1 - из Харрана, 2 - к/из Мари. 3 - Кадеш, 4 - Гебал (Библос), 5 - Бет-Шемеш (Баальбек), б - Дамаск, 7 - Сидон, 8 - Тир, 9 - р. Иордан. 10 - Ругум-аль-Хири, 11 - Мегидда, 12 - Шехем, 13 - Бет-Эль, 14 - Раббат-Амон, 15 Иерихон, 16 - Тель-Хассул, 17-Ашдод, 18 - Аскалон, 19 - Газа, 20 - Мёртвое море, 21 - Арнон, 22 - Содом, 23 - Шавех-Кирья-таим, 24 - Хеврон, 25 - Беершева, 26 - Кадеш (Кадеш-Варни), 27 - поток Египетский 28 - Эйлат (Эцион-Габер), 29 - Эль-Паран,.30 - Синайская пустыня, 31 - Суэцкий залив, 32 - Эйлатский залив, 33 - Эль-Тор, 34 - Красное море, 35 - гора Св. Екатерины, 36 - гора Умм-Шумлр, 37 - Ун (Гелиополь), 38 - Мемфис, 39 - р. Нил, 40 - Гиза 41 - Ливан, 42 - Великое море (Верхнее море), 43 - Негев, 44 - Синай, 45 - Египет.
Поэтому по пожеланию супруги Аврам вступил в связь со своей служанкой Агарью, которая родила ему сына Измаила. А затем произошло чудо. У Аврама, которому исполнилось сто лет, и девяностолетней Сары родился сын. Это произошло после уничтожения Содома и Гоморры, когда Бог дал супругам новые имена - Авраам и Сарра. Сын Сарры Исаак хотя и не был первенцем, но согласно шумерским традициям - их придерживался библейский патриарх - считался законным наследником, потому что был сыном единокровной сестры отца. Авраам объяснял, что Сарра "дочь отца моего, только не дочь матери моей" (Книга Бытия, 20:12).
После смерти Сарры Авраам, проживший с ней всю жизнь, задумался о судьбе своего сына Исаака, поскольку "был уже стар и в летах преклонных" (по нашим подсчётам ему исполнилось сто тридцать семь лет). Опасаясь, что сын возьмёт себе жену "из дочерей Хананеев", он послал своего управляющего в Харран, чтобы тот присмотрел невесту для Исаака среди оставшихся там родственников. Прибыв в город, где жил Нахор, посланник Авраама встретил у колодца прекрасную Ревекку, которая оказалась внучкой Нахора. Ревекка согласилась прийти в Ханаан и стать женой Исаака.
После двадцати лет замужества Ревекка родила близнецов, Исава и Иакова. Первым из братьев женился Исав, взяв себе в жёны двух хеттских девушек, которые принесли много печалей Ревекке и Исааку. Подробности в Библии не приводятся, но, по всей видимости, отношения с невестками были очень плохими, потому что Ревекка однажды сказала Исааку: "Я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмёт жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?" Поэтому Исаак позвал к себе Иакова и приказал отправляться в Харран, в семью своей матери, и там найти себе невесту. Вняв совету отца, Иаков "вышел из Вирсавии и пошёл в Харран".
Из долгого путешествия Иакова из южных районов Ханаана в далёкий Харран в Библии приводится лишь один эпизод. Это ночное видение юноши, который "пришёл на [одно] место, и [остался] там ночевать". Иаков увидел лестницу в небо, по которой поднимались и спускались Ангелы Божий. Проснувшись, он понял, что это место "не иное что, как дом Божий, это врата небесные". Иаков "поставил памятником" один из камней и назвал это место Вефиль, что означает "Дом Божий". Затем он продолжил свой путь в Харран.
На окраине города он повстречал пастухов, которые поили овец у колодца. Обратившись к ним, Иаков спросил, не знают ли они Лавана, брата его матери Пастухи ответили, что знают Лавана и указали на его дочь Рахиль, которая пришла поить овец. Заплакав от радости, юноша назвал себя и сказал Рахили, что он сын её тётки Ревекки. Лаван тепло встретил племянника, обнял и расцеловал его, а также познакомил со своей старшей дочерью Лией. Отец явно хотел поскорее выдать Лию замуж, но Иаков влюбился в младшую Рахиль и предложил Лавану служить у него семь лет, чтобы получить право жениться на любимой. Однако после свадебного пира в первую брачную ночь Лаван подменил на супружеском ложе Ревекку Лией-Утром обман раскрылся, но Лаван остался непреклонен. У нас не принято, чтобы младшая дочь выходила замуж раньше старшей, сказал он, и предложил Иакову прослужить ещё семь лет, чтобы получить в жёны Ревекку. Иаков, все ещё влюблённый в девушку, согласился. Однако Лаван не хотел отпускать столь ценного работника и умелого скотовода, как Иаков. Чтобы удержать молодого человека, он разрешил Иакову иметь стадо, но чем больших успехов добивался Иаков, тем сильнее становились недовольство и зависть сыновей Лавана.
Однажды, когда Лаван с сыновьями отправились стричь своих овец, Иаков взял жён, детей и скот и бежал из Харрана. Он "перешёл реку и направился к горе Галаад".
"На третий день сказали Лавану, что Иаков ушёл. Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад".
Галаад - в переводе с древнееврейского "вечный каменный холм" - это и есть та самая круглая обсерваторияна Голанских высотах!
Разговор Лавана и Иакова начался со взаимных обвинений, а закончился мирным соглашением. Как было принято в те времена, Иаков выбрал камень и поставил в качестве пограничного знака, разделявшего владения Лавана и Иакова. Такие пограничные камни - в Аккаде их называли "кудурру" из-за округлых вершин - были найдены на территории всего Ближнего Востока. Как правило, на них вырезались надписи, содержавшие условия договора, а также призывавшие в свидетели богов обеих сторон. Следуя традиции, Лаван провозгласил, что за соблюдением договора будет наблюдать "Бог Авраамов и Бог Нахоров". Осторожный Иаков "поклялся страхом отца своего Исаака". Затем он по-своему увековечил памятное место:
И сказал Иаков родственникам своим:
наберите камней.
Они взяли камни
и сделали холм…
Иаков назвал его
Галаадом.
Поменяв всего две буквы в названии (с "Gilad" на "Gal-Ed") Иаков изменил его смысл, с прежнего "вечный каменный холм" на "каменный холм свидетельства".
Почему мы так уверены, что договор между Лаваном и Иаковом был заключён именно в этом месте на Голан-ских высотах? На наш взгляд, убедительным доказательством могут служить слова самого Иакова, который также называл это место Мицпа - "обсерватория"!
В апокрифической Книге Юбилеев, пересказывающей те же события, но из более древних источников, ставится последняя точка в описании этого события: "И он устроил там большой каменный холм во свидетельство; посему дано имя тому месту - "каменный холм свидетельства". Прежде же звали землю Гилеад землёю Рефаил, ибо она была страною Рефаимов…"
Таким образом, мы возвращаемся к загадочному месту на Голанских высотах и его названию - Гилгал Рефаим.
Пограничные камни "кудурру", найденные на всём Ближнем Востоке, как правило, содержат не только условия соглашения и имена призванных быть его гарантами богов, но и небесные символы упомянутых богов. Иногда это Солнце, Луна и планеты, а иногда зодиакальные созвездия (рис. 13) - все двенадцать. Ещё в глубокой древности шумеры различали двенадцать созвездий Зодиака:
ГУАННА ("небесный бык") - Телец
МАШ.ТАБ.БА ("близнецы") - Близнецы
ДУБ ("клешни", "щипцы") - Рак
УР.ГУЛА ("лев") - Лев
АБ.СИН ("её отцом был Син") - Дева
ЗИ.БА.АН.НА ("небесная судьба") - Весы
ГИРТАБ ("тот, кто режет клешнями") - Скорпион