Остров Арораэ невелик - 4 км в длину и несколько сот метров в ширину. На южной его оконечности можно увидеть потрепанные непогодой каменные глыбы, вздымающиеся из-под земли. На верхнем продольном ребре каждого камня имеется желобок, указывающий в определенную сторону. Проводники разъяснили мне, что перед нами "навигационные камни" (рис. 25 и 26).
Скажите на милость, зачем они? Два или даже более таких камней сделаны из гранита, который, кроме этого места, нигде на острове не встречается, а остальные, очевидно, из базальта. Как выяснилось, каждый камень указывает на какой-то другой остров. Предки туземцев определяли направление по этим камням, прежде чем отправиться в путь на своих искусно украшенных каноэ. В черной сумке, с которой я уже не одно десятилетие путешествую по разным уголкам планеты, к счастью, оказались карта этой части Тихоокеанского региона и компас. Я выровнял карту по компасу и встал рядом с камнями. Один желобок, направленный на юг, четко указывал на остров Ниутао, расположенный на расстоянии 1800 км отсюда (по прямой). Ниутао входит в состав островов Эллис. Линия подлиннее указывала ровно на Западное Самоа, что в 1900 км (по прямой) от Арораэ, к востоку от островов Фиджи. Третья линия вела к островам Туамоту, расположенным на юге Тихого океана в 4700 км отсюда. Как такое возможно? Разве у жителей Кирибати был компас?
"Да!" - с гордостью ответил мне один из моих спутников. Некий бог дал предкам этого народа компас и объяснил, как им нужно пользоваться. Бог был так огромен и силен, что запросто снимал кокосы с верхушек пальмовых деревьев и раскалывал их в ладони. На память о себе он оставил следы на земле острова18. Туземцы почитали эти следы задолго до появления на островах христиан-миссионеров. Я их сфотографировал (рис. 27).
Каменные свидетельства поклонения богам встречаются тут и там на островах, разбросанных в южной части Тихого океана. Эти сооружения, загадка которых не разгадана до сих пор, практически везде называются мараэ, а об их предназначении до сих пор ведутся споры. Такое священное место мараэ есть даже на излюбленном туристами со всего мира острове Таити (рис. 28). На острове Раиатеа во Французской Полинезии в центре мараэ возвышается монолит, который, согласно местным преданиям, наполнен маной (рис. 29–32). Маной в данном случае называется пульсация, способная излечивать болезни.
У народов Южно-Тихоокеанского региона есть страшная, но поучительная легенда, которая приписывается маори из Новой Зеландии, - миф о птице Рупе. Хина, сестра божественной птицы Рупе, забеременела от человека. Он спрятал Хину на далеком острове, в доме, окруженном защитной сеткой, которая не позволяла ни войти внутрь, ни выйти наружу. Поэтому Хина не могла покинуть свою тюрьму. Час родов приближался, но рядом с Хиной не было никого, кто мог бы ей помочь. В муках она закричала: "Рупе! Рупе! Помоги мне!"19 Над домом раздался грохот, и прозвучал голос божественного Рупе: "Хина, я здесь".
Рупе смог добраться до сестры только после того, как разорвал защитную сетку. Дав жизнь ребенку, Хина попросила брата перенести ее домой. Однако прежде он вознамерился вывезти местных жителей с острова. Рупе сказал, что для этого он должен совершить три полета, поскольку у него на спине места всем не хватит. Итак, островитяне уселись на Рупе, который унес их далеко в океан и сбросил в воду. Наконец, он забрал Хину и новорожденного. С высоты Хина заметила, что одежду островитян разносят по бескрайним просторам волны океана, и спросила брата, зачем он убил людей. Рупе ответил: "Они причинили тебе зло, когда ты жила на острове. Они заперли тебя, и никто не пришел к тебе на помощь в родах. Поэтому я разозлился на них и сбросил в океан". Жестокий урок, не правда ли?
УСТАРЕВШИЕ ВЗГЛЯДЫ
В этнологической литературе я постоянно наталкиваюсь на предвзятые доктрины, восходящие к трудам ученых прошлого и позапрошлого столетий, и никто не ставит их под сомнение. Глаза ослепли, мысли притупились. Наука не воспринимает фантастических объяснений, поскольку под ними нет эмпирических оснований, которые можно подвергнуть проверке. В действительности существуют артефакты, которые можно проверить с помощью визуального исследования и которые подтверждают мифы. Устаревшие теории, не вызывавшие сомнений у ученых 60 лет назад, в моих глазах становятся все более фантастическими и неправдоподобными сегодня, тогда как современные взгляды обретают прочное основание. Любое исследование в основе своей должно иметь три предпосылки: свободу мыслей, дар наблюдения и понимание контекста. К этому перечню я добавил бы четвертую: преодоление духа эпохи.
Птица Гаруда (рис. 33), ездовое животное бога Вишну, известна не только в Индонезии. Это универсальное существо: она сама сбрасывала бомбы, гасила пожары, летала на Луну, а также при необходимости перевозила людей. Ее изображения и рельефы, встречающиеся в бесчисленных храмах, служат эмпирической базой для исследования этого мифологического персонажа. Так почему же по такому принципу не изучать богов Южно-Тихоокеанского региона - Рупе, Нареау, Тагалоа, Ронгомая или Порангахау? Последний встречается в новозеландских маорийских легендах и связан с летной тематикой, как и птица Гаруда.
Бог Порангахау прилетел на волшебной птице с Хаваики в Новую Зеландию. В легендах так повествуется об этом эпизоде: "Я прихожу, и под моими ногами лежит неизвестная земля. Я прихожу, и новое небо простирается надо мной. Я прихожу, и меня встречает земля, тихое и спокойное место отдохновения"20. Эмпирической базой выступают мифы разных народов и изображения этих богов в дереве и камне.
ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И РИТУАЛЬНЫЕ МАСКИ
Каждый год на островах Фиджи проводятся ритуалы в честь древних богов. Танцоры надевают маски птиц (рис. 34) не потому, что люди всегда мечтали летать, словно птицы, как объяснили бы психологи, а просто потому, что они имитируют своих древних богов. Те, по их представлениям, умели летать. На рис. 35 изображена индонезийская (а также индийская) птица Гаруда по пояс. Два вертикальных куска дерева символизируют здесь крылья. Подобный мотив встречается у некоторых экспонатов из музея Бишопа в Гонолулу, Гавайи.
На рис. 36 и 37 представлены ритуальные маски, которые танцоры надевают на головы. Руки они продевают в полуокружности, находящиеся в нижней части маски по бокам, и машут ими, будто крыльями. На рис. 38 показана еще одна такая маска. Эти полуокружности и другие крепления, а зачастую и целый корсет, в которые приходилось втискиваться танцорам, за тысячи лет существования данной традиции не претерпели изменений. На рис. 39 и 40 изображены древние пилоты в сидячем положении, какими их представляли художники давно ушедших эпох. На рис. 41 вы можете увидеть похожую на некий аппарат летающую рыбу, везущую на себе троих людей. Поза центральной фигуры позволяет предположить, что это "пилот". Сравнение бога Мауи на рыбе и предполагаемого правителя Пацаля с крышки саркофага в Паленке, Мексика (рис. 42), говорит красноречивее всяких слов. На эти изображения следует смотреть и горизонтально, и вертикально. Как верны слова библейского пророка Иезекииля: "Имеют они глаза, но не видят!"