Чун Ю Кван - Тхэквондо пхумсэ. Формальные комплексы WT. Тхэгык 1—8, Корё

Шрифт
Фон

Тхэквондо пхумсэ. Формальные комплексы WT.

Тхэгык 18, Корё


Чун Ю Кван

© Чун Ю Кван, 2024


ISBN 978-5-0062-6030-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступление

1.О чём эта работа?

Приведённая ниже информация не претендует на глубокий и тщательный анализ формальных комплексов тхэквондо Всемирной федерации тхэквондо, но надеюсь, даст представление о них новичкам и напомнит о себе «ветеранам»

2.Что побудило меня вернуться к практике пхумсэ?

Так сложилось, что первая моя поездка за рубежи нашей Родины состоялась именно в Корею, в силу географической близости к Дальнему Востоку, некоторых семейных обстоятельств и конечно огромного желания поближе узнать культуру и народ этой страны.

Дело в том, что в конце 80-х годов прошлого века мне довелось познакомиться с тхэквондо ВТФ и некоторое время потренироваться у корейского инженера, строящегося в Воронеже завода, вполне официально ведущего секцию на Левом берегу.

Уже в начале 90-х служба забросила меня на Сахалин, где тхэквондо развивалось очень активно.


Первые чёрные пояса тхэквондо ИТФ на Сахалине. 1992 год.


Корейская диаспора организовала приезд на остров специалистов из Северной Кореи. Занятия, в разное время, вели обладатели 6,7 данов, чемпионы мира  Ли Чхоль Джин, Пэ Ным Ман, Хан Чоль Сон.


Северо-корейские тренеры на Сахалине. 1992год. 3-й справа Хан Чоль Сон, 4-й справа Пэ Ным Ман.


Даже прекратив активные занятия, я оставил элементы тхэквондо в своей практике как общефизическую подготовку и отчасти, как прекрасное средство снять психологическую усталость.

И вот в Пусане, прямо из окна номера в отеле, я увидел приличную такую толпу в добках, целеустремлённо двигающуюся в направлении школы, расположенной неподалёку. Стоит сказать, что в Южной Корее тхэквондо изучают все ученики начальной школы, не имеющие медицинских противопоказаний. Многие продолжают практику в секциях и клубах и в более старшем возрасте.

Отдельную категорию среди марширующих под окном последователей этого направления боевых искусств составляли люди весьма зрелого возраста. Ну скажем так, многим было явно за 50 а то и 60 лет.

Любопытство заставило меня последовать за данной процессией, и уже через несколько минут я оказался в школьном дворе и присоединился к немногочисленным зрителям. Не буду детально описывать увиденное, лишь отмечу, что в отличии от молодых тхэквондистов подготовку которых тренер вёл с явным уклоном на спорт, старшее поколение весьма долго занималось разминкой построенной на элементах тхэквондо. Примерно половину тренировки ветераны выполняли кибон-суль  базовую технику в разминочном ритме, оставшееся время они посвятили формальным комплексам пхумсе и растяжке. При этом среди зрелых спортсменов были и явно не новички. Как потом оказалось  обладатели второго, третьего и даже четвёртого данов.

На следующий день я присоединился к занимающимся и оставшиеся дни отпуска я каждый вечер тренировался без всякой оплаты. По итогу этих занятий и нескольких бесед с ветеранами я уяснил основную идею, побудившую их продолжить занятия:

 детально проработанная и научно обоснованная методика подготовки в тхэквондо может применяться не только для подготовки спортсменов, но и для общефизической подготовки в школах или лечебной физкультуры;

 занимавшийся ранее тхэквондо как спортом, сможет использовать отработанные двигательные навыки для сохранения физических кондиций и остаться в искусстве надолго, а в идеале  до конца.

 возраст вовсе не помеха и для спаррингов, просто акцент при этом смещён в несколько другую сторону.

Вернувшись в Россию, я продолжил по вечерам практиковать тхэквондо, конечно больше как способ снять физическое и моральное напряжение. Постепенно вернулись утерянные физические кондиции, но должен сказать, в отношении гибкости в меньшей степени. Словом к эстетическому удовольствию от практики тхэквондо добавилось заметной улучшение здоровья.


Как Вам такое вот тхэквондо?


В описании пхумсэ я кратко опишу и символизм, коим создатели комплексов наделили каждый из них. К слову сказать, ни один из мастеров, с кем мне удалось пообщаться, об этом явно не упоминал.

Гораздо важнее, на мой взгляд, рассказать о принципах выполнение формальных комплексов, о которых часто забывают «спортсмены».

Что же такое пхумсэ?

Феномен формальных комплексов в восточных боевых искусствах описан во многих работах и статьях. В европейской или любой другой военной культуре хотя и существовали некоторые наборы боевых упражнений, такой глубокой проработки формальных комплексов не было. Можно сказать, что долгое время формальные комплексы были единственным методом обучения учеников. Во многих школах этого подхода придерживаются и поныне. Приведу определение пхумсэ мастера 9 дана тхэквондо Ким Дэ Шика:


«Что такое пхумсе?

Пхумсе в тхэквондо состоит из стоек, блоков, ударов руками и ногами, расположенных в определенном порядке в ответ на атаки множества воображаемых противников, атакующих с нескольких направлений.

Ранее пхумсе были единственным средством, с помощью которого мастера могли донести суть Тхэквондо и свою интерпретацию этого искусства до своих учеников.

До двадцатого века свободного спарринга в том виде, в каком мы его знаем сегодня, не существовало. Студентов учили выполнять технику в полную силу, а соответствующее оборудование для обеспечения безопасности разработано не было. Благодаря, казалось бы, бесконечному повторению каждого пхумсе (более 1000 раз для полного понимания), ученик постигает истинную природу и значение каждого пхумсе.

Баланс, сосредоточенность, координация, правильный контроль дыхания и самодисциплина  вот преимущества постоянных занятий пхумсе. Спустя много лет ученик начинает постигать ментальную и духовную природу тхэквондо с помощью формальных комплексов.

Наблюдать за тем, как мастерски исполняет пхумсе,  это захватывающее зрелище. Мастера тхэквондо считают практику пхумсе чрезвычайно важной. Это составляет 4050% от общего количества тестов, необходимых для продвижения на более высокий дан. Любой, кто занимается тхэквондо не сможет постичь искусство тхэквондо без глубокого понимания пумсе.

Тхэгык 18 или Пхалге 18 а так же Коре необходимы для получения Чо Дана (черного пояса 1-й степени).

Формы изучаются по порядку, поскольку способности ученика подготавливают его к усвоению более продвинутых форм. Учащийся никогда не должен пытаться изучать более высокий по уровню комплекс без согласия и разрешения своего преподавателя.

Каждый пхумсе обладает своей особой сущностью и характером. Каждый пхумсе рассматривается как органичное целое, а не как набор отдельных техник.»


Отношение к формальным комплексам в среде практиков боевых искусств весьма не однозначно. Существует несколько мнений о роли формальных комплексов, основные из них и приведу ниже:

 формальные комплексы не имеют никакой практической пользы, нужны лишь для аттестаций на пояса. Например, крайне эффективные бойцы ММА вообще не используют формальные упражнения. (Ну это не совсем так, Л. Мачида практикует ката Шотокан и считает их крайне полезными).

 формальные комплексы это соль боевых искусств, кроме них ничего и не надо. Во многих школах окинавского каратэ практикуются только ката и обусловленные поединки (по сути ката с партнёром).

 формальные комплексы прекрасное дополнение к свободному поединку и физической подготовке, являются выражением метода динамической медитации.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

fb2.zip txt txt.zip rtf.zip a4.pdf a6.pdf mobi.prc epub ios.epub fb3