Расовые мифы нацизма. Врага надо знать! - Владимир Родионов

Шрифт
Фон

Первое серьезное исследование расовой доктрины III Рейха. Глубокий анализ "мифа расы" и "мифа крови", сопоставление идеологии гитлеровского государства и его преступной практики. Неизвестные подробности "арийского проекта", вся правда о корнях и истоках нацизма. Секретные материалы эсэсовских архивов, прежде никогда не переводившиеся на русский язык. Без цензуры, купюр и дежурных проклятий - только факты, которые говорят сами за себя. Если мы не хотим повторения гитлеровского кошмара - нельзя закрывать на него глаза. ВРАГА НАДО ЗНАТЬ!

Содержание:

  • Владимир Родионов - Расовые мифы нацизма - Врага надо знать! 1

    • Почему будет интересно прочесть эту книгу? - (Вместо предисловия) 1

    • МИФ КРОВИ 2

    • МИФ РАСЫ 14

    • МИФ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕЛИГИИ 38

    • МИФ "НАРОДНОГО ОРГАНИЗМА 53

    • МИФ "ОБЩЕСТВА СЧАСТЬЯ" 59

    • Библиография 74

  • Примечания 77

Владимир Родионов
Расовые мифы нацизма
Врага надо знать!

Почему будет интересно прочесть эту книгу?
(Вместо предисловия)

Читатель вправе сразу задать вопрос - почему мне будет интересно прочесть эту книгу? Чем она отличается от других, в изобилии представленных в любом книжном магазине или киоске? Да и вообще, актуальна ли тема книги - какой нацизм, война давным-давно закончилась, пусть это будет интересно историкам, но почему это будет интересно мне?

Ответ, пожалуй, будет таким. Нацизм, которому посвящена эта книга, - это то, о чем часто и уже давно говорят и пишут, но в итоге о сущности которого никто из нас ничего толком не знает. Наши представления о нем состоят из мешанины различных пересказов, ярких символов и разрозненных крупиц информации, не образуя единой ясной картины. Поэтому в сознании людей нацизм предстает чем-то неясным, пугающим, запретным - но, как и все запретное и пугающее, парадоксально притягательным.

Хуже всего с пониманием сущности нацизма, как ни странно, обстояло дело в СССР, хотя война и нацистская оккупация оставили в памяти его граждан страшные следы. По точному выражению соавтора сценария фильма "Обыкновенный фашизм" (1965 г.) Майи Туровской, "народ помнил войну, но при этом не представлял себе, что такое национал-социализм. Народ вообще-то даже Гитлера не видел. Потому что на советских экранах антифашистские фильмы были редкостью. В нашей картине впервые был показан облик нацизма. До нее люди просто его себе не представляли". "Мы при создании фильма хотели, чтобы кто-то и у нас начал думать", как и почему это произошло. (Впрочем, последующие советские фильмы не удержались на этом уровне, перейдя от изображения карикатурных нацистов (похожих на орков из фильма "Властелин колец") 40–50-х гг. к образам "сверхчеловеков" и парадной нацистской эстетики из кинохроники, в результате чего, по справедливому замечанию критиков, "Третий рейх, чего греха таить, мы до сих пор представляем по увлекательным советским фильмам, где разгуливают разодетые в пух и прах эсэсовцы в черной "вечерней" форме". )

"Впервые показан облик нацизма" (с кадрами чудом сохранившейся архивной хроники, запечатлевшей и нацистские парады, и обыденную жизнь, и концлагеря) - и это в 1965 г., спустя двадцать лет после войны! Впрочем, возможно, и неудивительно. Как вспоминает Л. Черная, работавшая в советское время вместе с Д. Мельниковым над историей нацизма (и привлеченная к консультированию съемочной группы Ромма), "на тему фашизма в 1950-х было наложено табу, не существовало такой темы в советском государстве". Даже первые публикации архивных документов о преступлениях нацистов появились только с начала 1960-х - "СС в действии: Документы о преступлениях СС" (1960 г.), "Преступные цели - преступные средства: Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941–1944 гг.)" (1963 г.), "Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии. 1941–1944" (1965 г.). (Лучших, кстати, не издано до сих пор.) В 1967 г. вышло исследование А. А. Галкина "Германский фашизм", которое и в конце 80-х еще оставалось "главным пособием по истории фашизма", а в 1987 г. - популярная книга Л. Черной и Д. Мельникова "Империя смерти: Аппарат насилия в нацистской Германии 1933–1945", в которых в отдельных главах рассматривалась и нацистская расовая теория. Как вспоминает Л. Черная, своей книгой они были обязаны западногерманскому писателю Генриху Бёллю, который "прислал нам все или почти все труды по немецкому фашизму, изданные в Западной Европе и в США". "Каких историков там только не было: Буллак, Ширер, Фест, Хойне, Каллов… Словом, целая библиотека по национал-социализму". "Эта библиотека стала на долгие десятилетия нашей гордостью. Лишь в девяностых наиболее серьезные книги вышли в России на русском языке. Но мы-то получили и смогли прочесть эти труды в конце пятидесятых!"

Недостатком советской литературы было акцентирование внимания на социальной и экономической стороне явления при сильном игнорировании его идеологической стороны (вскользь говорилось о расовой теории, о религиозной политике речи даже не шло). Вдобавок, наиболее известные произведения, которые стоит даже рассматривать в комплексе - фильм "Обыкновенный фашизм" и книга "Империя смерти", - просто пестрят отсылками вроде "однажды фюрер сказал…", не уточняя где, когда, в публичной речи или разговоре с близкими подчиненными, взято это из стенограммы партийного съезда или публикаций в заграничной прессе, что в исторической науке в общем-то недопустимо, т. к. снижается уровень доверия к источнику. Хотя, надо признать, цитаты все-таки всегда давались в хорошем переводе и из достоверных источников.

С началом 90-х гг. серьезные исследования западных историков оказались доступны массовому читателю, но они буквально "тонули" в море бульварной литературы, которая заполонила прилавки магазинов и полосы газет и журналов. Источником вдохновения большей части авторов был вышедший в 1991 г. русский перевод глав о нацизме из книги французских авторов Дуй Павеля и Жака Бержье "Утро магов" (1960 г.). Жанр этой книги всецело характеризуется ее подзаголовком - "введение в фантастический реализм". Это именно из нее пошли переходящие из одной книги в другую сюжеты об "оккультных силах в Третьем рейхе", "теории мирового льда", "секретном ордене "Ананербе", "летающих тарелках нацистов в Антарктиде", "контактах нацистов с инопланетянами" и т. п. Теперь уже авторов наиболее интересовала обходимая ранее "мистическая" сторона нацизма.

Серьезно относиться к подобной литературе, эксплуатировавшей интерес к запретной теме, нельзя, однако "благодаря" этому нацистская тематика оказалась "легализована" и даже превратилась в модный "тренд" в книжных продажах, - к середине 2000-х гг. даже в самых солидных книжных магазинах количество открыто выложенных на стеллажи книг со свастиками, рунами и портретами нацистских вождей просто "зашкаливало".

Впрочем, если исключить из этого объема литературы мемуары нацистских военных, иллюстрированные альбомы военной формы и вооружения и пересказы западных работ, то останется достаточно небольшой объем исследований, открывающих что-то новое.

Из них надо назвать прежде всего вышедшие в 2004–2005 гг. книги, написанные питерским историком-германистом (профессором и доктором исторических наук) О. Ю. Пленковым, в которых обобщена имеющаяся в литературе (прежде всего в западной, на которой Пленков как германист специализируется и которая ранее была нам доступна недостаточно) информация по самым разным аспектам истории нацистской Германии.

Особенным плюсом является то, что автор практически дословно излагает почерпнутые сведения; эти книги я по ходу изложения использую как наиболее точную сборку фактов.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги