Тысячелетие вокруг Черного моря - Дмитрий Абрамов

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Тысячелетие вокруг Черного моря файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Книга современного российского историка Дмитрия Абрамова названа по аналогии с гумилевским "Тысячелетием вокруг Каспия". Автор в доступной, но в отнюдь не упрошенной форме рассказывает историю войны и мира государств, расположенных на черноморских берегах, и прежде всего историю Северного Причерноморья, Крыма. На протяжении тринадцати веков он прослеживает мирные отношения и военные столкновения кочевых и оседлых народов, населявших некогда эти земли.

Книга адресована прежде всего широкому кругу школьных и вузовских педагогов, студентам, специализирующимся в области международных отношений со странами Юго-Восточной Европы, Кавказа, Ближнего Востока, журналистам, этнографам и другим специалистам.

Содержание:

  • ПРЕДИСЛОВИЕ 1

  • Глава I. - ГРЕКО-РОМЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КОЧЕВНИКИ СТЕПИ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В I-V вв. н.э. 2

  • Глава II. - ОТНОШЕНИЯ РОМЕЙСКОЙ ИМПЕРИИ С НАРО­ДАМИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И ИХ СОСЕДЯМИ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА И КРИЗИСА ПОЗДНЕАН­ТИЧНОЙ ЭПОХИ VI-VII вв. 9

  • Глава III. - СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РАННЕГО ФЕОДА 20

  • Глава IV. - РОМЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И РУСЬ В XI-XII вв. ВОС­ТОЧНОХРИСТИАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА В ЭПОХУ ПЕРВЫХ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ (1096-1203 гг.) 30

  • Глава V. - ВОЙНА ПРАВОСЛАВНЫХ ГОСУДАРСТВ С ЛАТИН­СКОЙ АГРЕССИЕЙ В XIII СТОЛЕТИИ И МОНГОЛЬ­СКОЕ НАШЕСТВИЕ 42

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

  • ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 53

  • Комментарии 54

  • Примечания 56

Дмитрий Абрамов
ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ВОКРУГ ЧЕРНОГО МОРЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В течение длительного времени в школах и вузах нашей страны преподавание истории России шло тенденциозно, пропагандируя идею некой изоляции или периферийности народов Восточной Европы по отношению к европейскому "цивилизованному миру". С другой стороны, в постановке и решении основных социально-экономических, политических и международных проблем Средневековья (включая становление и развитие феодальной формации, становление Христианской Церкви, развитии международных и культурных связей) процветали европоцентристские тенденции и идеалы. Да и в настоящее время в ведущих вузах России зачастую авторитетно проповедуется мнение об исключительности пути социально-экономического и политического развития народов Восточной Европы и России в эпоху Средневековья, отрицается наличие феодализма и феодальных отношений на Руси.

Из этого можно сделать вывод, что центром средневековой христианской цивилизации являлись страны Западной и Центральной Европы. А позднеантичная, раннесредневековая и средневековая христианская ойкумена Восточной, Юго-Восточной Европы, Малой Азии, Закавказья, Сирии, Палестины, Северной Африки в целом являлась дальней и отсталой периферией. Но вывод может быть и иным - в контексте исторической хронологии, в контексте смены лидерства восточной части средневекового европейского мира над западной уже на рубеже XIII-XIV вв.

Так или иначе, но переосмысление опыта и восстановление традиций, заложенных отечественными историками во главе с академиком Лаппо-Данилевским в области методологии истории еще в начале XX века, поставили перед современными исследователями и учеными в области исторической науки ряд серьезных проблем. Таковыми являются проблема преодоления европоцентристской модели и проблема возвращения истории статуса точной и строгой науки, чему и была посвящена конференция "Точное гуманитарное знание: традиции, проблемы, методы, результаты" (4-6 февраля 1999 г.). Пожалуй, наиболее ярко идея конференции была выражена в выступлении доктора исторических наук, профессора-источниковеда ИАИ РГГУ О.М. Медушевской: "Пришло время проанализировать смысл двух различных типов образовательной модели историка, сформировавшихся для решения в принципе общей цели исторической науки XX в. - перехода от страноведческой (шире - европоцентристской) модели понимания исторического процесса к глобальной науке о человеке. Формировавшийся в течение длительного времени эволюционным путем профессионализм европоцентристской модели (античность - средние века - новое время) оказался слишком тесно связанным с конкретикой ... и потому стал восприниматься как некий тормоз в переходе к глобальности" .

В то же время современные исторические школы Западной Европы, например, французская историческая Школа "Анналов" в лице Марка Блока, Люсьена Февра, Жака Ле Гоффа и других, стремится преодолеть европоцентристскую систему образования и познания. Французы склонны рассматривать историю восточнохристианского и западнохристианского миров в аспекте созидательного, позитивного диалога. "То, что ныне предстоит осуществить европейцам Востока и Запада, заключается в объединении обеих половин, вышедших из общего... братского наследия единой цивилизации, уважающей порожденные историей различия", - пишет Жак Ле Гофф .

Напряженные межнациональные противоречия в Крыму, межнациональные, религиозные конфликты и войны на Балканах, на Кавказе и Ближнем Востоке, развернувшиеся в конце XX - начале XXI в. вновь заставляют историков, политологов, журналистов, общественных деятелей разных рангов обращаться к событиям многовековой давности и переосмысливать проблемы ушедших веков в контексте современности. В этих условиях необходима научная и научно-популярная литература, способная подготовить осведомленного читателя и, возможно, широкую аудиторию к пониманию истоков и истории межнациональных проблем и противоречий. Необходима литература, посвященная истории "горячих точек" современности, истории международных отношений, предшествовавших их рождению. И сравнительно давно, когда на карте мира еще не проявились полностью все современные "горячие точки", подобная литература стала изредка появляться, видимо, уже в силу непреходящей актуальности проблемы.

Одной из первых работ отечественных авторов, поднявших эту тему не позднее 1963 г., стало исследование академика М.Н. Тихомирова "Средневековая Россия на международных путях XIV-XV вв.". Правда, этой работе, по свидетельству академика С.О. Шмидта, уже в 1961 г. предшествовал целый ряд статей о русско-византийских отношениях XIV-XV вв. "Но очень многое из написанного и изданного М.Н. Тихомировым в конце 1950 - начале 1960-х гг. имеет прямое отношение к истории Москвы и взаимоотношений Москвы как столицы государства... с другими странами", - писал Шмидт . Поэтому значительная часть более раннего исследования М.Н. Тихомирова "Средневековая Москва XIV-XV вв." также была посвящена истории международных отношений Москвы, московскому купечеству и московской торговле XIV-XV вв. Здесь основное место было уделено международным связям Руси с Византией и государствами Италии. Позднее, уже в 1992 г., увидело свет 2-е, исправленное и дополненное издание этих работ М.Н. Тихомирова под редакцией и с послесловием С.О. Шмидта, под названием "Древняя Москва XII-XV вв. Средневековая Россия на международных путях XIV-XV вв." .

Огромным вкладом в изучение истории Ромейской империи и отношений с окружавшими ее народами стало издание в 1967 г. монументального трехтомного труда "История Византии". Отдельные разделы этого издания были посвящены внешней политике Ромейской империи, где немало места уделялось народам Восточной Европы и славянам. Такие исследователи, как Р.А. Наследова , З.В. Удальцова , А.Л. Каждан , Г.Г. Литаврин , явились авторами самостоятельных глав, в той или иной мере отразивших или затронувших названную тему. Тогда же увидела свет и работа трех последних авторов, раздвинувшая хронологические рамки исследуемой темы до середины XIII в. Эта работа была важна тем, что позволила восстановить некий пробел в отношениях Руси с преемником и наследниками Византии после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке