Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Развитие творческого мышления. Работаем по сказке файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
В книге представлена методика развития творческого мышления дошкольников в процессе работы по сказкам (русским народным и авторским). Методика апробирована в ходе экспериментальной работы на базе ДОУ № 1602 ВАО г. Москвы.
Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.
Содержание:
Введение 1
Программа развития творческого (диалектического) мышления дошкольников 1
Сказки: "недетская" литература 2
Развитие творческого мышления дошкольников и взрослых 2
Методические рекомендации 2
Чтение и первое обсуждение сказки 3
Решение диалектической задачи 3
Символическое проживание сказки 6
Методика работы с детьми 6
Приложение 22
Литература к "Программе воспитания и обучения в детском саду" и к программе "От рождения до школы" 25
Примечания 27
Ольга Александровна Шиян
Развитие творческого мышления. Работаем по сказке
Введение
Перед вами книга о том, как можно развивать творческое мышление дошкольников, читая вместе с ними сказки. Некоторые взрослые считают, что:
• творческое мышление никакой логике не подчиняется, оно сродни вдохновению, наитию - а значит, развивать его бессмысленно;
• творческое мышление - удел людей редких, одаренных, а значит, развивать его у всех - бессмысленно;
• творческое мышление доступно только взрослым, и у малышей развивать его бессмысленно;
• творческое мышление у детей и так лучше развито, чем у взрослых, а значит, взрослым развивать его бессмысленно;
• творческое мышление не приносит человеку счастья, а, напротив, может привести к одиночеству, а значит развивать его просто опасно.
На самом же деле:
• творческое мышление подчиняется логике, но это особая логика - логика творчества (и это показывают исследования изобретений и открытий);
• творческое мышление проявляется нечасто, но только потому, что образование редко ставит целью его развитие. Если не делить людей на "творческих" и "нетворческих", учить детей не только действовать по образцу, но и решать проблемные задачи, мышление и вкус к нему будут появляться и возрастать (и это показывают проведенные исследования!);
• дети даже успешнее, чем многие взрослые, справляются с творческими заданиями. Правда, у ребенка нет самой идеи творчества - идеи создавать нечто принципиально новое. У него есть желание играть, экспериментировать с миром. Только если взрослый не пройдет мимо детского решения, ребенок сам поймет, насколько умная мысль вдруг пришла ему в голову. Поэтому можно сказать, что у детей творческого мышления нет, но оно обнаруживается и развивается, если рядом оказывается взрослый, заинтересованный и в детском, и в собственном развитии;
• взрослые тоже получают пользу: пока они придумывают проблемные задания для детей, их собственное мышление развивается;
• к одиночеству приводит не творческое мышление, а неспособность применить его в своих отношениях с другими людьми, где также возникают сложные задачи.
Именно поэтому Н. Е. Веракса назвал творческое мышление диалектическим - позволяющим удерживать единство противоположностей.
Все это означает, что можно и нужно развивать мышление дошкольников, а значит - стоит взять в руки эту книгу!
Программа развития творческого (диалектического) мышления дошкольников
Что же такое "логика творчества"?
Среди задач, которые нам приходится решать в жизни, есть особый тип - проблемные, противоречивые ситуации, которые требуют совмещения несовместимого и, на первый взгляд, могут показаться неразрешимыми. И ситуации такие возникают очень часто. Вот только некоторые из них.
• Для того чтобы ребенок развивался, ему необходима помощь взрослого, но эта помощь делает самого ребенка беспомощным. Как же помогать, не помогая?
• Часто бывает необходимо, чтобы объект отвечал взаимоисключающим требованиям: например, чемодан должен быть одновременно тяжелым (т. е. вместительным) и легким (иначе с ним трудно передвигаться). Именно в таких "безвыходных" ситуациях и появляется изобретатель с диалектическим мышлением.
• Случается, что надо указать человеку на его ошибку, но в то же время сохранить с ним теплые дружеские отношения.
И реагировать в такой ситуации можно тремя принципиально разными способами.
Первый способ - попеременно утверждать или делать то одно, то другое, т. е. "просто" не замечать существования противоположностей. В этом случае можно говорить об отсутствии всякой логики: человек ведет себя или действует противоречиво. И чувствует себя при этом плохо - и жизнь, и окружающие люди постоянно будут ловить его на противоречиях.
Второй способ - признать наличие противоположностей, но при этом уныло сказать, что задача неразрешима, и выбрать только одну из крайностей (со всеми вытекающими проблемами - ведь и вторая "крайность" жизненно необходима!). В этом случае человек уже руководствуется логикой, но только традиционной, формальной, которая считает, что противоположности всегда строго исключают друг друга. Во многих случаях формальная логика очень ценна, но вот в проблемных ситуациях она бессильна.
Третий способ - найти творческое решение, позволяющее обнаружить, как взаимоисключающие отношения могут существовать одновременно в одном явлении или объекте. Именно поэтому Н. Е. Веракса назвал творческое мышление диалектическим - позволяющим удерживать единство противоположностей .
Творческое (диалектическое) мышление замечательно тем, что позволяет обнаруживать в мире явление развития, качественного изменения, потому что развитие как раз и задается единством и борьбой противоположностей. Человек, у которого развито творческое мышление, сможет и замечать, и создавать ситуации развития, движения в окружающем его мире.
Действия с противоположностями, которые совершает человек, предлагая творческое решение проблемной задачи, вполне можно описать - они-то и составляют "логику творчества".
Если есть два противоположных требования, каждое является справедливым, и отказаться ни от одного нельзя, необходимо совершить "опосредствование" - найти решение, которое будет совмещать в себе обе противоположности. Такие проблемы возникают и в практике изобретений, и при решении конфликтных ситуаций в отношениях между людьми и пр. Для решения такой задачи нужно найти такой объект, который был бы одновременно и тем же самым и другим. Если же он не будет найден, человек будет метаться от одной крайности к другой. Отличие опосредствования от банальной "золотой середины" в том, что оно предполагает именно создание ка чественно нового (и то и другое), а не просто количественный компромисс (ни того ни другого или и того и другого понемножку). Так, в сказке разумница выполняет задание "и ехать и не ехать", а в жизни появляются роликовые коньки или эскалатор.
Если объект уже совмещает в себе противоположности, надо это обнаружить, т. е. совершить действие "объединение" . Тот, кто этого сделать не может, воспринимает сложное как простое, поэтому и действует неэффективно. Диалектическое объединение: в любом объекте можно обнаружить взаимоисключающие отношения. Обнаружить их не так просто - поэтому часто объекты кажутся нам непротиворечивыми, однозначными - а значит, статичными, не развивающимися. Обнаружить внутренний конфликт - значит увидеть в объекте или ситуации возможность развития. Например, такое действие необходимо для понимания художественного произведения. Не так просто ответить - хорошо или плохо заканчивается сказка (любая детская сказка - "Волк и лиса", "Колобок" и пр.). В одном случае обманывают плохого героя - хорошо ли это? В другом случае - съедают того, кто и так был испечен для того, чтобы быть съеденным, да к тому же вел себя самонадеянно. Открытие неоднозначности сказки, объединения противоположностей помогает прочитать ее по-новому, поразмышлять и поспорить.
Объекты иногда не просто меняются, а именно развиваются - т. е. приобретают противоположные характеристики: например, человек может поумнеть (или наоборот), стать добрым или злым и пр. Для того чтобы заметить это, необходимо совершить действие "превращение" , что бывает не так просто: часто мы обманываемся внешним постоянством и не замечаем существенных изменений. Диалектическое превращение - это элементарное творческое действие; чтобы совершить его, надо обнаружить (или представить себе), что ситуация уже иная или может кардинальным образом измениться в будущем. Известно, что происходит, если мы не замечаем изменения настроения собеседника и продолжаем разговаривать, как если бы ничего не произошло. А уж когда взрослый обращается к выросшему ребенку как к маленькому, происходят и вовсе драматические события.