Метафорические карты. Волшебный портал в подсознание. Как работать с МАК и расшифровывать их - Киселева Елена Николаевна страница 2.

Шрифт
Фон

Метафорические ассоциативные карты настолько эффективный инструмент, что порой бывает достаточно всего лишь одного элемента, увиденного в рисунке карты, чтобы в сознании запустилась цепочка решения проблемы. Давайте посмотрим на клиентский случай, который проиллюстрирует, как с помощью одной карты проводится глубинная психотерапевтическая работа.

Диагностическая методика

Лучше всего начать работу с картами с расклада «Знакомство». Колоду карт расположите рубашкой вверх (метод выбора «в закрытую»). Выберите карту, которая, как вам кажется, излучает наибольшее тепло, ту, которая буквально притягивает вас. Переверните ее и внимательно рассмотрите. Попробуйте узнать героев, о которых вам рассказывали в детстве. Соотнесите вашу ситуацию со сценарием, разворачивающимся в этой сказке. Оцените то эмоциональное состояние, которое вызывает карта. Найдите на карте подсказки. Уделите внимание символам и деталям. Для более полной расшифровки карты прочтите ее описание.


Постараться увидеть Внутреннего Ребенка

Знаете, что, на мой взгляд, является обязательным качеством психотерапевта, порой даже более важным, чем вся теория и практика вместе взятые? Умение видеть ребенка во взрослом человеке: робкого мальчонку с подбитым глазом в солидном, но очень подозрительном бизнесмене, егозу в бантиках в серьезной профессорше, которая ведет свой TikTok, или испуганную малышку, спрятавшуюся от пьяного отца под диваном, в многодетной одинокой маме, которая ищет и никак не найдет свое профессиональное призвание. Задача психолога не просто рассмотреть, но и услышать этого Внутреннего Ребенка, чтобы, когда клиент откроется в достаточной степени, исцелить эту самую нежную и ранимую часть.



Жила-была девочка Алиса, и детство ее проходило в Королевстве кривых зеркал: после развода с отцом мама так сильно спешила замуж, что выскочила за пьющего Дон Жуана. Дон Жуан не только не стеснялся в открытую захаживать к соседкам и приставать к старшим сестрам Алисы, но и быстро пропил все, что было,  и свое, и новоиспеченной жены

В один прекрасный день Алиса нашла в себе силы прийти к МАК-консультанту и досталась Алисе карта «КИКИМОРА»!

Работа с символами отвергнутого ребенка

Итак, вам выпала карта «Кикимора». Это символ ребенка, отвергнутого матерью. Это дети, к которым относились слишком невнимательно.


«Унеси, нечистая сила, дите свое из утробы матери за тридевять земель, нареки его там кикиморой, отдай на взращение кудеснику в горы каменные». Если обратиться к фольклору, то мы увидим, что слово «кикимора» происходит от слова «кикать», что означало резкий птичий крик, похожий на человеческий плач. Вторая часть слова «мора»  означает наваждение, морок.

Лик Кикиморы ужасен и прекрасен одновременно. Безусловно одно: Кикимора невероятно притягательна и может кого угодно свести с ума своей красотой и многочисленными мелкими неприятностями.

Сила Кикиморы заключается в ее растрепанных волосах, с помощью которых можно отнять у человека силу, здоровье, молодость. Кикимора меняет лики и оборачивается своей соблазнительной красотой лунной ночью к путникам, чтобы заманить в болото и погубить.


Сжимая платок побелевшими пальцами и опустив глаза, Алиса вспоминает:

 «Жили бедно, порой не было денег даже на масло, ели сухой хлеб, запивая водой. Мама экономила на всем. Я не смела попросить даже прокладки!»

А дальше постоянные пьяные разборки мамы и отчима, унижения и гнетущее чувство безысходности.

 «Мама вышла замуж за больного человека, тирана и абьюзера, забрала меня у бабушки и растила как траву. Я плакала, страдала от одиночества, от скандалов, от жалости к маме, от грусти по бабушке и чувства ненужности. Сирота при живых родителях»,  выдыхая сквозь сжатые зубы, с обидой говорит Алиса, крепко обхватив себя за плечи.

Черная дыра внутри становилась все больше и больше, пока в один день подросшая девушка не приняла решение: так жить она не будет! Она станет ТОЙ самой, роковой, соблазняющей, сводящей с ума, той, которая ничего не боится и абсолютно свободна. И она надевает придуманную маску, вживаясь в новую роль, оттачивая игру до филигранного совершенства и забывая, что даже самая идеальная маска не есть суть.

Сразу после школы юная соблазнительница очень быстро находит «хорошую партию из обеспеченной семьи» и выходит замуж. Партия не сложилась развод и новый брак. Про измены знала, но закрывала глаза, периодически закатывая истерики из-за усталости, пустоты, отсутствия внимания. Спустя пять лет четверо детей, абсолютная финансовая зависимость и, как выяснилось, у мужа вторая семья. Алиса применила все, что знала и умела:

 Я решила вернуть его в семью во что бы то ни стало. Я не вынесу снова нищету. Дети были маленькие, выйти на работу не могла. Мою маму тогда посадили. Я убедила его вернуться, манипулируя всем, что приходило на ум. Сила убеждения развита у меня хорошо, да и обострилась, потому что надо было выживать!  в голосе металл, в глазах холод и пустота.

Алиса продолжала жить, постоянно убеждая, умоляя, соблазняя мужа остаться, давать деньги на содержание детей, дома и новые красивые сумочки и туфли, которых образовалась целая коллекция.

А далее оказывается, что в маске только на первый взгляд безопасно. Со временем она начинает давить, затрудняя дыхание. Носить ее становится все труднее, роль истощает еще больше ту, настоящую Алису, которая и без того сильно покалечена. Простить мужа она не смогла. Постоянное состояние напряжения и тревоги, сжирающее изнутри, усталость от маски соблазнительницы и захлестывающие непрожитые обиды на маму, отчима, мужей, несправедливый мир все чаще оголяли то, что было под маской соблазнительницы видавшая жизнь во всей ее грязи Кикимора, которая хохочет, корчится, пищит Это пугает, это сводит с ума, это делает невозможными любые отношения.

Работа с субличностями

Психолог видит дальше этого жуткого образа. Он видит ребенка, который плачет от усталости, который устал притворяться и носить вечную маску. В этой истории волшебным лекарством стала работа с субличностями. Напомню, что субличность рождается в момент травмы, именно тогда происходит раскол и рождается часть (модель поведения, набор убеждений), которая впоследствии нас защищает. В данном кейсе мы ярко выявили три роли:

Соблазнительницу, которая помогла Алисе выйти из адского круга родительской семьи и далее привлекать мужчин.

Кикимору, олицетворяющую насилие и ледяное детство, которая пытается своими костлявыми руками вырвать хоть каплю любви у окружения, манипулируя, обличая и угрожая.

Внутреннего Ребенка маленькую девочку, которая очень хочет любви и одновременно боится от нее умереть. Ведь если ее снова предадут, как в детстве отвергающая мама, у нее не будет сил пережить это снова.

В работе с Алисой мы увидели всех, проговорили с каждой субличностью, выявили ее потребности, то, что она делает для Алисы, таким образом формируя у клиентки новое внутреннее целостное ощущение себя. Мы все еще лечим Внутреннего Ребенка, каждый раз замечая его, отдавая тепло и любовь.

После двенадцати лет брака и четырех месяцев психотерапии Алиса ушла от мужа, рискнув начать новую жизнь. С детьми помогает мама, которая теперь нашла смысл своей жизни во внуках. А Алиса вновь встретила мужчину.

 «И вы знаете, я могу ему смотреть прямо в глаза, долго-долго, не отводя взгляда. И точно так же прямо говорить, что думаю и что чувствую»,  поделилась на этой сессии счастливая женщина с сияющей улыбкой.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке