В 1992 году, когда Губернаторство официально вернулось, решили и традицию возродить. Тогда карету вытащили из музея и запрягли в «Чайку». Тогдашний веснописец подсказал, как надо правильно карету украсить и каким маршрутом двигаться. Но на фоне времён и лихих вихрей экономики символизм оказался неуместным, так что традицию решили больше не повторять, пока ситуация не станет более подходящей для возрождения традиции.
Геральдический гусь
Многие спрашивают: «Почему на гербе Улюлюйска гусь? Ведь есть прекрасные животные вроде медведя или грифона, и они лучше подходят такому славному краю».
Краевед Сметанин ответил бы вам, что гусь символизирует двойственность края. Красота и орбита эстетики, но с зубами. Так что берегись! Но краевед Сметанин гранты получает, а вот к веснопиям доступа у него нет я не пускаю. И да, оба факта плотно связаны.
Вот как дело было. Гусей в Улюлюйске всегда было много. На мясо, на паштет, на писчее перо пускали. Всё как у людей.
Но в 1847 году Ербохомохль тайно нанял известного дрессировщика Мажесто. Тот приехал в Улюлюйск и давал бесплатные выступления. А по вечерам Мажесто и подельники всячески вредили улюлюйским гусям: подмешивали в корма белену, подпаивали вином и показывали похабные картинки.
И скоро Губернатор заметил, что бумаги на подпись ему приходят с ошибками. Писари стали путать Ъ и Ь, писали слово «губернатор» с прописной, а однажды встретилось даже «императришка».
Начали расследование. Давали писарю перо арзамасского гуся. Ошибок нет. Давали перо улюлюйское и сразу выходило что-то неправильное, вплоть до поддержки декабристов.
Тогда была проведена мощнейшая селекционная операция. Всех гусей Улюлюйска заменили гусями из окрестных деревень. А городских отправили на границу с Ербохомохлем. И знаете? Ошибки сразу исчезли. И документы стали сразу одухотворённые, пышущие державностью.
Так мудрость Губернатора показала, насколько важен улюлюйский гусь без него не будет паштета к завтраку и документооборота. И постановил поставить его на герб. А Мажесто не пускать больше никогда.
Ну а Сметанин только и умеет, что сказки гуманитарные сочинять.
Любовь улюлюйцев к гусю однажды довела до того, что Арзамас чуть не повторил судьбу Карфагена. Так случилось в 1871 году, когда состоялся (почти) поход на эту гусиную столицу.
Всё началось с того, что конезаводчик Рыжов вернулся с Нижегородской ярмарки и собрал вокруг себя приятелей. Собрались, понятное дело, за самоваром. Рыжов начал в красках описывать лошадей, которых видел, и гости цокали языками. Но потом кто-то спросил: «А как там с гусями-то? Похуже наших?»
Конезаводчик опрокинул кружку чаю с мёдом и попросил полового просто мёду, но настоянного. И пока не принесли кружку, Рыжов молчал. А как принесли, так сразу и стал описывать в подробностях, каков арзамасский гусь: крылья размахом с телегу, лапы хоть подковы ставь, клюв твёрже уральской горы и так далее. Гости тоже сразу отставили чай и замолчали в ожидании.
С каждой кружкой Рыжов вспоминал всё больше достоинств арзамасского гуся и ещё оскорблений, которые отсылали ему заводчики птицы. Мол, ваш улюлюйский гусь суть курица, только ещё глупей. И пером из крыла вашего гуся можно только Баркова переписывать, но Пушкина оно недостойно.
Тут Рыжов хлопнул по столу, кинул половому купюру и объявил, что возвращается на ярмарку и будет лично каждого гусезаводчика убеждать забрать свои слова обратно. Гости присоединились, и отряд направился прочь из города. По пути они собрали единомышленников, провизии и кольев из заборов.
Отряд мести дошёл только до глуши с Лягушкиным князем и зайцем-барабайцем. Рыжов сотоварищи поняли, что устали, и уснули прямо в клюкве. Но перед этим погрозили кулаками и дрекольем в сторону Арзамаса.
Наутро отряд на удивление бодро вернулся в Улюлюйск и разошёлся по своим торговым и мещанским делам. Но решили, что на следующую ярмарку обязательно поедут вместе и покажут там, кто тут глупее курицы.
Улюлюйские обычаи и праздники
Нельзя не упомянуть, что богат наш край традициями, обычаями и прочими поводами махнуть чашку другую травяного чая.
Августовская тоска
Много бед и горестей выпало на долю улюлюйцев. Реактивный остеохондроз, свиниковая депрессия, гневливость аппендикса и многое такое прочее. Но местная медицина находила нужное лекарство и спасала жителей от болезней, одни названия которых заставляют поседеть.
А в 1893 году улюлюйские жандармы задержали группу гастролёров-шарлатанов из Пензы. Под видом лекарства от потливости ноздрей они продавали обыкновенную воду! И своим жульничеством угрожали бизнесу местных продавцов воды под видом тоника для ушей.
Только не выдумали никакого лекарства от августа и понедельника. А когда они совпадали, улюлюйцы старались не выходить из дома, не пасти кур, не говорить с Начальством. Город на целый день останавливался, словно его накрыл шаббат.
И хоть сейчас улюлюйцы утеряли традицию манкировать понедельником, историческая тоска всё равно их догоняет. И ходит улюлюец, опустив голову. И нет никакого лекарства и воды от такой печали. К счастью, первое августа не всегда выпадает на понедельник, потому традиция такой тоски не часто всплывает. Но и промолчать о ней нельзя.
Аграрный культ
Улюлюйцы, как известно, растут из самой Земли. А всякие дела альковные нужны только, чтобы пробудить первозданную силу, свежую, как огурец, и несгибаемую, словно кабачок. Но не о том речь.
Древность улюлюйцев нашла своё отображение в обычаях. Учёные-копчёные, которые не знают про нас ничего, называют некоторые традиции улюлюйцев «аграрными».
Вот взять 1 сентября. Никакого отношения к школе этот праздник не имеет. В Улюлюйске это всегда были проводы лета-кормилицы и встреча осени-художницы. По сути, это была Масленица, только без снега и блинов. Называлась она Гусленица, ведь верили улюлюйцы, что с этого дня гусь собирает пожитки и летит на постой в места более тёплые.
Главное событие, конечно, еда. Здесь улюлюйцы дорывались до всего, что вырастили, и устраивали ярмарку карательной кулинарии. Пироги с арбузом и сыром, яблочные супы с лапшой, мелкие пирожки с семечками и орехами в меду, да всякие курники с грибами и травами.
Хороводов не водили. А просто выставляли столы посреди поля и смотрели, как Солнце уходит в закат. И тут затягивали длинную протяжную песню про грядущие холода и необходимость есть мочёное, а не свежее с грядки.
Известный поэт Пастух Пегасов даже оставил несколько строк-пародий про ту песню.
Что такое осень? Это гуси.Клин гусей, летящий на Минводы.Осень не отменит даже Губернатор.В бочках мокнут яблоки-арбузы.С наступлением тьмы разжигали костры и продолжали пировать, чтобы встретить рассвет того самого 1 сентября. И только после этого уходили отсыпаться. Смирением тут и не пахнет, это встреча, которой ждали.
Краткая история Хеллоуина
А в Улюлюйске его праздновали, кстати? Нет. Улюлюйцы любят праздник и вообще люди широкой культурной подвижности. И давно включили в свои календари День освобождения от Британской империи, индийские священные омывания и День археолога. Но вот с Хеллоуином не задалось.
В Улюлюйске очень любили святки. В этот день можно было нарядиться кем угодно, кроме Губернатора, дышать из-под маски вином и вести себя словно дитя неразумное, но отягощённое средствами.
Вот только жандармскому начальнику Спирину это не нравилось. Потому как под маской легко совершать грабления и ворования. Вся полиция в эти дни в усиленном режиме работала, и Спирин потом неделю отлёживался, вот как напрягался.