---------------------------------------------
Николай Николаевич Шпанов
I
Полковник неодобрительно покачал головой:
— Вы попросту устали. Нужно отдохнуть. Прохор вскинул свою тяжёлую голову:
— Прошу дать мне любое задание, и вы увидите, как я устал.
Но полковник невозмутимо повторил:
— Вы устали, и я заставлю вас отдохнуть.
— Не нужно мне отдыхать, — упрямо пробурчал Прохор.
— Доложите начальнику штаба: вам приказано отдохнуть. Поезжайте в город, и раньше завтрашнего дня не возвращаться!
В голосе полковника прозвучали нотки, которые мы достаточно хорошо знали, чтобы уже не возражать, когда их услышим. Прохор нехотя встал:
— Разрешите быть свободным?..
Нам ничего не оставалось, как ехать «отдыхать».
Мы приехали в город, когда он тонул уже в вечерней мгле. Непривычно просторными казались улицы с редкими автомобилями. Тротуары были тесны для идущих почти ощупью пешеходов. Если бы белая полоса по краю не предупреждала об опасности, люди растеклись бы по мостовым, прямо под идущие без огней автомобили.
Мы не знали в городе ничего, кроме ресторанов, — обычного нашего прибежища в отпуску. Мы шли мимо затемнённых витрин, мимо едва мерцающих огней светофоров. У площади мы попали в поток людей, стремившихся к слабо освещённой двери большого здания. То был концертный зал. Давался фортепианный концерт. Прохор в нерешительности остановился перед афишей.
— Раньше рассвета возвращаться не велено? — спросил он.
— Не велено, — ответил я.
— В ресторане столько не высидеть?
— Не высидеть.
— Займёмся интеллигентным развлечением, — сказал он со смешком и ткнул в афишу.
— Тебе неинтересно, — сказал я.
— Я для тебя, — ответил он и отворил дверь. — Ты послушаешь, а я сосну.
Я знал: это говорится, чтобы позлить меня.
В партере Прохор демонстративно вытянул ноги, поудобней устроился в кресле, делая вид, будто вот-вот заснёт.
На эстраду вышел маленький щуплый музыкант во фраке с длинными фалдами. Он сел, несколько раз передвинул с места на место стул и стал задумчиво тереть свои длинные тонкие пальцы. При этом он смотрел куда-то поверх рояля. Рыжие волосы его были зачёсаны назад и обнажали высокий выпуклый лоб.
Пианист уронил подбородок на галстук, торчащий как крылья белой бабочки, и положил пальцы на клавиши.
Он играл Шопена: полонез, баллады, прелюдии. Прохор насмешливо косился в мою сторону. Кажется, он искренно начинал скучать. Я понимал, что лётчик-истребитель не обязан понимать и любить фортепианную музыку. Но вот зазвучали бравурные ноты мазурок. Был сыгран вальс, полонез. Пианист перешёл к Листу. Тяжёлые басы фюнералий падали в зал, как удары рока. Прохор больше не щурился пренебрежительно. Он подпёр голову ладонью и, не отрываясь, глядел на пианиста. По мере того как тот играл, его рыжие волосы беспорядочно падали на лоб, на виски, огненными прядями закрывали большие прозрачные уши. Закинув голову, музыкант глядел куда-то поверх рояля, за чёрный бархат кулисы.
Когда кончилось первое отделение, я сказал:
— Пойдём?
Прохор только поглядел удивлённо и ничего не ответил. Мы остались. Во втором отделении он был — само внимание.
— Чорт бы его побрал, — сказал он, выходя из зала, — ах, чорт бы его взял!
Как-то само собою вышло, что мы вместо ресторана вернулись на вокзал. Сидя в тёмном вагоне пригородного поезда, я спросил:
— А как же с отдыхом?
Он долго глядел на меня молча. Потом сказал:
— Если бы знать, что это так здорово, — сказал он серьёзно, — я бы не стал спорить с полковником. Я по-настоящему отдохнул. Объясни мне, пожалуйста: откуда такая силища в маленьком щуплом человеке? Пальцы, как спички, а погляди — какая сила. Словно взял он меня, поднял и носил где-то там, чорт его знает где.