Когда же египтяне праздновали дни, посвященные богу плодородия Осирису, они устраивали пышное шествие. Двенадцать лучших жрецов важно выступали впереди. Они несли на плечах украшенные носилки, устланные прекрасными тканями и коврами. На носилках устанавливалась фигура Осириса, который держал в одной руке кнут, а в другой изображение мужского достоинства. Сохранились также свидетельства древних путешественников и историков, которые отмечали, что в своих обрядах египтяне использовали изображения фаллоса в виде высоких фигурок, которые могли двигаться, если жрецы тянули за специальные шнурки.
Прекрасны и полны эротики древние мифы о солнечных богах. Чувственность в представлении древних всегда была связана с силой жизни, которая способна преодолеть смерть и мрак. Поэтому те мифы, которые рассказывают о войне солнечных богов с чудовищами, символизирующими силы смерти и мрака, пронизаны эротическими мотивами.
Со сменой времен года, прекращением засушливого периода и возрождением природы египтяне связывали миф о дочери бога солнца Ра Тефнут. Прекрасная девушка, называемая "солнечное око", однажды поссорилась со своим могущественным отцом и покинула Египет. Она превратилась в львицу и отправилась в Нубию. После этого в Египте началась засуха, так как живительные силы молодости и чувственности покинули его. И чтобы спасти свой народ и вернуть гордую дочь, Ра отправил к ней братьев Шу и Тота. Те, превратившись в игривых павианов, завлекли сладким пением и изящными танцами свою сестру, которая уступила им и вернулась к отцу.
В Египте Тефнут стала женой одного из своих братьев, Шу, и этот брак как символ чувственности, а значит, по представлениям древних, и плодородия, считался знаком возрождения природы и предвестником богатого урожая. Очевидно, что прославление чувственности в мифах и обрядах древних египтян имело тесную связь с плодородием земли и плодовитостью женщин.
Возвращение богини праздновалось в Египте очень пышно, оно сопровождалось всеобщим ликованием, песнями, распитием вина и снятием различных запретов. В гимне, посвященном Тефнут, есть такие строки: "Идет Хатор (второе имя Тефнут) к своему жилищу... О как сладостно видеть ее!"
В мифах Древнего Египта можно встретить упоминание Аписа – бога плодородия, которого почитали в образе быка. Совершая бег по полям, Апис оплодотворял их. Жрецы поклонялись богу, воплощенному в живом быке, содержали которого в особых условиях.
Когда апиев бык умирал, в стране объявлялся траур, а самого быка с почестями хоронили в роскошном склепе, предварительно забальзамировав. Найдя нового быка, жрецы на 14 дней выставляли его в Никополисе для всеобщего обозрения. В эти дни множество женщин стекалось в город. Они обнажались перед быком, как бы вступая с ним в чувственную связь. Считалось, что таким образом Апис одаривал женщин плодовитостью.
Боги в представлении древних людей не так сильно отличались от них самих. Безусловно, боги могущественнее и сильнее людей, они способны творить чудеса. Но их отношения между собой рисовались древним подобными человеческим отношениям. И поскольку в жизни людей эротика и чувственность занимают далеко не последне место, то и боги наделялись способностью к этим чувствам и отношениям.
Человеку свойственно переносить на явления окружающего мира свои чувства и толковать их в силу своего понимания. Поэтому четкая аналогия между рождением человека и растения дала основание для культа божественной чувственности как способа порождения всего живого.
ВЕЛИКИЕ ОБ ЭРОСЕ
Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал, так и любовь. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой любви? Ничто не может противостоять ей.
Г. Торо
Интересен тот факт, что в большинстве египетских мифов рассматриваются взаимоотношения между богами, состоящими в супружеских отношениях. В отличие от мифов Древней Греции, в которых культивировались эротические приключения и обильные связи между богами и людьми, мифы египтян больше ориентированы на прославление чувственности, возникающей между супругами, хранящими друг другу верность. Образцом же верной жены и матери традиционно считается Исида.
Мифы древних греков
Мифы родились еще тогда, когда человек не мог объяснить сущность многих наблюдаемых им явлений и поэтому пытался выразить их в художественной форме. Существует несколько точек зрения на возникновение мифов. Одна из них утверждает, что их рождение произошло из ритуалов. Человек первоначально выражал свое преклонение перед непонятными ему силами природы и явлениями и приносил им какие-то жертвы, а потом уже художественно домысливал свое отношение к ним. Так на месте различных природных стихий появились первые боги – стихийные и неуправляемые.
Но постепенно, с вытеснением из жизни человека дикой природы и возникновением коллектива членов племени, а позже – граждан полиса, боги начинают соответствовать явлениям уже социальной действительности, то есть приобретают антропоморфные черты. Люди переносят на них свои черты, достоинства и недостатки, и пантеон богов постепенно начинает напоминать обычную первобытную общину. Впрочем, эволюция социально-экономического строя первых государств, особенно Древней Греции, вносила мелкие изменения в сложившуюся ситуацию, но житель полиса, несмотря ни на что, ощущал свою близость с богами и даже физическое родство с ними.
Мифологические воззрения в Греции так тесно переплелись с реальностью, что границу между ними подчас провести очень сложно. Например, если верить мифам, многие царские династии вели свое происхождение от мифических героев или даже богов, но никого не смущало подобное обстоятельство.
Следует отметить, что чрезвычайно насыщенная эротикой интимная жизнь жителей древнегреческих полисов также нашла свое отражение в мифах. Боги и богини древнегреческого пантеона не только вступают в весьма запутанные и разветвленные связи между собой, но и втягивают в свои отношения простых смертных, да так, что разобраться в этой головоломке под силу лишь человеку с хорошей памятью и развитой фантазией. Но именно благодаря дошедшим до нас мифам мы можем судить о чувственной стороне жизни эллинов, об их отношении к этой проблеме, а также о моральных и этических установках.
XX век – век психоанализа – возродил интерес к древнегреческим мифам как частичному отражению частной и социальной жизни Древней Эллады. Австрийский психолог Зигмунд Фрейд, впервые обратившийся к подсознательному сексуальному влечению, которое человек загоняет внутрь себя, что и служит причиной большинства расстройств и заболеваний, с удивлением заметил, что, оказывается, все виды эротических состояний были известны уже в Древней Греции. Поэтому он дал им названия, заимствованные из мифов как замечательных источников социально-культурной истории Эллады.
Конечно, не все древнегреческие мифы дают материал для исследования данной проблематики, но некоторые из них позволяют нам с большей или меньшей степенью уверенности судить об интимной жизни древних греков. Хотелось бы с этой точки зрения отметить мнение замечательного французского философа и исследователя Клода Леви-Стросса, утверждавшего, что в дошедших до нас мифах содержатся прямые свидетельства того далекого и смутного времени, которое мы сейчас усиленно пытаемся понять.
Эрос является одним из древнейших греческих божеств. Происхождение этого культа покрыто мраком неизвестности. Даже древнегреческий поэт и мыслитель Гесиод (VII-VIII вв. до н. э.), написавший поэму "Теогония", посвященную генеалогии богов, не смог выяснить появления этого божества и написал, что Эрос древен так же, как Земля и Тартар.
Правда, несколько позже в греческом пантеоне появилось еще одно божество с таким именем, считавшееся плодом союза Афродиты и Арея. Но древнейший бог так и остался символом могучей, необузданной любви, разрушающей все преграды, воздвигаемые на ее пути. Традиционно Эрос изображался в виде прекрасного златокудрого мальчика с колчаном стрел за плечами. Причем стрелы в его колчане были двух видов: острые моментально заставляли человека влюбляться, а тупые, наоборот, навсегда закрывали его сердце для этого прекрасного чувства. В греческой мифологии практически все божества опасались Эроса, что, однако, не избавляло их от его метких стрел. Никого не щадил этот ветреный мальчишка, и даже сам Зевс не раз становился жертвой шаловливого бога.
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
Количество эрогенных зон у мужчин и женщин зависит от возраста цивилизации, в которой они живут. Что удивительно, чем моложе культура общества, в котором живет человек, тем меньше эрогенных зон присутствует на его теле, конечно же, за исключением постоянных. Люди, живя в суровых природных условиях, просто не находили времени для продолжительных любовных ласк, и акт любви носил две основные функциональные нагрузки – воспроизведение потомства и получение удовольствия. Поэтому чтобы достичь фазы возбуждения, партнеры прибегали к стимуляции основных эрогенных зон. В современном мире человек не так обременен каждодневными проблемами и заботами о хлебе насущном, поэтому акт любви носит более продолжительный характер, любовные ласки более изысканны, партнеры гораздо лучше знают тело друг друга, не в пример тому, как это было в родовом обществе.