Уже ко времени завтрака, который они сжевали на ходу, караван приблизился к крепости и вошёл в узенький проход, охраняемый воинами, стоящими стражей на высоких стенах. Пленного сдали старшему стражнику.
Караван повернул к складам. Позже на площади можно будет обменять товары, но сначала служители дома и ученики шаманов просматривали всё привезённое и меняли на лечебные отвары, изделия ткачих и ремесленников. Дом избраных женщин-это не только храмовый комплекс, но и большое объединение самых разных мастерских. В том числе оружейных, потому что женщина чачапойя - это воин, конечно, уступающей мужчине в силе, но ничем не худший в мастерстве боя.
Чаупи-тута не расстался с отцом пока целительница, похвалив его повязки, не заверила его, что о пострадавшем позаботятся. Второй воин даже не потрудился обратится к лекарям. Считал свою рану не стоящей внимания.
Мальчик знал куда нужно идти. В прошлом году, когда, достигших семи лет, детей избраных женщин представляли вождю и верховному шаману, отец приводил его к школе, а память у Чаупи-тута действительно хорошая.
В помещении было шумно. Девушки собирали корзины с цветами и едой.
Увидев серьёзного хрупкого малыша, захихикали и начали выталкивать вперёд беленькую девчушку лет девяти. Та посопротивлялась для вида, а после, скорчив мордашку не менее важную, чем у мальчика, поинтересовалась зачем он сюда явился. На его счастье, в этот момент вошёл шаман. Девчёнка метнулась к подружкам и те щебеча, как птички, выбежали, унося свои корзинки в неизвестном направлении. Хотя догадаться конечно не трудно, скорее всего это готовят подношения богине воды. Сев закончен, теперь полям нужен дождь.
-Я помню тебя,-сказал жрец, тебя зовут Чаупи-тута, ты сын ньюста Сумак.
Ньюста-так называли дочерей бога. А имя матери Сумак-означало красивая. Это действительно соответствовало истине, чем, втайне, малыш очень гордился. Его мама была самой красивой во всей деревне, а для него во всём мире.
-Ты видишь всё,-вежливо наклонил голову будущий ученик.
-Тот, кто видит всё, остался ждать, а я только храню его знания,-произнёс шаман ритуальную фразу.
-Тебя хорошо учили? Что ты узнал за этот год?-поинтересовался наставник.
-Я научился составлять кипу, правда я ещё не полностью освоил значение цветов, и список товаров, что мы привезли с отцом, проверял мой учитель. А ещё я знаю всех богов и дни посвящения, историю их пришествия и мама..
Мальчик запнулся и опустил голову.
-Ну, что ты замолчал? Что случилось?
-Я не знаю,-забормотал Чаупи-тупа. Он испугался, что наговорил лишнего.
-Ничего не бойся, мальчик,-спокойно сказал шаман,- ты можешь говорить мне всё. Ты мой ученик и теперь я во всём за тебя отвечаю, и в хорошем, и в плохом.
-Это не плохое, учитель..Мама, она учила меня наукам храма. Целительству, приготовлению травяных настоев, мазей, ядов. Но,..этому ведь учат только девочек. Маму не накажут?
Его глаза наполнились слезами.
-Нет, малыш, не волнуйся. Шаманы тоже занимаются похожими вещами. А каких-то храмовых тайн твоя мама тебе бы доверить не смогла. Эта наука опасная и учат ей не девочек, а жриц, прошедших посвящение, достигших пятнадцати лет. Тогда проходит обряд, когда дают взрослое имя и девушка решает, посвятить себя храму или создать семью. Твоя мама выбрала второе, а значит во что-то секретное не посвящалась.
-А у жриц совсем нет семьи?
-У жриц есть дети. От лучших воинов. Ты был на празднике бога солнца?
-Нет, ни разу.
-Так вот, в этот день лучшие воины сражаются сначала между собой, а после с избраными, которые желают оставить кровь бога для племени в своих детях.
-Как сражаются..по настоящему?
-Конечно, но без оружия. Бой проходит у храма. Противники сходятся обнажёнными, что бы все видели, что они чисты, как их намерения. Бой продолжается пока поют песню памяти о том, кто ждёт. И всё же он носит, по большей части, ритуальный характер. Девушки учатся сражаться вместе с юношами, но природа дала женщине меньшую силу, чем у мужчины. Наши женщины в настоящем бою в состоянии помочь воинам при обороне города. Могут оберечь себя от врагов.Однако в данном случае старшие женщины просто оценивают стать , силу и ловкость претендента. И мужчина, как правило просто защищается, а не нападает. Но только главная жрица решает исход поединка. Если воин признаётся достойным, она проверяет не являются ли их предки близкими родственниками. Только после этого заключается временный союз, пока не будет зачат ребёнок.
-А воины..
-Ты хочешь узнать всё в один день?-улыбаясь перебил его шаман. Пойдём, я покажу тебе твой новый дом. Нам нужно готовиться к празднику. Уже скоро начнётся обряд. А после, если хочешь, я позволю тебе опустить дары в дом времени.
-Конечно хочу, -и парнишка засеменил за собеседником вглубь здания.
Солнце почти вошло в зенит. На площади у храма собрались на праздник жители и гости Куэлап. Сегодня были представлены семь детей избраных. Две девочки воспитаницы Дома , одна девочка, из приграничной деревни, была призвана из семьи. Четыре мальчика, все из деревень, были приняты учениками воинов.
Верховный провёл все положеные обряды на вершине Тинтеро - дома времени и шесть его учеников приняли воду с каплей ритуального напитка ауяску. Солце прошло зев колодца и ученики пролили воду из больших кувшинов вниз к толпе, сгрудившейся вокруг храма. Люди смеялись и ловили воду чашами. Хорошим знаком будет, если кто-то поймает специально выведеную лягушку. Тогда дожди будут идти вовремя и будет хороший урожай.
Те, кому не досталось освящённой воды, обливали друг дружку из принесённых с собой кувшинов. Мокрая, смеющаяся молодёжь разбегалась по городу и игры с водой продолжались у городских колодцев. Старшие начали расходиться, скоро на площади нижнего города начнётся кату-ежегодный рынок.
Шаман обратился к Чаупи-тута.
-Теперь ты можешь опустить дары. Но сначала омой руки и скажи те же слова, что говорил я. Ты запомнил?
-Да, учитель.
-Я не ошибся в тебе,-довольно сказал шаман.
Мальчик тоже был горд. Он даже не похвастал, что слова обрядовой песни запомнил ещё в прошлом году, когда был здесь впервые.
Дети того, который ждёт,
просят плачущую богиню,
дать воду нашим посевам.
Сотвори чудо, подари дождь
и пища даст силу нашим телам,
что бы ждать и хранить
кровь пришедшего издалека,
подарившего нам золотые зёрна
и золото волос нашим женщинам,
того, кто солнце среди богов
и отец воинов облаков.
Прими наши дары
и вернись вместе с сестрами
когда прийдёт время,
которое умирает и возвращается
и дарит новую жизнь
растениям и людям.
Добросовестно проделав всё что нужно, малыш привязал верёвку к первой корзинке.
7 октября.
Всю ночь накрапывал дождь, шелестел в стеблях травы на крыше. Я просыпалась и надеялась, что случившееся окажется сном. Судя по тому, что все остальные тоже ворочались на своих шкурах, их сон был не крепче.
Тем не менее, ранним утром мы решили, что нам не повредят пробежка и тренировка. В этом времени хорошие физические кондиции могут оказаться первостепенной необходимостью. Алекс заставил нас пробежаться трусцой не менее километра и, вернув к дому, который мы пометили себе двумя ориентирами: высоким деревом, на ветке которого мы развесили ветровки, отстираные в каменном жёлобе дождевой водой, и лестницей с высокими каменными ступенями, поднимающуюся из нижнего города. Возле гостевого дома росла группка небольших кустов ограничивающих полукруглую площадку, где мы провели несколько коротких спарингов, меняясь партнёрами.
-Олеська, при твоей фигуре-пресс как кисель, надо бы подкачать,-начал раздавать задания Алекс.
Наша красотка надулась, но повисла на ветке рядом с нашими куртяшками и начала демонстративно поднимать ноги углом. Алекс проигнорировал её демарш.
-Правильно, ещё и руки потренируешь. Анжела, Стас повторите блоки. Она руки ставит недостаточно жёстко.