Эта книга, несмотря на то, что она рассказывает о путях к счастью женщины, написана для двоих - и для женщины, и для ее мужчины. Как жить вместе, как достичь счастья и гармонии в жизни? Об этом размышляет известный психиатр и сексолог Феликс Вуль, который утверждает, что, прежде всего, понимание друг друга и знание таинственных "ниточек", управляющих нашими эмоциями, способны помочь людям обрести счастье друг в друге. Мужчина рожден для счастья женщины. Женщина рождена для счастья мужчины. Это должна знать не только каждая женщина, но и каждый мужчина, если он хочет быть сам счастлив, ибо не бывает счастливого мужчины рядом с несчастной женщиной. Поэтому книга предназначена всем людям.
Содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ 1
Глава I. Об Эрихе Фромме, о любви и счастье 1
Глава II. Быть женщиной? Всегда! 2
Глава III. Анатомия любви и тела 5
Глава IV. Женщина-пончик? Чурхчхела? 6
Глава V. Нежный запах пепельницы 7
Глава VI. Мужчины – где? Ау? 8
Глава VII. Смотреть и видеть 10
Глава VIII. Старшая сестра печали 11
Глава IX. Гравида – это счастье 14
Глава X. Рессентимент, или подарок Тортилы 15
Глава XI. Свод Женских Тайн 16
Глава XII. Потухший костер 17
Глава XIII. Иные запахи и звуки 19
Глава XIV. Ксантиппин день 20
Глава XV. Смерть приходит пополудни 22
Глава XVI. Гигея, мать женщины 23
Глава XVII. Пиршество любви 24
Глава XVIII. Разум секса 25
Глава XIX. Наших душ начальницы 26
Глава ХХ. Микросхема успеха 27
Глава XXI. Крылья женского гения 28
Глава XXII. Свобода – это счастье 29
Примечания 30
Феликс Вуль
Счастливая женщина и как ею стать
ПРЕДИСЛОВИЕ
Кто есть счастливая женщина?
Это женщина, которая встречает каждый день своей жизни как радостный и бесценный подарок, которая улыбается миру, которая любит и которую любят – и она знает об этом, которая... которая... которая...
Счастливых женщин нет.
Вы помните, как распорядилась судьба с самой счастливой женщиной, изумительной и неподражаемой Принцессой, которой не было равных по сиянию счастья, общей любви, преданности, искреннего всеобщего восхищения. Она была символом Англии, ее сказкой и действительностью, ее живой грезой, цветочным полем надежды...
И – груда искореженного металла, спрессованного и перемешанного с телом прекрасной женщины.
Чувствовала ли себя Диана счастливой? Наверное. Часто. Была ли она несчастлива? Наверное. (Возможно, менее чем другие: массовая, стихийная любовь к ней никогда не иссякала, и это гасило беды и дурные предчувствия в самые трудные периоды в ее жизни, а сознание, что она любима, как всегда, неизменно давало силы. И веру в свою звезду. Так я думаю.)
Все женщины несчастливы по-разному...
Вопрос самоощущения.
Вот именно этому Божьему ценнейшему дару, а также приобретенному, наученному самоощущению счастья и посвящена эта книга.
Потому что счастье изначально дискретно, нестабильно, неверно и непостоянно. Незнание этого часто ведет к трагедиям, знание – к покою, терпению, разуму.
Важно осмыслить свой и чужой опыт, понять и простить, разделить или забыть.
Предлагаемая книга – попытка рассказать о структуре женской психологии, о способности "чувствовать себя" и путях овладения своим счастьем. О женщинах-лидерах, о женщинах, не желающих знать лидерства и видящих смысл жизни в ощущении себя ведомой. Об эфемерности этих ролей и смыслов.
О материнских началах – смысле земного пути, феномене универсальном, независимом от того, к кому обращено чувство.
О метаморфозах чувств. О рессентименте – сжатой пружине эмоциональных и аффективных переживаний.
Об одиноких женщинах. О конфликтах, изменах, переживаниях.
И о кулинарии. Гигиене. Всяким видам лечения.
О женщине в сексе и сексе в женщине. О лесбийской любви.
О внутреннем мире женщины.
И еще о многом, многом другом расскажет эта книга, где забава переплетена с трагедией, пошлость показана нравоучительно, а высота духа и красота тела – с восторгом.
Я благодарю доктора медицины, профессора Игоря Бабюка за терпение, долгие беседы и размышления по ходу писания этой книги – они были очень нужны.
Я навеки признателен врачу-психиатру, психотерапевту, психологу и жене Людмиле Вуль, которая помогала всегда – даже когда ее не было рядом.
И вообще – всем благодарен, кто чему-то научил.
В книге читатель найдет "Монологи Ирины". Меня под конец работы стали одолевать всякие мысли, что эта моя "женская" затея напрасна, что нечего было пускаться в чужие жизни, так еще и советы давать. Вроде как мужчинам – о мужчинах, а о женщинах пусть дамские романистки пишут. Сомнения развеяла Ирина – моя невестка, жена моего младшего сына. Она познала многое, в том числе горечь неразделенности и ошибок. Закалилась ли? Сомневаюсь. Она осталась такой же незащищенной, уже от иных коллизий. Но чему-то научилась, например – размышлять. Ирина стала как бы женским началом, антикрылом, антиподом и антимужчиной. Так получились "монологи".
Как получились – читайте.
Глава I. Об Эрихе Фромме, о любви и счастье
ОТ МУДРЕЦА СЛЫШУ:
Самое главное глазами не увидишь,
зорко одно лишь сердце.
Мир дискретен. Все зависит от того, с какой высоты и в какой отрезок времени видеть. Непрерывность – иллюзия. "Видеть" – тоже иллюзия (чем? как? когда?).
В обыденной жизни никто об этом не думает. Люди просто живут в постоянном мире колебаний, это и есть единственная константа в нашей жизни.
Постоянный мир перемен...
Счастье – категория идеальная и так же подчиняется законам дискретности. И, тем не менее, субъективное признание факта противится человеческим желаниям. Частая неосознанность этого ведет к "внутренним" и "наружным" конфликтам, которые тоже дискретны. И так далее.
А где мораль?
Счастливая женщина, применительно к обсуждаемым нами проблемам, – не дискретный образ или картина, а живая, дышащая, ждущая. Эта та женщина, которая любит. И может сказать: "Я люблю вас".
Которую любят, и она радостно ощущает это.
От действий которой зависят многие люди, и сознание этого наполняет ее энергией и новым разумом, как одухотворяли на геройство Жанну Д’Арк, отказавшуюся от личной жизни ради благополучия сограждан, которым служила.
Которая служит любимому, и ей не в тягость такое служение.
Которая носит под сердцем ребенка, зачатого в любви и нежности.
Которая талантлива, ярка, оправдывает все ожидания, которой поклоняются, восхищаются, ждут и надеются.
Которую не отягощают материальные проблемы, и она – сообразно уровню притязаний – может иметь все, что ей бы нравилось и вызывало интерес, и не приобретенное по дешевке и случаю, а от Кристиана Диора и Нины Риччи.
... Все остальное делает женщину несчастной. Особенно, если она мечтает о независимости, а опутана унизительными жертвами "по долгу" и обязанностями по той же причине. Так можно сравнивать декабристку с домработницей.
И здесь главный вопрос о взаимопроникновении – без этого нам не идти дальше.
Но вначале об Эрихе Фромме – человеке, создавшем философию Любви. Его теория стала религией мира, дав осмысление человеческого существования и объединив притчи, легенды, историю, науку, Библию, Коран, Тору, восточные иносказания и трактаты. Этот ученый – психолог, психиатр, социолог, психоаналитик, политолог, культуролог, антрополог, любимец молодежи и академический профессор, организатор институтов человеческой диалектики и гуманизма в Германии и США, был в первую очередь философ, объединивший в себе все начала понимания личности и судьбы. Познавшее его человечество навсегда останется благодарным этому высочайшему и светлому гению.
Вот некоторые положения фроммовской теории Любви.
Любовь является в не меньшей степени искусством, чем музыка или ваяние. Это дар ощущать себя частью другого, жить им, всегда быть готовым ради другого на любые действия и жертвы. Но для поддержания чувства, как и всякого иного дара, нужны усилия – только тогда ваша любовь не находка или счастливая удача, а созданный вашим сердцем цветок. И еще, говорит Эрих Фромм, это чувство не прилетает, как ночная августовская звезда, – она, любовь, нуждается в обучении. А ученики вот бывают всякие...
Вопрос синтонности, синтимии – ключевой в нашей проблеме.