Повседневная жизнь Версаля при королях - Жорж Ленотр

Шрифт
Фон

Книга известнейшего французского историка Жоржа Ленотра погружает читателя в обыденную жизнь французских королей, протекавшую под сводами великолепного Версаля. Читатель знакомится с их бытом, причудами, вкусами и пристрастиями, а также узнает об изнанке дворцовой жизни, женских капризах, сплетнях и ветрености, которые порой существенно влияли на внутреннюю и внешнюю политику Франции.

Содержание:

  • "Тираны" и "тиранши" в домашней обстановке 1

  • От переводчика 2

  • Версаль с черного хода 3

  • Праздник в Во-ле-Виконт 4

  • Женитьба Людовика XIV 6

  • Любовная голгофа Луизы де Лавальер 7

  • Лозен 8

  • Фонтаны 10

  • Груши господина де Ла Кентини 11

  • Королевское кушанье 12

  • Кольбер работает 14

  • Король-должник 15

  • Принцессин нос 16

  • Шуэнша 17

  • Питомец Фенелона 18

  • Профессия - король 21

  • Его Превосходительство Мохаммед Реза-Бег 22

  • Король в поход собрался 23

  • Бал-маскарад 24

  • Королевские дети 25

  • Грустная Пепа 28

  • Показания горничной 30

  • Сиретт - девушка из "Оленьего парка" 31

  • "Бланк с королевской печатью" 32

  • Латур 33

  • Воспитание принца 35

  • Коронация 36

  • Фаворит 37

  • Модистка королевы 38

  • Господа пажи 39

  • О чем рассказывать не принято 40

  • "Ничего" 42

  • 1 января 1789 года 44

  • Последний день Версаля 45

  • Сердца французских королей 46

  • Зеркальная галерея 47

  • Примечания 49

Жорж Ленотр
Повседневная жизнь Версаля при королях

"Тираны" и "тиранши" в домашней обстановке

Собственно, об авторе много говорить не придется: о нем все главное сказано ниже, в предисловии переводчика. Хочется добавить лишь несколько слов личного характера. Да, современная молодежь ничего не знает о Жорже Ленотре. Но в дни моей молодости, в 40-50-е годы, несмотря на полузапрет (а может быть, именно вследствие этого), о нем знали и его читали. Кроме "Парижа в дни революции" на русском языке стали появляться и другие его книги, в частности "Робеспьер и Богородица", изданная в Риге в 30-е годы. Конечно, эту книгу в библиотеках не выдавали, но произведения Ленотра на французском в Ленинке получить было можно, а кроме того, при терпеливых поисках кое-что удавалось приобрести у букинистов. Во всяком случае, и "Революционный трибунал", и "Гильотина", и "Мария-Антуанетта", и "Барон де Батц" выстроились на моей книжной полке, и во многом именно благодаря им я познакомился с некоторыми неизвестными ранее аспектами французской революции.

Что же касается "Версаля во времена королей", то это одна из поздних работ Ленотра, уже прославленного писателя и академика, соавтора многотомника "Звездные часы Французской революции", изданного после его смерти. Увидев заглавие книги, многие читатели, очевидно, решили, что речь пойдет об архитектурных и парковых "чудесах" Версаля. Однако не это поставил главной своей задачей автор. Книга о Версале - это повесть (или, точнее, ряд повестей) не столько о сооружениях и предметах искусства, сколько о людях. И даже когда автор сообщает нам о фонтанах, фруктовом саде, Оленьем парке, Зеркальной галерее, они обязательно проецируются на их творцов и пользователей.

И те и другие представлены автором во всем их многообразии. Это простолюдины и аристократы, люди искусства и функционеры. Но главное место все же занимают хозяева Версаля - три предреволюционных короля. Автор показал их "в туфлях и халате", со всеми причудами и слабостями, присовокупив к ним близких - жен, детей и фавориток. Прочитав книгу, узнаешь, что эти "тираны" и "тиранши" в домашней обстановке оказывались обыкновенными людьми, которым далеко не всегда было так уж сладко.

Из "большой" истории известно, что Людовик XIV, "Король-Солнце", создатель Версаля, разорил страну своими прихотями и войнами, приведя государство к полному банкротству, что одна лишь отмена Нантского эдикта обездолила и обрекла на гибель тысячи семейств, что к концу царствования, по словам Вобана, треть французов жила только на милостыню, а две трети не были в состоянии эту милостыню подать. И вот оказывается, этот угнетатель и самодур в личной жизни терпел массу неудобств: спал в кишащей клопами постели, мучился от холода (это среди версальской роскоши!) и, "изнемогая под тяжестью своего сана", прятался от двора. В отношениях же с людьми он "…был, по существу, очень сговорчивым, податливым человеком… таким же добрым семьянином, как какой-нибудь скромный буржуа", имея лишь одну слабость - склонность к обжорству. Одним словом - этакий симпатичный Гаргантюа!..

Имя могущественной фаворитки Людовика XV, мадам де Помпадур, стало нарицательным как символ внешнего блеска, самовластья и самодурства. В течение двадцати лет, до самой смерти, она направляла внутреннюю и внешнюю политику Франции, назначала и смещала министров, провоцировала войны, была жупелом для всей Европы. И что же? Оказывается, "…маркиза способна внушить только жалость. Это было поистине несчастное создание. Вечно больная, снедаемая постоянной тревогой, измученная людской низостью и завистью, каждый день, пересиливая усталость и отвращение, она должна бороться со своими соперницами, бороться с пресыщенностью и скукой своего царственного друга, бороться против знати, которая ей льстит, бороться против черни, которая ее ненавидит, и против друзей, которые ее обманывают… Ужасная судьба!.." И на протяжении нескольких страниц Ленотр убедительно развивает этот свой тезис.

Подобным настроением проникнуты главы книги, посвященные "детям Франции", сыновьям и дочерям монархов. Оказывается, жизнь всех этих дофинов и "медам" была крайне печальной. Рассматриваемые отцами исключительно как инструмент дипломатии и политики, несчастные принцы и принцессы, лишенные детства, в 11–13 лет обреченные на женитьбу и выдачу замуж за неизвестных им, таких же девочек и мальчиков, без всякого учета взаимной склонности и симпатии, они влачили затем, несмотря на внешний почет, жалкое существование на задворках Версаля и, как правило, умирали в молодом возрасте.

Все это приоткрывает читателю изнанку великолепия и пышности версальского двора и дает возможность узнать то, чего никогда не отыщешь в "большой" истории. При этом Ленотр, замечательный стилист, всегда умело находит тон для своего очередного этюда, как правило, тон, проникнутый мягкостью и снисходительностью, иногда даже превышающими меру. Это относится, в первую очередь, к страницам, посвященным злополучной Марии-Антуанетте.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке