Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу История московских кладбищ. Под кровом вечной тишины файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Справедливо говорится: талант рождается в провинции, а умирает в столице. По захоронениям на столичных кладбищах можно изучать историю Москвы и всей России. Эта книга не просто путеводитель по кладбищам столицы, это основательное и емкое исследование истории захоронений, имеющих важное эстетическое и культурное значение.
Юрий Валерьевич Рябинин - коренной москвич. Многие годы он изучает столичный некрополь и рассказывает о нем в своих книгах и публикациях. По его мнению, москвичом вправе именоваться любой житель столицы, у которого в московской земле похоронен кто-то из близких. Родная могила - это и есть тот пущенный в землю корень, который позволяет любому человеку почитаться коренным жителем той или иной местности.
Содержание:
Кладбище - это жизнь 1
Глава I - Заселено село, но люди не встают… 2
Глава II - В монастырской ограде 8
Глава III - Неубранные Божии нивы 31
Глава IV - За Камер-Коллежским валом 33
Глава V - Пантеон строителей светлого будущего 66
Глава VI - Все не по-русски 84
Глава VII - "Не забудьте также, братья…" 94
Глава VII - Матрона, Сталин и кенотаф 99
Указатель имен 102
Юрий Валерьевич Рябинин
История московских кладбищ
Под кровом вечной тишины
Памяти мамы Раисы Михайловны
Полезно возбуждать в себе воспоминания о смерти посещением кладбища, посещением болящих, присутствием при кончине ближних и погребении…
Св. Игнатий (Брянчанинов)
© Рябинин Ю. В., 2015
© Издание. ООО Группа Компаний "РИПОЛ классик", 2015
Кладбище - это жизнь
Желаем мы того или нет, но кладбище занимает в нашей жизни одно из важнейших мест. Человек может никогда не побывать в театре, в музее, в библиотеке, в парке культуры, в ресторане, но он непременно и не один раз посетит кладбище. Причем, неверно думать, что кладбище составляет единственно мрачную, горестную сторону человеческого существования. Чаще всего, в печали люди бывают на кладбище лишь в день похорон кого-то из близких. А уже затем посещение дорогой могилы вызывает скорее чувство умиротворения, умиления. Не случайно поэт Михаил Александрович Дмитриев давным-давно еще писал: "…народ наш московский любит к усопшим родным, как к живым, приходить на свиданье". Вот именно - как к живым! Как же такое свидание может быть горестным? Вопреки представлению о кладбище, как о царстве скорби, скорбь занимает в повседневной его жизни долю ничуть не большую, чем она составляет вне кладбищенской ограды.
Нужно заметить, что самое наше слово кладбище не вполне соответствует греческому некрополю . А может быть и вовсе не соответствует. Хотя употребляются они обычно теперь как синонимы. Некрополь означает - город мертвых . Кладбище же, как нетрудно догадаться, происходит от слова клад , полученное в свою очередь от глагола класть , то есть, по формулировке Даля, полагать лежмя . Клад - слово очень древнее, очевидно, старославянского происхождения, означающее нечто ценное, зарытое в землю. Причем зарытое до поры. Никто же не станет укрывать ценности таким образом, чтобы потом не было возможности их обрести.
Согласно христианскому вероучению, все верные чада церкви, все спасшиеся, получают в награду за свою верность жизнь вечную. У того же Даля есть выражение - смерть упокоевает . Верный христианин не исчезает бесследно, но лишь упокоевается на время. Поэтому он - верный - должен, как ценный клад, быть положен лежмя в специально отведенном месте ожидать весны воскресения. Если же человек прожил неправедно и умер "дурной смертью" - не покаявшись, не приобщившись святых таинств, - вместе с верными его не хоронили. Его закапывали где-нибудь отдельно или просто выбрасывали в поле. Вот почему значение слова "кладбище" изначально ни в коем случае не могло соответствовать языческому греческому понятию "город мертвых". У русского Бога нет мертвых. И православный народ верно знает - сущим во гробех живот даруется. Вот почему, не будучи по сути "некрополем", русское кладбище и прежде не почиталось скорбным уделом, Аидовой областью мглистой, и до сих пор сохранило свой живой , попирающий смерть, характер.
На кладбище случаются порою такие забавности, которые, казалось, не должны бы здесь происходить. Анекдоты и байки рождаются всякий день на наших кладбищах десятками. Вот, например, анекдот. Во время похорон бригадир могильщиков увидел, что у покойного из кармана торчит ассигнация крупного достоинства. Он шепнул одному из подручных, чтобы тот как-то отвлек внимание собравшихся у гроба. А сам незаметно потянулся к ценной бумажке. Мнимый покойный тут же открыл глаза, схватил бригадира за руку и громко сказал: "Контрольное захоронение!"
Или, вот, байка. Привезли как-то жарким летом хоронить новопреставленного на Щербинку. Везут его по дорожке на катафалке к могиле. И вдруг старушки, что семенили за гробом, переполошились: "Батюшки-святы! Упокойник-то у нас вспотел!" - говорят испуганно они могильщикам. Один из них - бывалый гробокопатель - внимательно осмотрел умершего и строго ответил: "Вы еще теплее его одели бы!" Попав из холодильника на жару, покойный, естественно, покрылся конденсатом.
Щербинское - новое кладбище и одно из самых больших в Москве. Теперь это целая долина могил и надгробий. А началось оно, само собою, с единственной первой могилки. Но похоронен там был не покойный, а… бочонок с бутылкой водки. Дело в том, что когда у подмосковной Щербинки были отведены бескрайние угодья для нового городского кладбища, никто не хотел в этой пустыне мрачной, в этой степи мирской, хоронить своих новопреставленных. Люди подъезжали к кладбищенским воротам, узнавали, что они здесь первые клиенты, разворачивались и везли сродника на другое кладбище. Первым по какой-то причине, из каких-то, очевидно, суеверных опасений никто быть не хотел. И тогда могильщики придумали, как разрешить эту проблему: они взяли деревянный бочонок, положили в него бутылец, выкопали у самых ворот яму и торжественно похоронили там этот свой клад. Захоронение они оформили надлежащим образом - насыпали холмик, поставили крест. Уловка их удалась - с этого же дня, вслед за первым холмиком, по Щербинке потянулись бесчисленные, уже самые настоящие захоронения.
Или такой случай. К граверу на Ваганьковском кладбище обратился заказчик. Он попросил выбить на камне похороненного здесь своего родственника… бутылку рябиновой настойки. И так, чтобы название продукта на этикетке непременно отчетливо читалось. Оказывается, покойный очень любил эту настойку и предпочитал ее всему прочему. Гравер не без труда объяснил заказчику, что бутылку изображать на надгробии как-то не вполне этично, и уговорил его выбить на камне просто рябиновую веточку. Так и порешили.
Работники кладбищ также рассказывают, что особенный наплыв гробов бывает в праздники и в ближайшие последующие дни. Значительный, как они говорят, "падеж" населения происходит и в дни т. н. "магнитных бурь". Тогда у могильщиков просто запарка. В промежутках же между этими периодами объем работы у них существенно сокращается. Понятно, наверное, отчего наступает праздничный "падеж", - люди слишком бурно, не зная меры, отмечают праздники.
Такова повседневная жизнь кладбища. Подробнее рассказ об этом впереди.
В прежние годы кладбища и похороны оставались практически закрытыми для публицистики темами. Об этом почти ничего ни писали. Поэтому не удивительно, что в наше время темы эти вызывают повышенный интерес.
В 2001 году мы впервые опубликовали в одной небольшой православной газете две заметки - о кладбищах Новодевичьего и Алексеевского монастырей. Реакция публики была в высшей степени неожиданная: по поводу наших невеликих кладбищенских публикаций писем в редакцию пришло больше, чем их было прежде за все время существования этого малотиражного листка. Люди писали, что они "ждут этого", просили продолжать тему.
И тогда автор решил взяться за целый цикл очерков о московских кладбищах. Если не все охватить - а всего в Москве сейчас порядка семидесяти действующих кладбищ, - то хотя бы для начала рассказать о самых старых, "исторических", - о тех, что возникли до революции.
Чуть раньше - в конце девяностых - вышла книга москвоведа начала ХХ века Алексея Тимофеевича Саладина "Очерки истории московских кладбищ". Написал он свои очерки еще в 1916 году, но в советское время, как уже говорилось, такого рода литература по каким-то лжеэтическим соображениям издана быть не могла. Особенность его книги заключается в том, что это не просто путеводитель по кладбищенским дорожкам от могилы к могиле, а это сборник произведений, в которых автор пытается реализовать характер своего героя - кладбища в данном случае. То есть его очерки ближе к художественной литературе.