В книгу вошли два близких по тематике произведения выдающегося британского ученого, философа, публициста и политолога Арнольда Джозефа Тойнби - "Цивилизация перед судом истории" и "Мир и Запад", которые посвящены главным образом вопросам столкновения цивилизаций в современную эпоху, проблеме мировой экспансии Запада и ответственности Западной цивилизации за нынешнее состояние дел на нашей планете.
© Oxford University Press, 1948; Civilization on Trial was originally published in English in 1948 © Oxford University Press, 1953; The World and the West was originally published in English in 1953 © Издание на русском языке AST Publishers, 2011
Содержание:
Арнольд Дж. Тойнби - ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПЕРЕД СУДОМ ИСТОРИИ - МИР И ЗАПАД 1
АВТОР ПРИНОСИТ БЛАГОДАРНОСТЬ… 1
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПЕРЕД СУДОМ ИСТОРИИ 1
МИР И ЗАПАД 48
Примечания 61
Арнольд Дж. Тойнби
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПЕРЕД СУДОМ ИСТОРИИ
МИР И ЗАПАД
АВТОР ПРИНОСИТ БЛАГОДАРНОСТЬ…
Из тринадцати очерков, включенных в данную книгу, десять были опубликованы самостоятельно, поэтому автор и издатели пользуются возможностью поблагодарить первоиздателей за их любезное согласие на переиздание этих материалов.
"Мой взгляд на историю" впервые опубликован в Англии в сборнике издательства "Контакт" "Британия между Востоком и Западом"; "Современный момент истории" - в 1947 году в журнале "Форин афферз"; "Повторяется ли история" - в 1947 году в журнале "Интернэшнл афферз" по материалам лекций, прочитанных в Гарвардском университете 7 апреля 1947 года, в Монреале, Торонто и Оттаве - в филиалах Канадского института международных отношений - в середине апреля и в Королевском институте международных отношений в Лондоне 22 мая того же года; "Цивилизация перед судом" - в 1947 г. в журнале "Атлантик мансли" на базе лекции, прочитанной в Принстонском университете 20 февраля 1947 года; очерк "Византийское наследие России", опубликованный в журнале "Горизонт" в августе 1947 года, основан на курсе из двух лекций, прочитанных в Торонтском университете для Фонда Армстронга; очерк "Столкновения между цивилизациями", опубликованный в журнале "Харперз мэгэзин" в апреле 1947 года, основан на первой из курса лекций, прочитанных в колледже Брин Моор в феврале и марте 1947 года для Фонда Мэри Флекснер; очерк "Христианство и цивилизация", опубликованный в 1947 году в сборнике "Пэндл хилл пабликейшнз", основан на мемориальной лекции памяти Берджа, прочитанной в Оксфорде 23 мая 1940 года - в переломный исторический момент, как выяснилось, не только для родины автора, но и для всего мира. Очерк "Значение истории для души", опубликованный в 1947 году в сборнике "Христианство и кризис", основан на лекции, прочитанной 19 марта 1947 года в Теологической семинарии в Нью-Йорке; "Грекоримская цивилизация" основывается на лекции, прочитанной в Оксфордском университете во время одного из летних семестров в рамках курса, организованного профессором Гилбертом Мэрреем в качестве вводного к различным предметам, изучавшимся в оксфордской школе Literae Humaniores; "Сужение Европы" - очерк основан на лекции, прочитанной в Лондоне 27 октября 1926 года на кафедре д-ра Хью Далтона в серии лекций, организованных Фабианским обществом на тему: "Сужающийся мир - трудности и перспективы"; наконец, очерк "Унификация мира и смена исторической перспективы" основан на крейтоновской лекции, прочитанной в Лондонском университете в 1947 году.
Январь 1948 года
А.Дж. Тойнби
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПЕРЕД СУДОМ ИСТОРИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Несмотря на то что очерки, собранные в данном томе, написаны в разное время - большинство в последние полтора года, но некоторые даже двадцать лет назад, - книга тем не менее, по мнению автора, обладает единством взгляда, цели и задачи, и хочется надеяться, что это почувствует и читатель. Единство взгляда заключается в позиции историка, который рассматривает Вселенную и все, что в ней заключено - дух и плоть, события и человеческий опыт, - в поступательном движении сквозь пространство и время. Общей целью, пронизывающей всю серию этих очерков, является попытка хотя бы чуть-чуть проникнуть в смысл этого таинственного и загадочного представления. Главенствующая идея здесь - известная мысль о том, что Вселенная познаваема настолько, насколько велика наша способность постичь ее как целое. Эта мысль имеет и некоторые практические последствия для развития исторического метода познания. Доступное для понимания поле исторического исследования не может быть ограничено какими-либо национальными рамками; мы должны раздвинуть наш исторический горизонт до мышления категориями целой цивилизации. Однако и эти более широкие рамки все же слишком узки, ибо цивилизации, как и нации, множественны, а не единичны; существуют различные цивилизации, которые соприкасаются и сталкиваются, и из этих столкновений рождаются общества иного вида: высшие религии. И это тем не менее не предел поля исторического исследования, ибо ни одна из высших религий не может быть познана в границах лишь нашего мира. Земная история высших религий есть лишь один из аспектов жизни Царствия Небесного, в котором наш мир является лишь малой провинцией. Так история переходит в теологию. "К Нему всякий из нас возвратится".
МОЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ
Мой взгляд на историю является сам по себе крошечным отрезком истории; при этом в основном истории других людей, а не моей собственной, ибо жизненный труд ученого состоит в том, чтобы добавить свой кувшин воды в великую и все расширяющуюся реку познания, которую питает вода из бесчисленного множества подобных кувшинов. Для того чтобы мое индивидуальное видение истории было в какой-либо степени поучительным и действительно просвещало, оно должно быть представлено в полном объеме, включая самые его истоки, развитие, влияние социальной среды и личного окружения.
Существует множество углов зрения, под которыми человеческий разум вглядывается во Вселенную. Почему я именно историк, а не философ или физик? По той же самой причине, благодаря которой я пью чай или кофе без сахара. Привычки эти сформировались в раннем возрасте под влиянием моей матери. Я историк, ибо моя мать была историком; в то же время я сознаю, что моя школа отличается от ее школы. Почему же я не воспринял взгляды моей матери буквально?
Во-первых, потому, что я принадлежал к другому поколению и мои взгляды и убеждения еще не установились твердо к тому времени, когда история взяла за горло мое поколение в 1914 году; во-вторых, потому, что мое образование оказалось более консервативным, нежели у моей матери. Моя мать принадлежала к первому в Англии поколению женщин, получивших университетское образование, и именно поэтому им преподнесли самые передовые по тому времени знания по западной истории, в которой национальная история Англии занимала главенствующее место. Ее сын еще мальчиком был отдан в старомодную английскую частную школу и воспитывался как там, так и позднее, в Оксфорде, исключительно на греческой и латинской классике.
Для любого будущего историка, в особенности рожденного в наше время, классическое образование - это, по моему глубокому убеждению, неоценимое благо. В качестве фундамента история греко-римского мира имеет весьма заметные преимущества. Прежде всего мы видим греко-римскую историю в перспективе и, таким образом, можем охватить ее целиком, ибо она является законченным отрезком истории в отличие от истории нашего собственного западного мира - еще не доигранной пьесы, окончания которой мы не знаем и которую не можем охватить в целом: мы лишь актеры на эпизодических ролях на этой переполненной и возбужденной сценической площадке.