Индустрия предательства, или Кино, взорвавшее СССР - Фёдор Раззаков страница 2.

Шрифт
Фон

Тем временем в кинопрокате 1985 года опять победила комедия. Это была картина Геральда Бажанова "Самая обаятельная и привлекательная" - непритязательная история о том, как скромная советская служащая, не блещущая красотой, добивается феерического успеха в личной жизни. Главную роль в фильме исполнила актриса Ирина Муравьева, звезда которой на небосклоне советского кинематографа взошла пятилетие назад - после выхода ленты "Москва слезам не верит", где она сыграла одну из трех главных героинь. Только там она играла женщину деловую, пробивную, а в "Самой обаятельной…", наоборот, - скромную простушку. Фильм, хоть и стал лидером проката, однако собрал аудиторию почти в два раза меньшую, чем "Москва…", - 44 миллиона 900 тысяч человек. Впрочем, это была уже тенденция: после успеха гайдаевского "Спортлото-82", собравшего свыше 55 миллионов зрителей, последующие фавориты советского проката 50-миллионный рубеж не смогут преодолеть целое пятилетие.

Следом за комедией шел боевик: фильм Владимира Попкова "Груз без маркировки" (35 миллионов 900 тысяч), затем мелодрама - "Зимняя вишня" Игоря Масленникова (32 миллиона 100 тысяч), затем исторический боевик - "Черная стрела" Сергея Тарасова (29 миллионов 800 тысяч), а замыкала список пятерки фаворитов опять комедия - "Не ходите, девки, замуж", которая была режиссерским дебютом популярного актера Евгения Герасимова (29 миллионов 400 тысяч).

Общий итог сборов пятерки фаворитов составил 172 миллиона 100 тысяч, что было идентично прошлогоднему показателю (редчайший случай!). Однако, несмотря на подобный "статус-кво" на самом верху кинопрокатного олимпа, внизу ситуация складывалась не самым лучшим образом: число кассовых, то есть прибыльных, картин отечественного производства оказалось меньше прошлогоднего показателя. И финансового краха не последовало благодаря зарубежным картинам, среди которых оказались даже блокбастеры 60-х, выпущенные в повторный прокат. Среди них были: "Кто вы, доктор Зорге?" (Франция - Италия - Япония; первый прокат в 1963 году), "Спартак" (США; первый прокат в 1967 году), "Верная Рука - друг индейцев" (ФРГ - СФРЮ; первый прокат в 1968 году), "Даки" (Румыния- Франция; первый прокат в 1969 году). Кроме этого, на советские экраны были выпущены два фильма "про Анжелику": "Анжелика в гневе" и "Неукротимая маркиза".

Однако лидером среди зарубежных картин стал свежий американский боевик Сэма Пекинпа "Конвой", собравший столько же зрителей, сколько и советский лидер, - 35 миллионов 900 тысяч.

Между тем среди других фаворитов кинопроката-85 отечественного производства значились следующие фильмы: бенефис клипов Аллы Пугачевой "Пришла и говорю", снятый Наумом Ардашниковым (25 миллионов 700 тысяч); приключенческий фильм "Человек-невидимка" Александра Захарова (20 миллионов 700 тысяч).

Далее шли фильмы сразу трех признанных мэтров советского кинематографа. И все три ленты оказались значительно слабее предыдущих их работ, причем как в художественном отношении, так и в кассовом. Так, новая комедия Леонида Гайдая "Опасно для жизни" была настолько скучна (кстати, это был единственный нетрюковой фильм мэтра эксцентрики), что даже не верилось в то, что авторство принадлежит именно Гайдаю. В итоге лента привлекла в кинотеатры гораздо меньше зрителей, чем прежний фильм мастера "Спортлото-82": 20 миллионов 500 тысяч против тогдашних 55 миллионов 200 тысяч.

Следом за Гайдаем шел Евгений Матвеев с фильмом "Победа". Как мы помним, это было кино из разряда гражданственно-патриотических, впрочем, как и большинство прежних работ этого режиссера. В основу фильма был положен одноименный роман А. Чаковского, посвященный сразу двум важнейшим политическим событиям: Потсдамской конференции глав трех держав 1945 года и Хельсинкскому совещанию европейских стран за мир и безопасность 1975 года. Матвеев взялся за эту постановку по собственному порыву души, видя, как Запад прилагает огромные усилия к тому, чтобы представить СССР перед мировым сообществом поджигателем новой мировой войны, "империей зла". И все же, несмотря на искренний порыв режиссера и его несомненный талант, лента получилась не столь пронзительной, как прежние работы Матвеева, например, его предыдущий фильм "Особо важное задание". Как итог: "Победа" собрала 20 миллионов 300 тысяч зрителей против 43 миллионов 300 тысяч "Особо важного…"

Всего чуть-чуть не хватило до 20-миллионного зрительского рубежа другому признанному советскому режиссеру - Станиславу Ростоцкому. Его историческая драма "И на камнях растут деревья…" привлекла в кинотеатры 19 миллионов 900 тысяч зрителей. Вообще в последние несколько лет Ростоцкий в своем творчестве ушел в глубину веков. После современного фильма о человеческой доброте и жестокости "Белый Бим Черное ухо" (1978) он затем снял ленту о временах войны 1812 года ("Эскадрон гусар летучих", 1981; с Н. Хубовым), потом увлекся временами викингов и их походов на словенские земли ("И на камнях растут деревья…"). Однако если два первых фильма сумели покорить 20-миллионную отметку ("Белый Бим…" собрал 23 миллиона 100 тысяч, а "Эскадрон…" - 23 миллиона 600 тысяч зрителей), то последняя картина Ростоцкого рубежа в 20 миллионов преодолеть не сумела.

Буквально в затылок Ростоцкому дышал Элем Климов со своей многострадальной "Агонией". Как мы помним, этот фильм был закончен еще десять лет назад, однако на экраны страны так и не вышел по причине политической: власти разглядели в его сюжете прямую аналогию с тогдашней советской действительностью. Однако в 85-м у власти был уже другой генсек, Михаил Горбачев, в планах которого значилась критика брежневского правления. Поэтому, чтобы подготовить почву для подобной критики, и была дана отмашка Госкино выпустить на широкий экран "Агонию". Как ни странно, но опальный фильм зрительского обвала не вызвал: его сеансы посетили 18 миллионов 400 тысяч зрителей.

Отметим, что вместе с "Агонией" власти готовили широкомасштабную премьеру еще одного творения Климова - фильма "Иди и смотри", где речь шла о партизанском движении в Белоруссии. Это кино было из разряда шокирующих: таких откровенно жестоких сцен, как в нем, - вроде подробного показа поджога фашистами огромного амбара с находящимися внутри мирными жителями - в советском кинематографе еще не было.

Как мы помним, впервые к съемкам этой картины (тогда она носила название "Убейте Гитлера!") Климов приступил в 1977 году, однако картину вскоре закрыли именно по причине натурализма и некоторых аналогий с советской действительностью. Однако при Черненко Госкино разрешило Климову вновь вернуться к этой идее, и фильм был снят уже без каких-нибудь проблем, поскольку это было пусть жестокое, но антивоенное кино. Вот как сам Э. Климов говорил об этом перед началом съемок в интервью журналу "Искусство кино" (№ 6, 1984):

"Сейчас это будет уже иной фильм, чем он задумывался шесть лет назад. Но, меняя взгляд на тему, на проблему, на структуру всего фильма, мы поняли, что наш замысел способен расти и развиваться во времени… Замысел становится еще более актуальным именно в контексте той глобальной опасности, которая грозит миру…

Вот я видел знаменитый фильм американского режиссера Копполы "Апокалипсис сегодня". Это гигантское произведение о вьетнамской войне, протестующее против войны, но это и некий "военный театр на натуре". Шикарный театр на натуре, где я вижу, что лично автор от войны не пострадал. Даже справедливо протестуя против войны, он не чувствует, что это такое, а значит, и невольно обманывает людей, искажает их представление о подлинном ужасе войны…

Я недавно побывал на двух западных кинофестивалях: один - в Западном Берлине, другой - в Мангейме. Кроме фестивальных фильмов, видел я и много типично коммерческих лент. Сейчас уже "нормальный" продюсер не запустит фильм без сцен жестокости. Иначе публика, думает продюсер, в кино не пойдет. Когда люди привыкают есть перченую пищу, то в следующий раз надо перчить все больше и больше, так как язык привыкает к острому. Количество крови, разлитой по всей земле, становится все больше, она затопила экраны кинотеатров. В нашем фильме тоже будут жестокие сцены. Но под другим знаком! Пафос этих эпизодов - разоблачительный. Например, хатынский эпизод, когда уничтожают деревню и ее жителей, когда потом наступает "праздник зла", "вакханалия зла". Когда уже мало убить людей, напиться, что называется, их крови, - надо и собак расстрелять, убивать воробьев, ворон, это уже особое качество психики человека на войне: если человек переступил черту, то дальше уже нет границ…"

Работа над фильмом была завершена в начале 1985 года. Отметим, что недоброжелателей у него в Госкино хватало, однако времена на дворе уже стремительно менялись. Даже Главную сценарно-редакционную коллегию Госкино возглавлял либерал - Армен Медведев (он пришел туда осенью 1984 года и за короткое время заслужил там характерное прозвище "Либеральный Босс"). Как он откровенно признается в своих мемуарах: "Когда я пришел в Госкино, то среди влиятельных народных артистов эпохи застоя прорабатывался вопрос: Медведев-то не еврей ли?.."

Касаясь приемки фильма "Иди и смотри", Медведев пишет следующее:

"То, что мы увидели во время просмотра фильма в Госкино, вызвало ощущение шока. Так об Отечественной войне еще никто не снимал, такого народа-воина и мученика мы на экране до сей поры не видели.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке