1. Признаки «последних дней» человечества
«Боже! Пусто и страшно становится в Твоем доме».
Н. В. Гоголь
«Как жаль мне людей, которые доживут до последних дней. Время будет жуткое и страшное».
Матрона Московская
Начнем с высказываний двух авторитетнейших для России и мира не только писателей, мыслителей, но и пророков! Ф. М. Достоевский: «человек, тронутый развитием и европейской цивилизацией, стонет и мучается».
Л. Н. Толстой: «Мы разогнались к пропасти и не можем остановиться и летим в нее». Такие титаны не ошибаются. Тем более в едином мнении. Не всегда при жизни они были согласны друг с другом, но расхождений в оценке настоящего и будущего человечества у них нет. «Человекстонет и мучается», и мы все летим в пропасть!
Убеждение в том, что человеческая цивилизация скатывается к критическому порогу, и мы живем в преддверии глобальной катастрофы, все настойчивее овладевает сознанием людей. Социальные сети буквально забиты прогнозами о грядущей гибели человечества. И с каждым годом, а теперь и месяцем, их становится все больше и больше. А прогнозируемая ими катастрофа все ближе и ближе к нашим дням. Эти прогнозисты не столь авторитетны, как Достоевский и Толстой. Но пугает их количество. За таким количеством может стоять и качество.
Кризисное состояние становится перманентной нормой жизни. Кризисы уже не только в практической деятельности людей экономике, политике Они потрясают нечто глубинное, фундаментальное, то, что является основанием современной цивилизации. Налицо кризис идеи прогресса, кризис веры в науку и «грядущую неизбежность торжества разума», кризис морали, кризис права и веры в возможность равенства людей перед законом, кризис западного рационализма в целом. Впору говорить о наличии системного кризиса цивилизации. Кризисное состояние уже видится неизлечимым, привычные взгляды на происходящее ничего не объясняют, а традиционные рецепты выздоровления не приносят.
Что привело нас к критическому состоянию? В чем главная причина возможной гибели цивилизации? Ответы на эти вопросы становятся предельно актуальными для нынешнего человечества. Их все чаще пытаются найти участники многочисленных публичных дискуссий на эту тему. Но нынешние споры не идут дальше признания того, что «мир на грани», «мир сошел с ума», «человечество во власти неконтролируемого нарастания противоречий», «все формы и виды управления обществом обанкротились», «точка невозврата пройдена», «человечество на финише тысячелетий разумного существования».
Глобальные кризисы первых десятилетий XXI века как никогда обострили вопрос об адекватности самих основ цивилизованного бытия с его ставками на внешние, материально-технические достижения, приоритетное решение финансово-экономических и общесоциальных вопросов без понимания глубин и высот душевной жизни человека, при равнодушии к тому, что происходит в его внутреннем мире.
Иисус, а за ним и его апостолы неоднократно в своих пророчествах говорили о неизбежности вступления человечества в период времени, который станет для него «последними днями». Апостол Павел в одном из своих писем указывал: «В последние дни наступят необычно трудные времена. Ибо люди будут самолюбивыми, любящими деньги, самонадеянными, высокомерными, неблагодарными, любящими удовольствия, но не любящими Бога Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь»(2 Тимофею, 3;15). Все большее число аналитиков Священного Писания приходят к выводу, что мы уже вступили в такой период и с нарастающей скоростью движемся сквозь эти «дни».
1.1. Зло, насилие, страх царствуют сегодня в мире
«Закон мира есть война и насилие человека над человеком».
Н. А. Бердяев
К XXI веку весь мир стал фактически единой человеческой общиной. И вся эта община сегодня бушует от накала страстей. Массовыми выступлениями на предельном уровне эмоций охвачены страны Африки и Ближнего Востока, Западной и Восточной Европы, Азии, многие страны Американского континента. Все активнее взрывные протестные настроения в США. На очереди огромные людские массы Китая. Трудно представить, во что может вылиться этот глобальный разгул страстей. Мы теперь все в одном «кинозале», крыша которого может рухнуть от таких эмоций.
В вечном споре любви и ненависти (божественного и дьявольского) сегодня торжествует ненависть. У населения многих стран это чувство целенаправленно формируется и разжигается на государственном уровне. Уже нормой, как в антиутопиях Дж. Оруэлла, становится проведение специальных «митингов (маршей, майданов) ненависти» по отношению к тем или иным народам. Поэтому нынче в США ненавидят россиян и Россию, ненавидят Иран, Северную Корею, Китай. В Албании ненавидят сербов, в Палестине израильтян. В исламских странах ненавидят американцев и богатых европейцев. Пропаганда даже среди украинцев сумела разжечь ненависть к родственным россиянам. Такова нынче суть «нового дивного мира» на нашей планете.
Все более пугающими становятся отношения между людьми. Священное Писание предупреждает: придет время, когда люди будут бояться друг друга. Видимо, это время пришло. Мы уже боимся не только бандитов, но и соседей по дому, коллег по работе, спутников по транспорту и даже (или больше всего) встречных полицейских. Из страха носим с собой газовые пистолеты и баллончики, сооружаем металлические двери и решетки на окнах, нанимаем телохранителей. А ведь в совсем недавние исторические времена двери домов в России запирались чисто символически, и дети не пугались встречи с незнакомым человеком. Люди исходно не враги друг другу. Но теперь они нечто другое: бездуховные производители и потребители рыночной продукции. В правительстве РФ уже бьют тревогу: обвальное нарастание числа охранников и телохранителей разрушает кадровую ситуацию в России и угрожает ее экономическому развитию.
Наиболее грозно признаки «последних дней» проявляют себя внутри человека, в опустошении и искажении его психической жизни. Сбываются предсказания о «внутренней смерти» (Шпенглер) людей и их «мертвых душах» (Гоголь). В итоге усиление позиций зла в человеческом обществе, всплески преступности, нравственное разложение, алчность, негативное отношение к детям, почти эпидемические душевные расстройства, сбои в психической жизни, казалось бы, вполне нормальных людей. Люди все чаще выглядят «супостатами», «нелюдями». «Омертвение душ делает возможным появление чудовищ вместо людей», писал Н. А. Бердяев. Это принципиально важное соображение. Именно так: появление чудовищ. Мы нынче чудовища, а не люди. Ибо души наши мертвы.
В унисон с обществом даже террористы становятся иными. В конце XIX века известный российский террорист Каляев убрал бомбу и сорвал долго готовившееся покушение на великого князя Сергея Александровича, увидев рядом с ним женщину и двух детей. Боевая группа действия Каляева одобрила. Нынешних «бомбистов» присутствие детей не останавливает, напротив, радует им нужно (вспомним Беслан!) как можно больше самых шокирующих жертв. Это тоже плоды развития цивилизации.
В нынешней жизни мы постоянно «бесимся». Множатся немотивированные расстрелы людей на улицах, в офисах и школах, кровавые разборки между автомобилистами на дорогах, острейшие конфликты между соседями, супругами, родителями и детьми. Родители выбрасывают на помойку или убивают своих детей, дети «заказывают» родителей. В порядке вещей стало оскорбить, избить, убить человека. По данным Института психологии РАН, в России, например, 80 % убийств совершается в состоянии спонтанной агрессивности, без злого умысла и корысти. Мир наполнен черной энергией скандалов. Она и выливается непредсказуемо и неконтролируемо во внешнюю жизнь. В каждую единицу времени число губительных происшествий, трагедий, невзгод в жизни людей неуклонно нарастает.