разобщены и часто воевали между собой. Даже идеи объединения у политиков не возникало: слишком огромными казалась территория и население царств. Создание единого центра управления такой громадой представлялось утопией.

В 259 году до нашей эры в княжестве Чжао родился Ин Чжэн человек, который не мог претендовать на титул князя (вана), потому что был внуком вана от наложницы низкого происхождения. Юноша был почти отверженным, его ожидала незавидная судьба. Но неожиданно у Ин Чжэна появился влиятельный сторонник богатый купец Люй Бувей, с помощью интриг выдвинувший его на трон вана в царстве Цинь. Ходили слухи, что купец был подлинным отцом будущего императора. Ни подтвердить, ни опровергнуть их в наше время невозможно. В любом случае, предприимчивый купец рассчитывал, что в тандеме с Ин Чжэном он сумеет укрепить свои позиции в княжестве.

Царство Цинь уже тогда было самым могущественным в Китае. Но подчиняться ему другие феодальные образования не собирались.

Обосновавшись на троне, молодой ван вскоре отправил своего благодетеля в ссылку и горделивый Люй Бувей покончил с собой. Ближайшим советником будущего императора стал Ли Сы талантливый и опытный политик. Вместе им удалось усилить в своем царстве и армию, и бюрократию. Они участвовали в военных походах и сумели присоединить несколько соседних княжеств. Молодой политик решил придать себе и своему государству более весомый статус. Тогда Ин Чжэн принял новое имя-титул Цинь Шихуанди, что означает родоначальник империи Цинь.

Но империю еще надо было сколачивать, объединяя царства. На это ушло несколько лет, и всё это время войска Циня Шихуанди первенствовали в междоусобных войнах. В 221 году до нашей эры циньский город Сяньян был провозглашен столицей всех царств, а Цинь Шихуанди их правителем. Так начиналась история первой китайской империи империи Цинь. Так с тех пор в его честь и называют Китай China, «Чайна», от слова «Цинь», от имени первого императора.


Цинь Шихуанди


Он сразу проявил себя как дальновидный и хитрый политик. Достаточно вспомнить, что император переселил в свою столицу 120 тысяч семей высших сановников других царств, которых взял под свой неусыпный и дотошный контроль. Только так можно было обезопасить страну от междоусобиц и мятежей. Империю разделили на 36 округов, во главе которых император ставил преимущественно своих родственников.

Оружие, отобранное у побеждённых князей, было собрано в Сяньяне и переплавлено на огромные колокола. Кроме того, из этих мечей и копий отлили двенадцать колоссов, которые установили в столице, у всех на виду. Они стали эффектными и зримыми символами всекитайского единства.

Император и его первый советник Ли Сы провели серию реформ, усиливших централизацию государства. Во всем Китае была унифицирована длина осей колесниц, кроме того, император приказал всем своим подданным использовать иероглифы только одного стандартного типа. Не менее важным начинанием стало создание единой сети дорог, а кроме того денежной системы и системы мер, длины и весов. Знаменитые круглые китайские монеты с квадратными отверстиями посередине, предназначенные для нанизывания на связки, тоже наследие империи Цинь. Они оставались в обращении около тысячи лет и всё это время вполне устраивали китайцев.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке