Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Такеси Китано. Детские годы файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Он называет себя "раковой опухолью на теле японской культуры". Если это так, то опухоль давно неоперабельна - представить себе не только японское, но и мировое кино без Такеси Китано сегодня невозможно. В России Китано стал самым знаменитым японским режиссером после своего кумира Акиры Куросавы. Книга кинокритика Антона Долина - о том, как Китано удалось стать автором полутора десятка фильмов, кино- и телезвездой, литератором и живописцем, оставшись при этом великовозрастным ребенком.
Содержание:
Код неизвестен - (От автора) 1
Игра первая: во взрослого 1
Игра вторая: в клоуна 7
Игра третья: в чемпиона 14
Игра четвертая: в полицейского 18
Игра пятая: в якудзу 22
Игра шестая: в самурая 30
Игра седьмая: в куклы 34
Игра восьмая: в живописца 39
Игра девятая: в Китано 43
Game over? 45
Такеси Китано о своих фильмах - (Интервью Антону Долину) 46
"Я надеялся стать более свободным" - ("Куклы", сентябрь 2002) 46
"Самураи - давняя моя любовь" - ("Затойчи", сентябрь 2003) 47
"Я частенько не могу отличить сон от реальности" - ("Такешиз", август 2005) 48
Фильмы Т. Китано 50
Список использованной литературы 50
Указатель имен 51
Антон Долин
Такеси Китано. Детские годы
Код неизвестен
(От автора)
Проект русской книги о Такеси Китано с самого начала если и не был обречен на провал, то, по меньшей мере, казался сомнительным.
Во-первых, автор такой книги в идеале должен превосходно понимать японский язык и изъясняться на нем. Это условие не выполнено.
Во-вторых, хорошо бы ознакомиться с кинотворчеством Такеси Китано - не только с его фильмами, но и с актерскими работами в картинах других режиссеров. Что практически невозможно: некоторые фильмы и сериалы отсутствуют на видео даже в Японии, их не достать у самых изощренных коллекционеров.
В-третьих, нельзя забывать, что Китано в Японии известен прежде всего как "человек из телевизора". С этой его ипостасью, не живя в Японии и не зная языка, можно ознакомиться лишь поверхностно.
В-четвертых, Китано - известный писатель, выпустивший массу книг, как художественных, так и нон-фикшн. Некоторые из них переведены на европейские языки (в основном на французский), но не изданы в России.
И самая главная проблема: даже изучив в мельчайших деталях все аспекты многогранного творческого пути героя, их невозможно донести до читателя иначе как в приблизительном пересказе. Полного контакта материала с предполагаемой аудиторией в таких обстоятельствах добиться нелегко.
Не будем также забывать, что готовящийся к шестидесятилетию Китано - в самом расцвете творческой активности. К моменту выхода книги он наверняка порадует поклонников новыми фильмами и книгами.
Поэтому, как и в книге о Ларсе фон Триере, автор сделал попытку вывести алгоритмы, которые будут справедливы и через несколько лет, и после завершения (дай бог, нескорого) творческой биографии Такеси Китано.
Методологических проблем в связи с этим возникло немало. Начать стоило бы с ключевого слова книги - "игра". Употреблять этот термин без трепета душевного и грамотных культурологических отсылок, скажем, к Йохану Хейзинге или Эрику Берну представляется нереальным. Но необходимым. Главное у Китано, все своеобразие его уникального образа - в умении играть не по-культурному, а по-детски. Поэтому злоупотребление отсылками к разного рода "играм" читатель вправе посчитать неуклюжим стилистическим приемом, не придавая ему иных значений.
Это ни в коем случае не книга о Японии как таковой. Это книга о Такеси Китано. Но его родина на этих страницах, возможно, предстанет не столько манящей Страной восходящего солнца, сколько вотчиной тамогочи, покемонов и великого Хайяо Миядзаки (с которым, кстати, Китано долгое время делил одного композитора, Джо Хисаиси).
Руководствуясь детской логикой, которой не чужд сам Китано, можно сделать допущение: если российские зрители способны любить и по-своему понимать его фильмы, им будет любопытна и книга об их авторе. Несмотря на все лакуны и упущения.
Кстати, о любви - теме, к которой сам Китано решился обратиться далеко не в первом своем фильме. Китано отличается от сотен других мировых звезд тем, насколько универсальна и интернациональна любовь к нему. Его любят рядовые фаны и искушенные критики, экзальтированная молодежь и умудренные старцы. Любовь не поддается декодировке, но, быть может, приблизиться к ее пониманию помогут эти заметки о Такеси Китано и его фильмах. Наверняка одно из объяснений этой любви - чудесная способность разменявшего шестой десяток японца оставаться ребенком. Тысячелетиями человечество безуспешно искало секрет вечной молодости, а Китано запросто нашел секрет вечного детства.
Его детские годы продолжаются до сих пор.
Игра первая: во взрослого
О Такеси Китано я впервые услышал на автобусной остановке, в мае 1999-го. Дело было во Франции, во время Каннского фестиваля. На него я поехал впервые в жизни, корреспондентом радио "Эхо Москвы", и по неопытности поселился в гостинице километрах в пяти от городской черты. Поджидая автобус, я разговорился с коллегой из Италии, аккредитованным на фестивале от небольшой туринской газеты. Обсудили уже показанные фильмы, сошлись во вкусах; оба были впечатлены прошедшей день назад при полном аншлаге премьерой фильма "Все о моей матери" Альмодовара. Был канун нового тысячелетия, ожидались большие перемены во всех областях жизни, не исключая и кино. Во всяком случае, Канны позволяли на это надеяться. Фестиваль был ударным, в конкурсе один гений наступал на пятки другому: мы с коллегой вспомнили и Леоса Каракса, и Чена Кайге, и Джима Джармуша, и Дэвида Линча. "А еще я очень жду новый фильм Китано", - признался итальянец. Мне это имя ничего не говорило, я стал выспрашивать, о чем речь. Коллега, присутствовавший при триумфе "Фейерверка", получившего "Золотого льва" в Венеции ровно за два года до того, захлебнулся в восторгах: "Смесь поэзии и жестокости. Ни на кого не похоже. Такое не может не понравиться".
В самом деле, "Кикуджиро" произвел эффект ошеломляющий, став вторым самым обсуждаемым фильмом фестиваля: овация длилась всего минутой меньше, чем после картины Альмодовара (лидера симпатий публики). Правда, насилия в фильме не было, или было куда меньше ожиданного - столько же, сколько его было в советских школьных сказках студии им. Горького образца 1970-х. Да и поэзия не сразу бросалась в глаза: запоминался разве что привязчивый мотив Джо Хисаиси. Однако сомнений в том, что прямолинейная и инфантильная история о мальчике, едущем к морю в поисках мамы, станет одним из лауреатов, не было ни у кого. Новизна киноязыка и интонации Китано сразу бросалась в глаза и с трудом укладывалась в слова. Президент жюри, своенравный канадец Дэвид Кроненберг, ожидания обманул, наградив не корифеев, а мало кому тогда известных француза Бруно Дюмона и бельгийцев братьев Дарденнов. Как минимум в одном Кроненбергу удалось безошибочно предсказать новую культурную тенденцию: лучшие фестивальные фильмы были обречены на то, чтобы становиться аутсайдерами в общей призовой гонке. Разумеется, на популярности Китано и его фильма каннский расклад не сказался никак.
С работами режиссера в России к тому моменту могли ознакомиться отнюдь не только киноманы с "Горбушки" (где уже некоторое время торговали кассетами с его ранними фильмами в самодеятельном переводе). За месяц до начала Каннского фестиваля был официально выпущен на видео "Фейерверк". Релиз, конечно, не получил должного отклика: даже самой апологетической аннотации на обложке не было достаточно, чтобы привлечь должное количество зрителей. Однако худо-бедно к лету 2000-го, когда на Московском кинофестивале было показано "Табу" Нагисы Осимы - кстати, непосредственно перед этим с триумфом прошедшее в Каннах и также оставшееся без наград, - зал был переполнен. И причиной тому была не только громкая слава режиссера "Империи чувств" и гей-тема, не только самурайская романтика, не только безоговорочное доверие публики к составителю программы "8 1/2 фильмов" Петру Шепотиннику, но и фамилия Китано в титрах. Многие уже знали о сотрудничестве Осимы и Китано по вполне популярному и многократно показанному по телевидению фильму "Счастливого рождества, мистер Лоуренс".