И. В. Юкина
Ответы на билеты по обществознанию. 9 класс
Билет № 1
1. Человек, индивид, личность 2. Государство, его основные признаки. Формы правления
1. Платон утверждал: " Человек - это двуногое животное без перьев". Такое понимание человека существовало на протяжении тысячелетий, пока не было оспорено Б. Паскалем, французским физиком и математиком: " Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится". Мыслители долгое время пытались определить, чем человек отличается от животного. В конце концов они пришли к выводу, что человек - это прежде всего существо общественное. Именно этим он отличается от животного.
Существует несколько подходов к изучению человека . С одной стороны, он рассматривается с социальной точки зрения . Не секрет, что главным определяющим фактором развития человека был труд . Но труд мог быть только коллективным, следовательно, человек уже изначально был существом общественным . В одиночку человек не смог бы приобрести ряд новых необходимых для дальнейшего развития качеств: языка, способности мыслить. Появившийся на свет ребенок становится человеком только в обществе. Здесь его учат жить, трудиться и снабжают самыми необходимыми сведениями об окружающем мире. С другой стороны, наряду с этим человек всегда остается и природным существом . Природа создала его. Благодаря природному развитию постепенно мозг человека совершенствовался. Природа наделила человека многими биологическими потребностями: дышать, питаться, спать, находиться в тепле. Поэтому человека можно назвать и биологическим существом . На его принадлежность к природе прежде всего указывают процессы, происходящие в его организме.
Таким образом, черты социального и биологического соединены в человеке . Но они не просто соединены, а органически слиты друг с другом. Следовательно, мы приходим к выводу, что это биосоциальное существо . Огромную роль в жизни человека играет мышление . Оно позволяет не только существовать в мире, но и активно его преобразовывать. Не природой, а руками человека создаются машины, строятся дома и железные дороги. Все это необходимо человеку для жизни. Производит человек все это благодаря накопленным знаниям. Знания играют в жизни человека огромную роль, потому что без них он не смог бы воспользоваться свойствами предметов и не открыл миру новые изобретения. Еще Маркс отмечал, что "самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове". Поэтому немаловажную роль играет в человеке творческое начало. Ничего не создается им раньше, чем появится в голове.
Необходимость человека общаться привела к развитию языка . Общение жестами и рисунками не могло в достаточной степени удовлетворить человеческую потребность обмениваться информацией. Поэтому речь с уверенностью можно назвать универсальным способом общения . Причем речь бывает не только внешняя , т. е. письменная и устная, но и внутренняя , когда человек рассуждает о чем-либо сам с собой. Очень важно отметить тесную взаимосвязь между мыслительным процессом и языком. Без одного полноценно не может существовать и другое.
В различных философских системах человек воспринимался по-разному. В древнекитайской, древнегреческой и древнеиндийской философиях человек считался частью Космоса и всего мира . При этом сам человек воспринимался как "микрокосмос" , как своеобразная система, сочетающая несколько стихий и элементов. Один из древнекитайских философов сказал: "Меж небом и землей человек драгоценнее всего". Однако это вовсе не означало, что человек может повелевать миром и природой. Он лишь должен был следовать естественному ходу природных событий и не менять их, а лишь корректировать, если требовалось.
Древнеиндийскими мыслителями была выдвинута идея о переселении душ. По их мнению, после смерти душа человека не умирала, а переселялась во что-то иное. Где она окажется, зависело от самого человека:
- если его грех был мысленный, т. е. он только подумал о том, чтобы его совершить, душа человека переселялась в представителя низшего сословия (касты);
- если он сделал это словесно, то становился в следующей жизни животным;
- если же человек согрешил, то его душа вселялась в неодушевленный предмет.
Античные философы воспринимали человека в качестве духовно-телесного существа , занимающего главенствующее положение в культуре Древней Греции. Гераклит, древнегреческий мыслитель, говорил: "Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом", "Из людей мудрейший по сравнению с Богом покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному". Греческие философы призывали человека к самопознанию ("Познай самого себя").
На протяжении различных эпох представления о человеке часто менялись. Так, в эпоху Возрождения считалось, что человек обладал безграничными творческими возможностями . Человек воспринимался как творец и приравнивался к Богу . Воспевался его разум, творческое начало и таланты . В XVII в. Декартом была выдвинута идея о том, что свидетельство человеческого существования - мышление . Ему принадлежит определение: "Мыслю - следовательно, существую". По его мнению, живое тело - машина, испытывающая влияние сознания и одновременно воздействующая на него.
Немецкий философ И. Кант, живший в XVIII в., видел человека существом, находящимся в двух разных мирах одновременно: природной необходимости и нравственной свободе. В XVIII–XIX вв. человек мыслится как творец духовной жизни и культуры , а также выступает носителем всеобщего, идеального начала. Даже в наше время интерес к познанию сущности человека не угасает. Продолжают выдвигаться теории, по которым главенствующее место в понимании человека занимают такие понятия, как влечение и воля. В этот же период зарождаются такие понятия, как индивидуальность и личность .
Очень важным является вопрос о самореализации человека . Практически каждый мечтает оставить свой след в жизни, успеть что-нибудь сделать. Причем средства выражения могут быть самыми разнообразными. Поэт оставляет миру свои стихи, поэмы, писатель - романы, повести и рассказы. Архитекторы проектируют и строят города, ученые в качестве своего наследия дарят потомкам книги и новые изобретения, а садовники выращивают сады и парки. Но было замечено, что каждый человек стремится к тому, чтобы как-то выделиться из толпы и стать известным. И многим совершенно не важно, чем они могут прославиться, лишь бы это произошло. Из истории в качестве примера можно привести один случай, который подтверждает эту мысль. Речь идет о жителе греческого города Эфеса Герострате IV, который, ради того чтобы стать известным, сжег одно из семи чудес света - храм Артемиды. И таких примеров можно привести немало. Даже в наше время некоторые люди пытаются выделиться из толпы, демонстрируя свои богатства.
Но разве главное - приобрести материальные богатства? На самом деле это не показатель. Можно обладать несметными богатствами, но оставаться ничтожным человеком. Вот что пишет об этом психолог и социолог Эрих Фромм: "…Большинство людей считает, что отказаться от своей ориентации на обладание слишком трудно: любая попытка сделать это вызывает у них сильное беспокойство, будто их, не умеющих плавать, бросили в пучину волн. Им невдомек, что, отбросив костыль, которым служит для них их собственность, они начнут полагаться на свои собственные силы и ходить на собственных ногах".
Человека должна отличать активность , которая позволяет "проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми, хотя и в разной степени, наделен каждый человек".
Но развиваются способности человека только в процессе жизнедеятельности . Например, ребенок играет в "дочки-матери" или собирает конструктор. Откуда он этому научился, почему ему пришло в голову делать это именно так, а никак иначе? Ответ прост. Малыш повторяет то, что видит в окружающем мире. В данном случае модель поведения взята из его семьи. Он видит, как это делают родители, и повторяет их движения. Таким образом, можно сделать вывод, что в игровой деятельности человек формирует в себе развитие самых разнообразных качеств .
Постепенно на смену игровой деятельности приходит учебная деятельность . Здесь человек начинает постигать накопленный тысячелетиями опыт. Он изучает тексты, решает задачи, читает художественные произведения и т. д. Таким образом, он не только развивает мышление и речь, но и развивает свои творческие способности. На базе всего этого человек получает профессию и начинает заниматься трудовой деятельностью . Трудовая деятельность начинается с выполнения домашней работы, работы в саду и в школьной мастерской. Наряду с учебой, например в вузе, человек может заниматься непосредственно трудовой деятельностью. Она может быть разного рода: интеллектуальная, создание продуктов, производство вещей и услуг. Постепенно труд способствует развитию творческих возможностей человека, его общительности, целеустремленности, планомерности, самостоятельности, настойчивости и многих других человеческих качеств.