По мнению петербургских исследователей этнических аспектов массового сознания Ю.П. Платонова, В.В. Козловского и др., ментальность - это не просто мировоззрение, не сумма идей и даже не образ мыслей, это, скорее, специфический "уклад" ума, совокупность умственных навыков и духовных установок; это культурный потенциал человека, группы, социума, этноса и не только то, что он создал, но и то, что он в принципе может создать. Это не результат умственной деятельности, а её стиль, инструмент, способ и метод, алгоритмы и нормы мышления, поведения и деятельности, принципы принятия решений. Это как бы нематериальный, но всё же орган, с помощью которого субъект в буквальном смысле слова производит новую, рукотворную социальную реальность, свой сегодняшний и завтрашний день. Ментальность - "процессор" социальной жизни. Более того, ментальность возникает спонтанно, как любой аппарат адаптации к среде [29] .
Менталитет проявляется в виде некоторой системы идей, воззрений, представлений о мире, оценках, вкусах, культурных канонах, способах выражения мысли, являющейся существенной частью этнических традиций. Формируется менталитет в ходе этногенеза под влиянием традиций, среды обитания и этнических контекстов. С повышением ранга этнической системы менталитет проявляется наиболее отчетливо. Например, менталитет крупного этноса проявляется более четко и выразительно, чем у этнической общности, находящейся на родоплеменной стадии.
Менталитет, как устойчивая основа существования человека, представляет активный фактор человеческой жизнедеятельности. Он способствует следованию определенным ценностям, культуре, образу мыслей, чувств. Кроме того, он противодействует всему тому, что чуждо данному этносу (стандарты поведения, идеи). Менталитет вбирает в себя исторический опыт определенной этнической общности, память народа о прошлом и является ориентиром поведения для народа, верного своему историческому стереотипу поведения в любых обстоятельствах, включая и катаклизмы.
Менталитет передается из поколения в поколение при помощи классических, сакральных и других текстов, природного окружения, особенностей языка, предметов повседневного быта, типичных образцов и норм поведения, традиций, обычаев, обрядов и др.
Менталитет является наиболее устойчивой и стабильной частью духовной культуры этноса, но в то же время сохраняет в себе в традиционном виде общечеловеческие этические и нравственные нормы и требования, чаще всего закрепленные в религиозных канонах. Вместе с тем менталитет меняется под воздействием изменений в общественной жизни. Эти процессы происходят очень медленно и постепенно.
Могут меняться идеология, общественное мнение, идеалы, ценностные установки, но обыденное, практическое, традиционное сознание глубинного менталитета народа устойчиво, постоянно, оно сохраняет и отражает его этническую самобытность.
По мнению французских ученых М. Блока и Л. Февра ход истории - это не просто игра случая, а во многом производная от сложившихся в человеческих сообществах ментальностей. Иными словами, это история ментальностей, а менталитет - это образ мира, который заложен культурой в сознание людей данного общества, это умонастроение, неявные установки мыслей и ценностных ориентаций, автоматизм и навыки сознания.
2.2. Феноменологическое понятие "народ"
В связи с тем, что объектом этнопедагогики является народная педагогика и народная культура, важное значение для понимания ее сущности имеет научное понятие "народ".
Однозначного толкования понятия "народ" также нет. На сегодня имеются несколько распространенных определений этого научного понятия.
Народ в теории конституционного права "…все население данного государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его на какие-либо национальные общности…" [30] . В связи с этим, можно констатировать что, когда говорят "американский народ", не подразумевают этнические различия между англосаксами, латиноамериканцами, афроамериканцами и другими диаспорами, входящими в него, хотя все эти этнические группы, бесспорно, имеют свои этнические особенности. То же касается и российского народа, как и многих других.
Кроме того, научное понятие народ используется и как "…термин, употребляемый для обозначения различных форм этнических общностей (племя, народность, нация)…" [31] .
Известный ученый, этнолог В.А. Тишков под категорией народ в смысле этнической общности понимает группу людей, члены которой имеют общие название и элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и общей исторической памяти, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности [32] . В этом случае термин "народ" является синонимом понятия "этнос". Но только в том случае, когда понятие "народ" употребляется как метаэтническая общность, иными словами, исторически сложившиеся типы этнических общностей - племена, народности, нации. Из этого следует, что когда мы употребляем понятие "народный", то оно также имеет два смысла:
1) относящееся ко всему населению, без учета национального, например, глас народный, народная молва и др.
2) относящееся к народу, как этнической общности. Например, русская народная культура, народное воспитание украинцев, народные традиции якутов и т. д.
2.3. Сущность научного понятия "нация"
Нация (от лат. natio- племя, народ) - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность. Формирование наций началось в условиях капитализма, когда сложились соответствующие экономические условия, связавшие в одну экономическую систему различные народности. Поэтому нации зачастую имеют смешанный этнический состав, например, "американская нация". Нации складываются в течение длительного исторического периода в результате соединения, перемешивания, "сплавления" представителей различных племен и народностей. Нация - феномен в первую очередь культурный, и только потом этнический и социальный.
Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства, и как этнической общности с единым языком и самосознанием.
В международном праве нация является синонимом государства. Главными признаками нации являются следующие:
• общность экономической жизни;
• общность территории;
• общие черты психологического склада, который закрепляется в менталитете народа;
• национальное самосознание;
• общность культурной жизни;
• отсутствие культового характера и др.;
Особой структурой, которая связана с территорией, и людьми на данной территории, является государство. Вся совокупность общественных структур народа создает общество данной страны.
Государства имеют важное значение в консолидации нации. В связи с этим В.И. Ленин писал, что образование национальных государств является тенденцией (стремлением) всякого национального движения "Типичным, нормальным для капиталистического периода является, поэтому национальное государство" [33] . Он обращал внимание на то, что нельзя "смешивать нацию с расой и племенем, представлять её как дальнейшее продолжение и усложнение родоплеменных связей, как вечное, естественное, внеисторическое явление". [34]
Консолидация нации облегчается наличием этнически родственных племён и народностей. Но это не обязательное условие. Нет также обязательной прямой генетической линии, связывающей этнические свойства племени, народности и нации. Фактически не существует гомогенных (однородных) наций. Все нации возникли из различных племён, а некоторые и из различных народностей. Немало наций, например американские, образовалось не только из различных этнических групп, но и из различных рас. Поэтому нельзя включать в понятие наций расовую общность. Нации не определяется также религиозными и государственными общностями. Существуют разные нации, исповедующие одну и ту же религию, и наоборот, существуют нации, части которых исповедуют разные религии. Есть разные нации, живущие в одном государстве, и нации, не имеющие своей национальной государственности. [35]
Нация - образование более высокого порядка, чем этнос. В ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникаций. Именно усиление интенсивности коммуникаций приводит к формированию общего национального языка, распространяемого как художественной литературой, так и периодикой, школами и академиями, словарями и энциклопедиями. Это способствует преодолению разнородности населения, внутренних границ, различий между хозяйственными регионами, коренным населением и мигрантами. Напротив, возникает общий рынок и общее государство, а значит - и постоянное общение, всеобщая заинтересованность в понимании друг друга. Для этого и нужен общий язык, достаточно разнообразный по словарю и средствам выражения, но вместе с тем единый для всей нации. Язык становится важнейшим средством национальной интеграции культуры. Многие нации, чтобы добиться консолидации своей нации принимают законы, запрещающие чрезмерное использование иностранных терминов или выражений из других языков.
В связи с увеличением в нашей стране и во всем мире конфликтов на национальной почве в среде молодежи актуализировалась проблема разработки теоретико-методологических основ национального воспитания.
Национальное воспитание - больше, чем просто воспитание. В национальном воспитании есть черты национально-региональные, национально-этнические, далеко простирающиеся за пределы просто воспитания. Все это естественным и закономерным образом обостряет проблему воспитания и гармонизации межличностных и национальных отношений на современном этапе развития нашего общества.