Иерархия Неба и Земли. Том III. Часть III и IV. Новая схема человека во Вселенной - Дуглас Хардинг

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Иерархия Неба и Земли. Том III. Часть III и IV. Новая схема человека во Вселенной файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Дуглас Хардинг

Иерархия Неба и Земли. Том III. Часть III и IV. Новая схема человека во Вселенной

Дуглас Хардинг (19092007)  английский философ, который разработал современную карту нашего места во вселенной


D. E. HARDING

THE HIERARCHY OF HEAVEN AND EARTH


A NEW DIAGRAM OF MAN IN THE UNIVERSE

A REPRODUCTION OF THE ORIGINAL

TYPESCRIPT


Перевод с английского:

М. Русакова (Часть III),

А. Никулина (Часть IV)



© The Shollond Trust, 2021

© ООО ИД «Ганга». Перевод, издание на русс, яз, оформление, 2023

Часть III

Нашей истинной религией является монотеизм сознания, одержимость им, фанатическое отрицание существования автономных частичных подсистем Эта hybris, то есть, эта ограниченность сознания, всегда представляет собой наикратчайший путь в сумасшедший дом Боги превратились в болезни; не Зевс, а солнечное сплетение теперь правит Олимпом Вовсе не безразлично, называете ли вы что-то «манией» или «богом». Служить мании отвратительно и недостойно, а служение богу наполнено смыслом и богато возможностями, ибо это значит повиноваться высшему, невидимому и духовному созданию.

 К. Г. Юнг, Секрет золотого цветка

Иерархии любят молодежь.

 Эдит Ситвелл, Обращение, Зеленая песня и другие стихотворения

Человек не мог смотреть никуда, кроме как вниз, держа в руках грабли для навоза. А кто-то стоял у него над головой с божественной короной в руке и предлагал ему эту корону в обмен на его грабли для навоза; однако человек не посмотрел наверх и не увидел этого, а стал сгребать к себе солому, маленькие палочки и пыль с пола.

 Путь паломника, II

Опасно дать человеку слишком ясно узреть свое равенство с животными, не показав ему при этом его величие.

Также опасно, чтобы он слишком ясно увидел свое величие, вдобавок к своей низости. И еще более опасно оставить его в неведении относительно их обоих Человек не должен думать, что он находится на уровне ни животных, ни ангелов, и он также не должен оставаться в неведении относительно обеих сторон своей природы, а должен знать их обе.

 Паскаль, Мысли
Какой мощный Дух живет внутри!
Какой активный Ангел здесь обитает!
Какой божественный свет вдохновляет мою кожу,
которая кажется Богоподобной!
Живой Храм всех времен,
Я вижу внутри себя
Храм Вечности!
Я вижу в себе все Царства.
Во мне есть Вездесущность,
Загадочным образом похожая на Его.
Знание которой Священная Сфера,
заключающая в себе все страны.
Существует Ангел, который может внутри меня
и говорить, и двигаться,
и ходить, и летать, и видеть, и любить,
Человек на земле,
Человек наверху.
Над тусклой глиной стен мой Дух стремит полет
в пределы ему неведомого края,
там его великий Апостол ждет,
дела Творца оттуда с восторгом озирая.
Внутри себя я перемещаюсь с Востока на Запад,
будто бы я был
одновременно Херувимом и Сферой,
Или был одновременно наверху и здесь.
 Траэрн, Гимн к дню святого Варфоломея

Глава XIII

Закон иерархической симметрии

Из самой глубины сердца
Вовне к тонким
шелковым занавесам кожи,
каждая мельчайшая часть
удивленно слышит
и нежно отвечает некоторым схожим областям сфер.
 Ковентри Патмор, Тело

Клянусь, что это ваше тело позволяет вашей Душе каким-то образом жить в других сферах.

 Уолт Уитмен, Труды

Не приглушенное лилией жужжание летней пчелы Соединяется с вращающимися звездами.

 Элизабет Баррет Браунинг, Аврора Ли

Движения, обнаруживающие сходство с божественным началом внутри нас,  это мысли и круговращения вселенной. Им и должен следовать каждый человек, и научившись познавать гармонию и круговороты мира, он должен добиться того, чтобы созерцающее, как того требует его изначальная чистая природа, стало подобно созерцаемому, и, таким образом, стяжать ту совершенную жизнь, которую боги уготовили для человека».

 Платон, Тимей, 90
Кто не идет ни по какой личной дороге
тот не раб ни одной секты,
Он смотрит через природу наверх, на бога природы;
преследует ту цепь, которая
соединяет этот огромный узор, соединяет небо и землю, смертное и божественное;
видит, что ни одно создание не может знать никакого блаженства,
а лишь дотрагивается до него и сверху, и внизу.
 Поуп, Эссе о человеке

Моя плоть сотворена в этом мире и управляется квинтэссенцией звезд и элементов, которая обитает в ней и является хозяином тела и внешней жизни Этот мир раскрывает свои качества и способности в союзе с небом над нами В человеке есть все небо и земля, звезды и элементы Это и есть философский камень.

 Беме, Исповедь Якоба Беме. Составитель и редактор: У. Скотт Палмер

Возникает вопрос: если жизнь человека имеет отношение и к небу, и к земле, и они неактивны, а человек является созданием, наделенным божественной природой, как так может быть, что он активный так же, как и неактивный? Ответ в том, что человек, все существо которого насыщено моральной силой, наделен большим количеством божественной жизненной энергии. Таким образом, ему естественным образом удается быть подобным небесам, быть неактивным. Если человек наделен всего лишь небольшим количеством жизненной энергии, он не обращает внимания на Добродетель Дао и не имеет сходства с небом и землей, то в результате его называют «нечестным»: «нечестным» в том смысле, что он не следует небу и земле, не того же класса, что мудрецы и достойные люди. В результате он полон активности.

 Ван Чун, Лунь хэн, XVIII, 1

1. Иерархические Пары

Что я такое? В этой и следующей главе я предлагаю свести вместе ответы, которые мы получили на данный момент, и прийти на их основании к некоторым заключениям, таким образом, завершая то, что можно назвать моим автопортретом в пространстве. Сделав это, я в части IV пойду дальше и добавлю измерение времени.

Ученый, ограничивающий свое внимание одним уровнем, может предсказывать события, но не понимать их: если считать их горизонтальными, то они бессмысленные. Как сказал Джозеф Нидхэм, «В наших знаниях о мире может появиться смысл только путем одновременного исследования всех уровней сложности и организации»

(Философия Альфреда Норта Уайтхеда, с. 269).

Как говорит Эмерсон, я обязан миру своей конституцией[1]: ибо мир и есть моя конституция. Если бы только это заявление и ему подобные не было столь неопределенным! При том, что существует огромное число разрозненных сведений о том, кто я такой уровень за уровнем, работа по осмыслению этой информации в целом, по организации этих сведений вертикально, едва началась. Так же, как двухмерные поэтажные планы архитектора имеют смысл только насколько они имеют отношение к трехмерному зданию, так и многие поперечные срезы моей природы имеют смысл только насколько обнаружены их взаимные связи[2]. Сейчас, когда я прошу у науки трехмерную масштабную модель самого себя, мне дают большое множество двухмерных чертежей чертежей, которые изобилуют деталями, но не особенно последовательны и мне предоставляют самому собрать свою модель как получится. Как если бы строитель предложил бездомному человеку кучу чертежей вместо дома и множество набросков проектов вместо единого набора рабочих чертежей.

«Кристальная сфера мысли такая же концентрическая, как и геологическая структура земного шара. Так же, как наши почвы и породы лежат в пластах концентрических пластах,  так и все мысли человека направлены в сторону, а не вертикально»[3]. Однако если бы это была вся истина, то мы никогда не узнали бы, что она истинна. Все говорит о том, что, несмотря на наши горизонтальные склонности, мы вовсе не лишены способности открывать законы иерархического порядка, вертикального «хода» вещей. По крайней мере, моя текущая задача искать признаки этого порядка: то есть, искать тот вид отношений между уровнями, который наука ищет на каждом уровне.

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге