Чтоб не распалось время - Пенелопа Лайвли

Шрифт
Фон

Содержание:

  • 1. ДОМ, КОТ И НЕСКОЛЬКО ОКАМЕНЕЛОСТЕЙ 1

  • 2. КАМЕННЫЙ ДУБ И МАЛЬЧИК 3

  • 3. ЧАСЫ И ВЫШИВКА 5

  • 4. "ЧАЙКА" И НЕСКОЛЬКО ДИНОЗАВРОВ 8

  • 5. ДЕНЬ, КОТОРЫЙ МОГ БЫТЬ СОВСЕМ ДРУГИМ 10

  • 6. ХЭРИЕТ 13

  • 7. ПОСЛЕПОЛУДЕННАЯ ПРОГУЛКА И КАЛЕНДАРЬ 15

  • 8. КАЧЕЛИ 17

  • 9. ДОЖДЬ И ИГРА В ПРЯТКИ 19

  • 10. ПИКНИК 21

  • 11. МАЛЕНЬКАЯ ЧЕРНАЯ СОБАЧОНКА И ПОСЛЕДНИЙ КУСОК ГОЛУБОГО ЛЕЙАСА 24

  • Примечания 25

Пенелопа Лайвли
Чтоб не распалось время

1. ДОМ, КОТ И НЕСКОЛЬКО ОКАМЕНЕЛОСТЕЙ

- Ну, как ты там? - спросил папа.

- Теперь уж недолго осталось, - сказала мама.

Ни один из них не обернулся. Впереди по-прежнему неподвижно возвышались их затылки, а в боковых окнах машины разворачивались пейзажи; не успеешь разглядеть, как изгороди, деревья, поля, дома уже проплыли мимо. Пшеничные поля. Пастбища. Время от времени слева прорывалось молочно-зеленоватое море, окаймленное узкой полоской золотистого песка или гальки. Это - Ла-Манш, сказала про себя Мария, обращаясь к пепельнице на спинке переднего сиденья, это - море. Мы приехали сюда на летний отпуск, так уж у людей заведено. Каждый день ходишь на пляж, носишься, кричишь, строишь песочные замки, надуваешь резиновых зверей, сосешь замороженные фрукты на палочке, а ночью у тебя песок даже в постели. По-моему, все так проводят август, во всем мире.

Машина притормозила и свернула на площадку перед гаражом.

- МАРОЧНЫЕ БЛОКИ НА ЗЕЛЕНОМ ПОЛЕ! - закричал гараж. - БОКАЛЫ ДЛЯ ВИНА! ГОЛОВОЛОМКИ! ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ!

- Меньше трех часов, - заметил папа, мистер Фостер. - Совсем неплохо.

- Да, машин немного - ехать можно, - откликнулась мама, миссис Фостер.

И оба, приятно улыбаясь, повернулись к Марии.

- Ты что-то притихла.

- Тебя не тошнит? Ничего?

Мария ответила, что ее не тошнит, ничего. Она смотрела, как отец вылез из машины и стал заливать в нее бензин. Рубашка на нем была новая выходная в красно-синюю полоску - это не ускользнуло от Марии. Обычно он не носил полосатых рубашек. С другой стороны к бензоколонке подъехала еще одна машина, переполненная хныкающими детьми, в основном малышами. Мальчик со скучающим лицом, ровесник наверное, раздраженно посмотрел на Марию. Из машины вышла женщина и прикрикнула:

- А ну-ка, заткнитесь.

Мария уставилась бензаколонке прямо в лицо. Она выглядела вполне доброжелательно, не считая ярко-оранжевой наклейки на лбу, предлагающей БОКАЛЫ ДЛЯ ВИНА.

- Шумная компания, - сказала колонка. - В это время кто только не наезжает.

- Да, - согласилась Мария. - У вас сейчас, наверное, самая горячая пора.

- Совершенно справедливо, - отозвалась колонка. - Самая суматоха. Просто сбиваюсь с ног, понимаете.

В соседней машине малыши затеяли жаркий спор - кто кого толкнул, и колонка забурчала, отмечая следующий галлон.

- Извините… от этого шума просто голова раскалывается. Лично я предпочитаю милых спокойных детей. Вы одна в семье, не так ли?

- Да, я единственная.

- К тому же очень милая, - продолжала колонка. - Хорошо ли доехали, осмелюсь спросить?

- Неплохо, - ответила Мария. - Машин немного - ехать можно.

- Знаете, где у вас будет самое движение? - оживилась колонка. - На побережье в субботу вечером. Одна за другой, одна за другой - вплотную. И так всю дорогу.

Потрясающе. Вот это, я понимаю, движение.

- У нас в Лондоне тоже бывают отличные часы пик.

На окраине, где мы живем.

- Правда? Страшные пробки, да?

Но Мария не успела ответить. Отец уже забрался в машину и завел мотор.

- Будьте здоровы! - крикнула колонка. - Приятно было познакомиться. Всех благ! Берегите себя! Не попадайте в истории.

- Не беспокойтесь, - пообещала Мария. - Спасибо за бензин.

- Всегда пожалуйста.

И снова впереди затылки путешественников-родителей, а слева и справа снова аккуратно разворачивается Дорсет. Уж в летнем-то доме, который родители сняли на месяц, найдется с чем поговорить, надеялась Мария. Можно, конечно, и с людьми. Это само собой. Но люди всегда ждут от тебя чего-то определенного; в конце концов, ты и говоришь то, чего от тебя ждут (или хотят). И сами они, в конце концов, тоже говорят то, чего ты от них ждешь. Взрослые, как заметила Мария, чаще всего обсуждают погоду или гадают вслух: что же может произойти. С мамой она вообще-то любила поговорить, но маме почему-то всегда нужно куда-нибудь отлучиться или в другую комнату выйти, и, только Мария дойдет до самого главного, мамы уже нет. А начнешь говорить с отцом, он вроде слушает по-доброму, но как-то рассеянно, будто все это не так уж важно. Хотя, конечно, может, он и прав, ведь это важно только для меня, подумала она. Поэтому для настоящего разговора гораздо лучше подходят вещи. Или - животные. Иногда - деревья и растения. Порой то, что они говорят, утешает, порой - неприятно, но это, по крайней мере, настоящий разговор. Для душевных откровений она всегда выбирала только часы. А если так поболтать, годится почти все.

- А вдруг этот летний дом какой-нибудь ярко-розовый? - сказала она пепельнице. - Ну уж точно необычный. К окнам привязаны воздушные шарики, труба закрыта смешной шляпой, а из стен льется веселая музыка.

- Вот мы и приехали, - объявила миссис Фостер, и в ту же минуту Мария увидела дорожный знак - ЛАЙМ-РИДЖИС. Она всю дорогу изучала знаки. Самые заманчивые - это места, мимо которых проезжаешь не останавливаясь; они лежат справа и слева от дороги, невидимые за полями и холмами, обещанные дорожными знаками, с завораживающими названиями: ШЕСТИПЕНСОВАЯ РУЧКА. СТРАНА ЗИМОРОЖДЕННЫХ ПАЛОК, КРАЙ ПУСТЯКОВ И АФПУДЕЛЬ. Какие-то ненастоящие названия. Неужели они похожи на все остальные места - с одноэтажными дачами, начальными школами, почтамтом? Зеленые проселочные дороги, бегущие через поля между живыми изгородями, зазывали: приходи - и узнаешь. А я так никогда и не узнаю, с грустью подумала Мария. Да мало ли что есть на свете, чего я никогда не узнаю.

Но теперь ее вниманием завладел Лайм-Риджис, который ей, хочешь не хочешь, придется узнать. Вроде он ничего. Дома там, например, стояли не по линейке. Кое о чем Мария имела вполне четкое мнение, хоть и держала его при себе; ей, например, не нравилось, когда дома выстраиваются рядами и тупо глядят на прохожих, хотя сама она, да и все ее родственники и знакомые жили как раз в таких домах. Но в этом городке дома располагались иначе. Им приходилось нелегко, если так можно сказать: ведь город был выстроен на холме, вернее на нескольких холмах, и, казалось, вот-вот скатится в море; поэтому каждый дом из последних сил старался зарыться фундаментом поглубже в землю, чтобы не съехать под откос вместе со стенами, выступами и садами. Дома вставали один над другим, выпрастывая крыши, трубы и окна из зеленых объятий деревьев. Столько деревьев она еще нигде не видела - больших и маленьких, светлых и темных, не похожих друг на друга. И между ними - тоненькие сверкающие полоски моря с редкими крапинками пены на гребне волн:

- Восхитительно! - воскликнула миссис Фостер.

- Приятная викторианская атмосфера, - отозвался мистер Фостер. И немного погодя добавил: - Кажется, сюда.

Они свернули на посыпанную гравием дорожку, вдоль которой тянулись плотные ряды ярко-зеленой живой изгороди. Дорожка сделала небольшую закорючку между изгородью и аллеей, обсаженной всклокоченными кустами, и закончилась перед домом. Мария и родители вышли из машины и стали его разглядывать. Во всяком случае, Мария.

- Какая прелесть, я так люблю белую штукатурку! - обрадовалась мама.

Отец начал вытаскивать из машины чемоданы, а Мария все не могла оторвать взгляд от дома.

Это был аккуратный дом. Не в пример некоторым соседям, он не расползался во все стороны, размениваясь на такие глупости, как маленькие башенки, застекленные верандочки, крылечки и прочие выступы. Строгий, квадратный, вернее, даже прямоугольный, так как в длину он был больше, чем в высоту; окна с зелеными ставнями симметрично располагались наверху и внизу, а над черной парадной дверью виднелось еще одно окно - в форме веера. Единственной легкомысленной деталью был бледно-зеленый железный навес с гофрированным краем, который шел по всей длине под окнами второго этажа.

- Ну что, таким ты его себе представляла? - спросил мистер Фостер.

- Нет, - ответила Мария.

- Года 1820-го, надо полагать, - прокомментировал мистер Фостер менторским тоном. - Архитектурный стиль эпохи Регентства.

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге

Похожие книги

Популярные книги автора