Величие Древнего Египта - Маргарет Мюррей страница 3.

Шрифт
Фон

Большой интерес вызывают социальные условия страны, поскольку египтяне много экспериментировали в этой области, и их опытом пользовались в более поздние времена и в других странах с той или иной степенью успеха. Опыт Птолемеев по установлению полного государственного контроля является актуальным и в наши дни. О египетской религии написано так много, что эта тема уже не вызывает особого интереса. Издано такое невероятное количество книг о египетских богах, погребальном обряде, мумификации, вере в будущую жизнь, религиозных церемониях, поклонении Солнцу, что создается впечатление, будто древние египтяне тратили одну половину своей жизни на поклонение своим необычным богам, а другую половину на подготовку к смерти. Вполне возможно, что через пять тысяч лет от нашей цивилизации останутся только каменные строения, церкви и надгробные плиты, и археологи далекого будущего придут к таким же ошибочным выводам о нас, к каким мы пришли относительно жителей Древнего Египта. Тем не менее я все-таки решила рассказать о египетской религии, представив по возможности сохранившиеся свидетельства, касающиеся верований, ритуалов и церемоний. Искусство Египта тоже привлекает большое внимание. У "собирателей антиквариата" всегда ценились статуи, особенно из бронзы, поскольку они были единственными предметами прошлого, достойными изучения. Этот период прошел, но еще остаются люди, которые думают, что статуя обязательно должна считаться произведением искусства, если она отлита в бронзе. Музеи и частные коллекции забиты бронзовыми статуэтками, девяносто процентов из которых не представляют никакой художественной ценности, но, безусловно, вызывают интерес археологов. Искусство Египта нельзя оценивать только по бронзовым статуям, хотя строгие линии и величавое достоинство египетских статуй оказали большое влияние на западное искусство. Прошли те дни, когда Байрон мог написать другу, что просидел больше часа, глядя на Венеру Медицейскую, и ушел "опьяненный красотой". Нам известно, что Египет был родиной науки. Монументальные рукописи древних египтян произвели на греков неизгладимое впечатление. Они увидели в них нечто мистическое, внушающее ужас и назвали иероглифы "священными знаками". Ни один из шрифтов, даже арабский, не может по красоте сравниться с иероглифами. Иератическое письмо использовалось для написания большей части литературных произведений. Как все литературные произведения, египетская литература страдает от неправильных и плохих переводов. Большинство переводчиков стараются подобрать точный эквивалент слову. Переводы трудно читаются, часто не вызывают никакого интереса.

Глава 1
ПРЕДЫСТОРИЯ

История Египта делится на пять периодов, известных как тасийский, бадарийский, амратский, герзейский и семайнский, получивших название от тех поселений, рядом с которыми были впервые обнаружены следы фараонов.

Флиндерс Питри установил последовательность исторических периодов по найденной при раскопках глиняной посуде, относившейся к амратскому и герзейскому периодам.

Флиндерс Питри создал систему "последовательность – датировка", которая стала одним из общепризнанных методов, используемых в археологии. Использовав произвольный ряд чисел с 30 до 80, он разместил различные формы глиняной посуды в правильной последовательности, то есть более ранним сосудам соответствовали меньшие номера. Например, сосуд, имевший номер 35, располагался раньше сосуда с номером 38, а сосуд с номером 52 располагался после сосуда с номером 47. В столь ранний период произвести датирование по годам просто невозможно, можно только установить последовательность.

Точно так же он поступил и с другими артефактами, найденными при раскопках. Тогда стало ясно, что примерно с отметки 40 стали появляться новые типы ваз, керамической и каменной посуды, постепенно вытесняя прежние образцы, а с отметки 42 старые типы исчезли. Полная замена посуды предполагает вооруженное вторжение и практическое истребление или порабощение местного населения.

До сих пор нельзя с уверенностью определить положение тасийской культуры. Возможно, она предшествовала бадарийской культуре, а может, эти культуры относятся к одному периоду. Пока не найдено новых свидетельств, позволяющих с определенностью говорить о месте, занимаемом бадарийской культурой. Керамические изделия тасийского периода показывают, что в то время люди уже весьма преуспели в искусстве создания изделий из керамики, хотя эти изделия не отличались такой красотой и изяществом, как керамика бадарийской культуры. В местах раскопок, относившихся к тасийскому периоду, не было найдено никаких изделий из металла. Казалось бы, на основании этого факта можно сделать вывод, что тасийская культура относится к неолиту. Но поскольку отсутствие положительных доказательств не является доказательством, тасийский период – при существующем уровне знаний – предшествует бадарийскому периоду и считается самой ранней из известных культур Египта.

Когда была обнаружена бадарийская культура, то пришли к выводу, что она предшествовала амратской культуре. Между этими культурами не было разрыва: бадарийская культура плавно перешла в амратскую. Плавную смену культур можно отнести частично за счет растущего опыта, частично за счет внешних контактов и, возможно, мирного появления народа, находившегося на более высокой стадии развития. Довольно приземистых бадарийцев сменили высокие, стройные амратцы; изменилась форма керамических сосудов, возможно, в связи с изменением способов приготовления и хранения пищи; укрепились внешние связи; ввозимых товаров стало не только больше, но и существенно увеличился их ассортимент.

Из всех ввозимых материалов металл имел исключительное значение. Бадарийцы уже были знакомы с медью, из которой делали крошечные тигли, – это свидетельствует о том, что они понимали, как плавить металл, но амратцы умели делать инструменты из меди. Это был большой шаг вперед, который показывает, что амратцы достигли высшего уровня развития, чем их предшественники, жившие в долине Нила .

Не меньший интерес вызывала ввозимая в оба эти периода керамика. Сделанные из глины, неизвестной в Египте, керамические изделия имели форму и украшение тоже неегипетского происхождения. В торговле изделия из керамики используются всегда в последнюю очередь, поскольку они объемные, тяжелые и хрупкие и, следовательно, их трудно транспортировать. Отсюда следует предположение, что транспортировка осуществлялась водным путем, а значит, объем морских перевозок был таким, что удавалось избежать опасности разбить сосуды и лишиться их содержимого. Отсюда следует, что в этот ранний период были другие цивилизации, столь же развитые, как бадарийская и амратская, с которыми население долины Нила находилось в контакте.

Большой объем работы, проделанный относительно бадарийцев, дал возможность получить ясное представление об их культуре. Бадарийская культура относится к медно-каменному веку (эпоха неолита), когда был уже известен металл, но инструменты еще делались из камня. Бадарийцы были крестьянами; они выращивали пшеницу и ячмень, держали домашний скот. В их рационе был хлеб и каша, рыба, которую они ловили с помощью сетей и ловушек (во время раскопок не было обнаружено рыболовных крючков). По возможности лакомились мясом. Бадарийцы носили льняную одежду, а в холодную погоду сверху надевали одежды, сшитые из шкур. Жилищами для них служили шалаши или, в лучшем случае, хижины из прутьев, обмазанных глиной, с соломенными крышами; этих убежищ было вполне достаточно, чтобы защитить людей от солнца и ветра. Бадарийцы не обладали высокоразвитым художественным вкусом, но, судя по резным фигуркам из слоновой кости и отшлифованного камня, владели великолепной техникой исполнения. Их погребальные обычаи указывают на то, что они верили в жизнь после смерти: в могилы клали личные вещи умерших, украшения. Усопших клали в могилу лицом на восток; бадарийцы верили, что из Другого мира они могут наблюдать за происходящим и принимать в нем участие или, по крайней мере, знать о событиях, происходящих на земле. Одним словом, цивилизация бадарийцев мало, если вообще отличалась от цивилизации многих племен, найденных в настоящее время в Африке и на островах Тихого океана.

Амратская культура, хотя и вытекала из бадарийской, отличалась огромным прогрессом по сравнению с предшествующей культурой. И дело не только в том, что стал больше использоваться металл, но и в возросшем художественном вкусе. Кроме того, существенно вырос уровень жизни.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги